Третья часть моей почти-симфонии, посвященной винодельческому хозяйству «Фанагория». В ней я попытаюсь свести воедино все свои наблюдения, однако эта часть не будет финалом. Скорее, это - Апофеоз, жирный восклицательный знак, за которым вскоре последует традиционное «Послевкусие».
Для цикла своих заметок об ОАО АПФ «Фанагория» я выбрал общий подзаголовок «Опыт воспитания чувств». Выбрал далеко не случайно: пока «партия и правительство» дружно шумят о необходимости перехода к южной модели потребления алкоголя, пока торговля спаивает население России сомнительной винообразной продукцией неизвестного происхождения (я об этом еще расскажу…), предприятия, подобные «Фанагории», выглядят некими «белыми воронами», чья стратегия и тактика развития совершенно не укладываются в привычную для современной России формулу «днем стулья - вечером деньги».
Прошло чуть более двух лет с момента моего первого знакомства с предприятием из поселка Сенной. Как я уже писал, за эти два года «Фанагория» изменилась до неузнаваемости, причем не только, если можно сказать, внутренне, в производственных помещениях, но и внешне: рядом с казавшимся почти величественным зданием центрального офиса появилось циклопическое здание склада готовой продукции, по сравнению с которым все стоящее рядом стало казаться каким-то игрушечным.
Готовая продукция. Прежде, чем эта самая продукция появится на свет, должно произойти много чего, но самое главное - нужно вырастить, если угодно, взлелеять, виноград, зерно… А потом все это необходимо убрать, доставить в цеха и переработать, да так, чтобы не было стыдно за результат своего труда.
Вас что-то смутило в последнем предложении? Насчет стыда - угадал? Так вот, говоря о кардинальных изменениях, я с радостью констатирую: главное - не изменилось. Не изменились люди. Все тот же огонь в глазах, когда они говорят о любимом деле. Будет возможность - побывайте в дегустационном зале, в хозяйстве Татьяны Черняевой! Гарантирую: вы полюбите вино так же, как любит его она. И научитесь понимать и ценить каждую каплю драгоценной влаги.
Вернемся к земле, там, где трудятся виноградари. Уже на второй день пребывания в Сенном у меня в голове вполне отчетливо зазвучало мультфильмовское: «…Маркиза, Маркиза, Маркиза Карабаса…». Потому что: «Это - виноградник “Фанагории”. И это наш. И это. И вон там…». Более 2000 га виноградников, причем прекрасно ухоженных!
(Тут меня так и подмывало съязвить относительно урожайности, сахаристости и кислотности. Мол, до сих пор земля и вино отделены друг от друга непреодолимой стеной непонимания. Но… Главный агроном Павел Курило: «Ох, уж эти виноделы! Сладу с ними нет! То подавай им содержание сахаров, то - кислот, теперь вот Ph выдумали. А еще смотрят на семечку и на кожицу. Так что только успевай поворачиваться. И мы поворачиваемся. Понимаем: из плохих ягод доброе вино не сделать!»)
Вообще, должен заметить: вся «первичка» в «Фанагории» организована на «Ъ». Собранные ягоды подвергаются легкому сульфитированию - чтобы исключить начало самопроизвольного брожения, - а после приемных бункеров их ждет почти царское обхождение: лучшее в мире оборудование по гребнеотделению и прессованию, с отделением сусла-самотека, новенькие, «с иголочки», танки для брожения из нержавеющей стали со сквозным регулированием температуры … (Вспомнил, вспомнил, к чему можно придраться: в цехе, где происходит брожение, канализация сделана неудачно. Ну, да мастерам-канализационщикам, говорят, уже указали, откуда у них растут руки, и по завершении сезона все будет исправлено…).
Дальнейший путь молодого вина зависит от … Здесь я бы мог в очередной раз посетовать на низкую винную культуру населения страны, но не буду. Не буду по одной простой причине: не мы с вами определяем ассортимент магазинов. Его определяют солидные и не очень тети и дяди, которым глубоко наплевать на содержимое наших бокалов. Им вообще на все наплевать, кроме желания поскорее вернуть вложенные деньги, и, желательно, с хорошей прибылью. В результате виноделы ВЫНУЖДЕНЫ производить то, что берет торговля: 82,6% от всех вин, произведенных предприятием в поселке Сенном - полусладкие. Добротные смеси хорошего сухого вина и вакуум-сусла. Вдумайтесь: только 9,9% вин - сухие, и только 7,5% вин - десертные! А все остальное - для утехи бизнеса от торговли! Именно так: не неких абстрактных покупателя/покупательницы, а торговли.
Так и слышу голоса: «Могли бы и не производить полусладкие. Вон, Chateau le Grand Vostock не производит, и ничего!». Да, не производит. Но в результате цены на продукцию предприятия из хутора Садовый куда как выше, чем цены на великолепные сухие вина «Фанагории». И вообще, это - тема отдельного, очень серьезного разговора, который я подниму в традиционном «Послевкусии». Пока же ограничусь лишь тем, что сегодня «Фанагория» - единственное в России предприятие, располагающее линией розлива полусладких вин холодным способом, и, следовательно, даже в этих винах удается сохранить все, что смогла им дать природа…
Что же касается сухих вин, то здесь ситуация следующая: все бутилированные сухие вина сделаны из собственного винограда «Фанагории». Выращенного, как я уже писал, на 15 различных терруарах местных высокоминерализованных почв. Контроль за качеством на всех этапах - строжайший (мне показалось, что фанагорийская лаборатория работает мало того что ежедневно, так еще и круглосуточно…). Для выдержки будущих Cru Lermont закуплен огромный - по масштабам России! - парк бочек именитого французского производителя Radoux (пробовал «прямо из бочки» Cabernet Sauvignon, Merlot и даже Pinot Noir урожая 2007 года; хороши!). А в будущем, когда завершатся работы по модернизации подвалов, вина будут выдерживаться в бочках от еще более именитого производителя Vicard… И, кстати, не только вина: в самое ближайшее время «Фанагория» порадует ценителей выдержанных виноградных спиртов собственными коньяками, из собственного винограда Юньи Блан. И не исключено, что в самое ближайшее время на прилавках магазинов появится … чача (ну, или граппа…). Ах, какая чача! Впрочем, о коньяках и чаче я еще расскажу…
Ну, и, пожалуй, для апофеоза достаточно. Почти достаточно. Ибо не могу не отметить: выпуская несметные количества полусладких вин, «Фанагория» предлагает торговле высококачественные и - по моим понятиям! - неправдоподобно дешевые сухие вина. Вина для воспитания вкуса, чувств. И если бы торговля хотя бы на минуту задумалась о своей ответственности перед будущими поколениями, то цифры потребления вина в России могли бы существенно измениться. Но… «Бизнес, только бизнес, ничего личного…». Минимизируя издержки оборота, торговля непреодолимой скалой стала на пути нашего будущего. И можно только преклоняться перед тем, что у виноделов из Сенного не опустились руки и что продолжают они творить Настоящее, Вечное…
Окончание следует…