Скала-Подольская - маленький, старинный посёлок в Тернопольской области между Борщёвом и Каменец-Подольским. Моим путеводителем, как обычно, выступала карта железных дорог, но, я был уверен, в этом городке существовали здания и поинтересней вокзала. Автобус доставил меня по адресу уже через полчаса.
(
вернуться к прошлой части)
Тихий, пыльный, малоэтажный городок сначала показался мне совсем не примечательным. Везде угадывалось что-то советское: то фасад, то мемориальная доска. Однако, чем дальше я продвигался по узкой центральной улице, тем более австрийскими становились постройки, тем медленней становился мой шаг.
В городке повсюду царило спокойствие: немолодые велосипедисты тихонько крутили скрипучие педали, с балконов степенно смотрели старушки. Никуда не торопились бродячие собаки. Жёлто-синие и красно-чёрные флаги, вывешенные на окнах, даже не колыхались. Тут некуда спешить: всё расположено компактно.
Обшарпанный памятник Богдану Хмельницкому всё ещё выглядел гордо, даже гармонировал со старыми окрестными домами.
Как стрела, вздымалась в небо башня костёла. Нынче ей исполнилось 300 лет. Но, несмотря на возраст, здание выглядело вполне современно.
Православный храм притаился по соседству; туда уже сходились женщины с корзинками и в платках. Приближался главный христианский праздник. Я тоже хотел побывать на службе в этот вечер. Но вспомнил, что всенощная начинается уже после захода солнца. А остаться в посёлке дотемна - значит, застрять в нём и нарушить свои планы.
Дорога спускалась всё ниже и вела меня к главному «козырю» посёлка - остаткам замка. Место не «попсовое», как Каменец-Подольский, Луцк, Мукачево, с их сувенирными лавками, а настоящее: разрушенное, запущенное, дикое.
За остатками крепостных стен расположились руины дворца Адама Тарло. Похоже, его пытались отремонтировать или законсервировать, но потом бросили.
Передвигаться по развалинам было не безопасно - камни шатались и осыпались. Под бывшим дворцом повсюду находились провалы - остатки подвалов и подземных ходов.
Сохранились отдельные фрагменты стен (да и те, судя по всему, разбираются местными), но выглядели они живописно.
Былое величие крепости особо подчёркивалось пейзажами, открывающимися с горы. Крепость стояла на высокой скале, а под скалой извивался Збруч. Отсюда и название городка, которое он носил до 1939 года - Скала-над-Збручем.
До обозначенного года по реке проходила советско-польская граница. Ещё раньше Збруч являлся пограничной рекой между Российской империей и Австрийской империей (Австро-Венгрией). Река служила линией размежевания не просто государств, а цивилизаций, мировоззрений, менталитетов. Но это в прошлом. А теперь, спустившись по крутому склону с горы, я перешёл эту неприметную речушку по шаткому подвесному мосту... И оказался в Хмельницкой области.
Я сидел у воды и долго любовался гранитными обнажениями правого, тернопольского берега.
Как вдруг пришло сообщение. Сердце словно встрепенулось - это писала бывшая (или уже не бывшая?) девушка. Было и правда неожиданно, учитывая, как она рассердилась накануне.
«Приветик, как дела? Смотри, какие куличи я испекла, хотел бы попробовать?»
Как же точно она угадала - мне действительно хотелось есть. Я знал, она превосходно готовит. С удовольствием скушал бы сытный домашний кулич. Хоть и понимал, что такая «опция» мне недоступна. В какой-то миг я задумался: а может я зря уехал скитаться? Лежал бы на диване, объедался большими пасхальными куличами, авось и от девушки б что-то перепало... Но потом одёрнул себя. Как можно возможность воочию увидеть потаённые уголки Тернопольщины променять на чревоугодие?!
Подобно этой реке, разделявшей государства, путешествия представились мне чем-то, обособившим настоящую, семейную жизнь, с борщами, пирогами и куличами, от жизни иллюзорной, исполненной псевдонаслаждений, лишённой истинного смысла. Маятник моих устремлений в тот миг качнулся из одной крайности в другую. Мечты о счастливой жизни с этой девушкой разом перечёркивали то, чем я дорожил до сей поры.
Она уже не злится - и то неплохо! Спросила, когда вернусь - значит, ждёт! Предложила даже, шутя, отправить мне кусочек кулича по почте. Но лирика потом, а теперь надо продолжать программу. Не напрасно же я приехал в эти края! Пора вспомнить о том, что в Скале-Подольской есть железная дорога.
Этот путь используется, в посёлке действует карьер парочка мелких предприятий. В советские времена там существовала большая военная часть.
Хотя, стоп, рельсы подождут. Чуть не забыл - в Скале находится не только древний разрушенный замок, а ещё и современный, совершенно целый. Построенный уже в XIX веке местным богачом.
Вот теперь, когда всё посмотрели, можно с чистой совестью вернуться к вокзалу.
Но в железнодорожную тематику давайте углубимся уже...
в следующей части.