Планируя эту поездку, мы с Ксюшей специально хотели сделать её депрессивной, с унылым, мрачным маршрутом. Думали побывать в самых серых и угрюмых местах, увидеть как можно больше грязи и разрухи, полностью пропитаться чувством безысходности. Что из этого вышло, и удалась ли наша задумка, я описал в этой статье. Отпросившись пораньше с работы, я погнал на вокзал.
Посадка в мариупольский поезд уже подходила к концу. Из-за потери связи с Донецком маршрут поезда значительно удлинился, отсюда и столь раннее время отправления. По пятницам на этот поезд просто катастрофический дефицит билетов, однако мне кое-как досталось купейное место. Весьма недешёвое, кстати. Покупая его, я рассчитывал на некий комфорт, но оказалось, что в моём купе уже сидит семеро пассажиров. В других купе - аналогично, там явно больше людей, чем они на то рассчитаны. Даже в коридоре стояли несколько человек, которым не хватило места. Я пристроился с краю в своём купе и стал восьмым человеком в этом маленьком помещении. Все мои попутчики - сурового вида мужчины, явно не избалованные жизнью. После отправления проводник прошёл и собрал наличные за проезд у тех, кто не имел билета. Взял с них даже больше, чем стоил билет в кассе. Но мужики радовались: повезло! В 2 раза дешевле, чем на маршрутке! «Ты тоже в Донецк едешь?», - спросили у меня попутчики. Я понял, что соседство с ними - это надолго. До самой Волновахи. Там у них пересадка на нелегальную маршрутку и долгая дорога через блокпосты в столицу Донбасса. Мужики возвращались домой с заработков. Но, надо отдать им должное, они даже не распивали спиртное. Когда я залез на свою верхнюю полку, внизу стало чуточку просторней.
Обычно я только «за» такую опцию, как возможность проехать в поезде без билета, если билетов нет. Пусть даже стоя в проходе. Лучше ведь ехать так, чем никак. Потому что зачастую попытка уехать на поезде в пятницу или воскресение превращается в некий социальный дарвинизм: нужно выхватывать билеты либо очень заранее, либо рассчитывать только на удачу. Первый вариант связан с риском потерять деньги, если планы вдруг поменяются. Ну а второй тем более рискован.
Здесь сами обстоятельства вынудили проводников открыть нелегальный бизнес: поезд Харьков - Мариуполь очень короткий. Это даже не поезд, а всего лишь группа прицепных вагонов к поезду Львов - Мариуполь. Такой «огрызок» не позволяет вывезти всех пассажиров в пиковые дни недели, а удлинить его нельзя: двухгруппный поезд Львов - Харьков - Мариуполь и так имеет максимально допустимое количество вагонов, установленное для участков, где он следует. Других поездов в этом направлении нет, альтернатива, как уже сказано выше - нелегальные маршрутки (хотя в эти дни, подозреваю, и они переполнены).
После Мерефы мой мобильный интернет уже ловил с перебоями, а потом сеть исчезла и вовсе. Напрасно мне пыталась дозвониться коллега, у которой что-то не получалось по работе. Я уже не мог ничего ей подсказать. За Лозовой появились свободные места в других купе, и двое донецких пассажиров куда-то ушли. Наступила тишина. Я задремал и уже не слышал, как наши вагоны прицепили к львовскому поезду. В нём из Днепра ехали те, благодаря кому, в немалой степени, эта поездка состоялась.
В 4 часа ночи, незадолго до прибытия в Волноваху, началось оживление. Пассажиры сдавали бельё, доставали чемоданы, надевали куртки. В такой суматохе и глухой бы проснулся. Хриплым голосам пассажиров вторил басистый гул ТЭ33АС и раздающийся вслед за ним грохот грузового поезда. Казалось, больше половины пассажиров вышли именно в Волновахе. Потом голоса стихли, но снова заснуть у меня не получалось. Я просто лежал в темноте и слушал, как отчаянно, меланхолично завывали колёса. Лишь после того, как проводник объявил всеобщий подъём, я слез со своей полки. На фоне разгорающегося рассвета уже виднелись суровые очертания «Азовстали».
