В XVIII-XIX веках междуречье Ишима и Иртыша, в центре которого находился Тюкалинск, называли Абацкой степью (от названия реки Абак, впадающей в Ишим), а центр междуречья Иртыша и Оби - Барабинской степью, или Барабой (по названию татарского племени).
Начнем с анализа путей сообщения от Тюкалинска. Как известно, более старая дорога, шедшая северней от Тобольска через Тару, возникла ещё в начале XVII века, а в первой половине XVIII века была обустроена и получила название «Казённый тракт». Дорога же, проходившая через Тюкалинск, возникла позже, во второй половине XVIII века и называлась «Коммерческим трактом».
Как указывают карты, на восток от Тюкалинска дорога разветвлялась.
Самый южный (и наиболее молодой) путь Коммерческого тракта шел на Омск. От Тюкалинска дорога направлялась через д. Андронкино (не сохранилась, располагалась в районе поворота с современной федеральной трассы на Троицк), Бекишевская, Суховская (восточней современной Степановки, не сохранилась). Переправа через Иртыш была от Новоархангелки на Красноярку. Оттуда через Большекулачье дорога шла на Омск.
Второй вариант Коммерческого тракта от Тюкалинска шел северней - на деревню Нагибинское. Большинство источников указывают на путь в сторону Баженово на Саргатское. Действительно, это старая проторенная дорога. В поселок Саргатское сегодня она заходит по ул. Трактовой, идет через поселение, а уже затем ведет в сторону нескольких переправ на правый берег реки Иртыш.
Смотрите карту 1891 г.:
Но за Нагибино шла еще одна, чуть более северная ветка, уводившая путешественников в сторону г. Тары. На карте 1884 год указана дорога через Б.Шипицыно, Антенинскую (сейчас с. Интенис), Кызырлинскую (ныне с. Козырлы) к Ингалинской (сейчас с. Ингалы). Далее к Могильно-Посельскому, где была переправа на правый берег Иртыша в сторону с. Пустынное. Скорей всего именно по этой дороге ехал А.П. Чехов во время своего путешествия на Сахалин в 1890 году (он красочно описал переправу от Могильно-Посельского до Пустынного).
Вот карта 1884 г.:
Где же соединялись старый Казенный и новый Коммерческий тракты? Точка соединения находится западней с. Усть-Тарка, на середине пути к Камышево. Восточней этой точки уже нет проблемы определить траекторию пути: вплоть до Каинска была одна единственная дорога.
Таким образом, поскольку река Иртыш представляла собой серьёзное препятствие, со стороны Абатской степи (от Тюкалинска) возникло много путей, образовавшихся в разные периоды, имевших разную доступность в зависимости от времени года, и ведшим к разным переправам. Современная система расселения Омской области северней города Омска сложилась на тех или иных участках этих дорог. Восточней Иртыша все эти дороги сходились в одну (у Камышево восточней Усть-Тарки), и по Барабинской степи уже шел один единственный путь, повторявший старинную, скорей всего, дотюркскую, дорогу.