Термин "Русская система" ввели Ю.С.Пивоваров и А.И.Фурсов (Русская система: генезис, структура, функционирование,1998 г.), и развили Д.А.Андреев и Г.А.Бордюгов (Пространсво власти от Владимира Святого до Владимира Путина, 2004 г.). Кто бы как не относился к этим авторам, идея конструктивная. Я попробовал применить их аппарат для дальнейших исследований. Получилась (с некоторой корректировкой исходной терминологии) следующая схема:
Российская история упорно развиваются в цикле:
> смута > мобилизация > стагнация > смута >
Этот цикл повторяется столетиями. Я различаю власть и кормящийся класс. Власть - это функциональное место в социальной структуре, освященное идеей и запускающее глобальные проекты развития. Кормящийся класс - это исполнители воли власти не по пониманию и призванию, а по выгоде или принуждению.
Смуту провоцирует кормящийся класс (у меня язык не поворачивается назвать его элитой). Причиной смуты являются разборки между группировками внутри кормящегося класса, а также их попытки прорваться во власть. В разгар смуты отдельные группировки прорываются к власти. Смута приносит много страданий народу, который начинает отождествлять кормящийся класс с властью.
Смута заканчивается тем, что народ, доведенный до отчаяния, создает социальную атмосферу, в результате которой приходит новая власть.
Мобилизация - продукт новой, молодой власти. Она сопровождается удачными, либо неудачными модернизационными сдвигами. При этом новая власть усиливает репрессии по отношению к старому кормящемуся классу, создавая для этого репрессивный орган - властный домен (у Ивана Грозного это была опричнина, у Петра I - гвардия, у большевиков - ЧК).
Постепенно властный домен врастает в кормящийся класс, что сопровождается ослаблением репрессий.
Стагнация возникает тогда, когда властный домен сливается с кормящимся классом и практически подменяет его собой. Состояние стагнации характеризуется паритетом между властью и кормящимся классом: они стараются не задирать друг друга, выдерживают нейтралитет. Этот период может длиться десятилетиями.
Но рано или поздно кормящийся класс распадается на группировки, между которыми начинается открытая борьба, необратимо втягивающая в междуусобицу власть и приводящая к смуте.
Сейчас мы находимся в состоянии смуты накануне формирования новой власти.