Притащил нас в этот рабочий, портовый город бывалый трудяга - электровоз ВЛ8. Скорость от Волновахи до Мариуполя небольшая, поэтому с поездами на этом участке вполне справляются «пенсионеры».
Толпа быстро схлынула с вокзального перрона. Здесь же я встретился с Ксюшей, знакомой многим под ником Sdohnie, Кириллом, известному читателям моего блога из рассказа про поездку в Мурманск, и его спутницей Дашей. Невзрачный железобетонный вокзал не угнетал своим видом, напротив, в тёплых переливах пробуждающегося рассвета он радовал глаз. Я был рад, что через 7 с лишним лет после
той зимней прогулки я снова вернулся в Мариуполь.
Сразу за зданием вагонного депо виднелось море, очень спокойное и безмолвное в это октябрьское утро. Было прохладно. Хоть мы и не выспались, из нас не было ни намёка на плохое настроение. Казалось, что даже Ксюша, зачастую депрессивная, пребывала в добром расположении духа.
На этом пешеходном мосту мы могли бы полюбоваться восходом солнца, но вместо этого покинули станцию, чтобы созерцать восход уже в городе.
По тихим, пока ещё безлюдным улицам мы двинулись навстречу первым ослепительным лучам дневного светила. Зашли в подворотню, поглядели на довольно старые здания.
У подножия Гамперского спуска мы на секунду остановились перед знаком «движение пешеходов запрещено». И пошли дальше.
Повстречали там весьма любопытный дом со стрельчатыми окнами, кирпичными узорами и пристройкой в виде башни средневекового замка. На рубеже XIX-XX вв. здесь жил и работал известный мариупольский врач С. Гампер.
На этом своеобразная архитектура не заканчивалась.
Старая водонапорная башня пребывала во всей своей красе.
Местные подсказали нам, где с утра можно выпить кофе. И наше совмещённое с завтраком кофепитие растянулось почти на час. А потом мы направились на базар.
Но не за покупками. А чтобы сесть в трамвай.
Ещё до того, как мы пригрелись и начали дремать, Ксения предложила выйти на одной из остановок. Последовав за ней, мы вышли к 25-27 кварталам - настоящим «заповедникам» советского периода.
Сохранилась не только советская архитектура, но даже атмосфера тех времён.
Нашли не только самобытную пивнуху, но и христианскую церковь «Благодать». Где же ещё зафоткаться, как не возле неё?!
Вокруг царило спокойствие. Только четверо заезжих персон тревожили тишину этих дворов. Кирилл предпринял попытку залезть по пожарной лестнице на крышу. Однако тут же раздалась громкая ругань местного жителя, высунувшего голову из окна.
Но на крышу соседнего дома он таки залез.
Мы вволю нагулялись вдоль ветхих домов, мимо заросших бурьянами дворов, повстречали бомжей, наркоманов и бродячих животных, но в депрессию почему-то никто не впал.
Потом мы пошли на остановку, чтоб уехать в Левобережный район на трамвае. Но не тут-то было: днём в выходной, как оказалось, наш маршрут не курсировал. Между прочим, мы ожидали проехаться на раздолбанном, неисправном КТМ-5, но вместо них по городу ездили, как назло, новые вагоны.
С пересадкой в центре мы потеряли много времени, но всё же смогли уехать. Трамвай плёлся вдоль многокилометрового забора «Азовстали».
Микрорайоны, отделённые от центра Мариуполя громадным металлургическим заводом, воспринимались словно другой, обособленный город. Старой архитектуры, например, тут уже не встретить. Что ж, пусть так, мы ведь хотели осмотреть город как можно шире. Со всех сторон. Совершив контрольную закупку продуктов, мы вышли к церкви.
Около неё заметили памятник митрополиту Игнатию и обзорную площадку.
С неё открывается хороший обзор на море.
Отлично видны шлаковые отвалы «Азовстали».
Не стесняясь, мы устроили привал прям в траве, грелись на солнце и предавались чревоугодию с видом на безбрежные воды.
