На днях пересмотрела это фильм - давно хотела, потому что с первого просмотра прошло лет 10-12, и помнила о фильме я позорно мало (дальше будет понятно, почему). Но почему-то мне всё казалось, что пересмотреть стоит.
И ещё раз убедилась, что не понимаю тех людей, которые считают, что перечитывать книги и пересматривать фильмы - пустая трата времени. А между тем, это супер-способ понаблюдать перемены, которые в тебе произошли! Что кажется важным, что трогает, что смешит, что умиляет - теперь и тогда... Часто это совсем разные вещи!
В тот, первый, раз, оказывается, я ещё проецировала себя на героинь-девчонок: на Джейн - в её странности и непохожести на сверстников (и завидовала её удаче обрести кого-то, "кто тебя понимает", в лице ценителя красоты и травки Рикки); на Анджелу - в её желании выглядеть круче, взрослее, опытнее, чем она есть (и как эта шелуха мгновенно отлетает, когда в жизни доходит дело до Реального и Настоящего). Да, фильм и об этом тоже. Но не только и даже не столько! Тогда главный "месседж" фильма прошёл, оказывается, мимо меня, как и вообще образ главного героя, который воспринимался просто как взрослый не очень красивый похотливый дядька, этакий Гумберт, все страдания которого - от невозможности трахнуть молоденькую дочкину подружку. Это и было для меня тогда главной интригой фильма)
Теперь же - я отождествляла себя скорее именно с Лестером, главным героем. И в этот раз для меня этот фильм был о другом:
- о том, что утверждение про "бытие определяет сознание" вполне работает и в обратном направлении: человек есть то, чем он себя чувствует. И изменить это само-ощущение с минуса на плюс трудно, но возможно. В мире вообще очень мало действительно невозможных вещей, и цена вопроса - лишь сила нашего желания. Лестер убедительно продемонстрировал нам это, и умирает он с улыбкой.
- о преходящести и мимолётности красоты. Красота везде, мы можем топтать её ногами, как целлофановый старый пакет, а ведь всего-то и нужно, что повернуть чуть-чуть нашу внутреннюю камеру, подстроить фокус - и тогда случится маленькое чудо, и пакет, подхваченный сквозняком, воспарит сброшенной ангельской шкуркой...
- о соотношении красоты и морали. Апологет красоты Оскар Уайлд писал, что "Нет книг нравственных и безнравственных. Художнику дозволено изображать всё". Может ли быть красивым, доставлять эстетическое наслаждение страдание? А смерть? Смерть птицы? А смерть человека?
- ну и, наконец, об одиночестве и невозможности до конца понять и принять друг друга. О ритуалах, заменяющих близость, о поиске близости и её боязни. О скелетах в шкафу, которые есть у каждого из нас.
Впрочем, не исключено, что если я пересмотрю "American beauty" ещё через 10 лет, фильм снова окажется совсем о другом...) Так оно, наверное, и должно быть с хорошими фильмами.