Вокруг темы депопуляции и расселения в России много шума.
Одни говорят - надо развивать крупные агломерации, осуществляющие сборку постиндустриальных проектов (Княгинин, Глазычев, Набиуллина и др.).
Другие делают ставку на развитие инновационных малых поселений (Крупнов, Громыко и др.).
Третьи считают - необходимо восстанавливать деревню.
Все эти точки зрения находятся в незаслуженной оппозиции друг к другу, и предлагают страшные кары, вплоть до уничтожения поселений, относящихся к другим точкам зрения. Совершенно дурацкая ситуация, при которой, скажем, сторонники правой руки человека хотят отрубить остальные "лишние" конечности.
Россия - многоукладная цивилизация (
http://smysloman.livejournal.com/14620.html), причем более молодые уклады сосуществуют с более ранними. С каждым укладом связан свой образ жизни, своя экономика, свои типы расселения, причем эти типы не просто сосуществуют, но и тесно взаимодействуют друг с другом.
1. Традиционный уклад связан с селом. Его системообразующим признаком является то, что народнохозяйственной ячейкой является семья (домохозяйство). Семья воспроизводится вместе с хозяйством и является источником демографического ресурса. Традиционный (сельский) уклад может воспроизводиться и в городах (и не обязательно малых!), где люди выращивают урожай, откармливают скотину. Не так просто отказаться от традиционного образа жизни и привычки делать то, что делали предки. В современном обществе этот уклад внутри одной семьи может сосуществовать с другими.
2. Индустриальный уклад имеет много форм, и для СССР (а, значит, и пространства постСССР) хорошо описан академиком Яременко. В моей книге описано, как разные формы этого уклада связаны с разными формами городов (малых торговых, поселках городского типа, горнодобывающих, моногродов, обрабатывающей промышленности, многофункциональных). Системообразующим признаком этого уклада является то, что демографический ресурс (в виде рабочего времени людей) преобразуется в общественные и личные богатства. Этот уклад может сосуществовать с традиционным (на этапе становления забирая из него ресурсы, а затем становясь донором), а также с постидустриальным (являясь для него источником ресурсов). Индустриальный уклад может существовать и на селе (раньше - совхозы, сейчас агрофирмы), но там он обязательно взаимодействует с традиционным.
3. Постиндустриальный уклад также имеет несколько форм и стадий, с которым связано несколько видов образа жизни и типов поселений. Системообразующим признаком этого уклада является преобразование всех видов ресурсов в человеческий капитал, продуктами деятельности которого является информация, знания и новые смыслы. И этот уклад также может сосуществовать с другими, образуя с ними интересные конфигурации, в том числе, в виде форм расселения людей. Наиболее известные из них - это закрытые города СССР и крупные университетские центры. Еще одна разновидность - кампусы на Западе и академгородки СССР.
Я хочу убедить уважаемых оппонентов в том, что одни типы поселений не могут существовать без других, и в эту тонкую сферу нельзя, как в посудную лавку, впускать тех или иных слонов от политики. В предыдущие этапы отечественной истории наломано много дров, и современная депопуляция, имеющая в чем-то закономерный характер (
http://smysloman.livejournal.com/14056.html), приняла катастрофический характер из-за явления, которое я называю "градостроительным экстремизмом".
Что же делать? История показывает, что любое раз возникшее поселение при изменении условий преобразуется и развивается, генерируя новые виды деятельности. По моему глубокому убеждению, не надо революций, а нужне целенаправленная политика развития систем поселений разного типа, каждый из которых развивается, поддерживает другие поселения, обмениваясь с ними ресурсами.
Для тех, кому не терпится уничтожить какой-либо населенный пункт, три мудрости:
1. К поселениям нельзя относиться как к ребенку в многодетной французкой семье, в которой супруги, взглянув на прибежавшего с улицы оборванного и грязного малыша, говорят: "Этого отмоем, или нового сделаем?".
2. Если государство когда-то создало поселение, оно в ответственности за тех людей, которых оно приручило к своей малой родине.
3. Человек, обстоятельства которого заставляют бросить малую родину, легко бросает и большую.