Уже на обратном пути заметили игривого котёнка, который охотился на богомола. Некоторые из нас не удержались, чтоб не потискать пушистика.
(фото Ксюши)
Следующим этапом нашей прогулки стал микрорайон Восточный. Когда близ Мариуполя шли боевые действия, крайние дома наиболее пострадали от обстрелов. Почти вплотную к ним летом 2014-го стояли так называемые ополченцы, готовые уже войти в город. Но потом чаша весов качнулась, и украинская армия отогнала пророссийские отряды на 15 километров восточнее, за село Широкино. Там они и находятся по сей день.
Но с виду это оказался простой спальный район. Никаких следов проходивших здесь боёв мы не заметили. Спокойно играли дети, пенсионеры, как обычно, беседовали на лавочках. За 5 лет все повреждения, если они были, успели починить. Только в одном из домов мы заметили окно, всё ещё накрест заклеенное скотчем.
(фото Ксюши)
(фото Ксюши)
Главной достопримечательностью Восточного микрорайона является заброшенный недостроенный дом. Мы направились к нему, намереваясь подняться на крышу (оттуда, возможно, даже неподконтрольная территория видна)...
Но не вышло. Лестница была обрушена. Наверх через узкий просвет между потолком и рухнувшей плитой могли пролезть разве что дети. Место достаточно депрессивное, кстати.
(фото Ксюши)
Но мы не унывали, а продолжили экскурсионную программу. Следующим этапом стала ознакомительная прогулка на трамвае вокруг комбината имени Ильича и Азовмаша.
(фото Ксюши)
(фото Ксюши)
Трамвай пробирался по трущобам больше часа, наверное. Мы ожидали увидеть из окна хардкорные промышленные пейзажи, домны и дымящие трубы. Да, где-то вдалеке мы заметили несколько труб, но в целом ничего колоссального, к сожалению, не увидели. Мы ехали вдоль невзрачных листопрокатных станов и бесконечных цехов.
Солнце уже почти закатилось за горизонт, когда мы выскочили из трамвая на проспекте Металлургов.
Таким образом, мы покатались по петле, но не замкнули кольцо: участок трамвайной сети от просп. Металлургов до ул. Мамина-Сибиряка остался необкатанным. К сожалению, уже не успевали туда съездить.
Тем временем маршрутка доставила нас в центр. Мы спешили: хотелось попасть в старую водонапорную башню. Смотровая площадка на верхнем ярусе работает дотемна, а уже темнело. Но нам повезло.
Хотя церковь и многоэтажка сильно мешали обзору,
вдали виднелся всё тот же пресловутый Азовсталь, над которым медленно восходила Луна,
а ещё дальше можно рассмотреть очертания доменных печей комбината им. Ильича, которые мы так и не увидели из трамвая.
Куда ни глянь, дымовые трубы торчали частоколом.
Разве что кроме той стороны, где море.
Любовались окрестностями мы недолго, и совсем скоро прямиком через главную площадь поспешили к нашей финишной черте.
Кирилл и Даша взяли билет на поезд, который отправлялся совсем скоро.
(фото Ксюши)
(фото Ксюши)
Проводив ребят, мы с Ксенией остались вдвоём. Кажется, она уже не сердилась, может быть смирилась со своей суровой участью. Всё тлен, с её слов, ничего не вечно под Луной. А раз так, то почему бы не выйти на пляж и в ожидании нашей электрички не погулять вдоль берега?
Мой старенький фотоаппарат уже разучился фокусироваться в темноте, но и леший с ним. Октябрьское море было совершенно спокойное, и оно обладало удивительной способностью заражать своим спокойствием.
Четырёхвагонная электричка Мариуполь - Волноваха уже стояла у платформы с открытыми нараспашку дверьми. Свободных мест в ней сколько угодно, но мы с Ксюшей сели в том вагоне, где хотя бы были люди. День в Мариуполе пролетел быстро и насыщенно, однако поездка не кончалась. Начиналась, даже может быть, самая интересная её часть - дорога назад на электричках. Но об этом
в следующей части.
До новых встреч!