Чуть не околел во вдальрайде. По волне из Нежина в Харьков

Jun 12, 2018 18:24

Я и рад бы был продолжить путешествие вместе с Аней, но надо возвращаться: дома не закончен ремонт. Планы у неё грандиозные - Киев, Винница, Одесса, потом Львов и Брест. Меня ожидала чисто техническая задача: доехать по волне из Нежина в Харьков. И сильный мороз, ударивший в этот вечер, меня не останавливал.

вернуться к предыдущей части
вернуться к началу

Электричка до Киева сорвалась с места, исчезла где-то во мгле. Вместе с ней унеслась и моя спутница. Внезапно свалившееся на плечи одиночество не тяготило меня; напротив - давало широкий простор для мыслей. Романтическое настроение требовало «подкрепления», и я взял в привокзальном магазинчике пива, после чего погрузился в дизель-поезд до Гребёнки.

Мороз разрисовал вагонные окна причудливыми серебристыми узорами. ДР1А тихонько тарахтел, сквозь льдинки мерцали блики от проплывающих мимо огней. Из носа при дыхании шёл пар. Пара десятков молчаливых пассажиров кутались в шубы и дублёнки. Им, как и одинокой проводнице, не было дела до моего пива. Хмельной напиток, казалось, не давал замёрзнуть. В какой-то момент мне стало даже тепло, и я расстегнул свою толстую, почти полярную, куртку.

Поезд упрямо катился дальше. Я давно потерял счёт остановкам. Пиво кончилось, и только тогда я заметил, что мои ноги замёрзли. Руки тоже быстро стыли, шарф и шапка уже не очень помогали от холода. Тут, как назло, ещё и застёжка на куртке заела. Бегунок молнии соскочил, и довольно долго я тщетно пытался поставить его на место. Мои пальцы от холода теряли чувствительность. Температура в вагоне явно не превышала ноль по Цельсию - даже разлитая на полу вода превратилась в лёд.

Увидев, как я вожусь с молнией, женщина в соседнем отсеке предложила помочь. Она как раз торгует верхней одеждой, сказала, и в этом деле профессионал. Я снял куртку и отдал ей. Женщина смогла её отремонтировать, но совсем не так быстро, как хотелось. Минут 10 трудилась она, а я за это время, сидя в одном свитере, ёжился от холода. Получив назад заветную куртку, я вскочил, быстрым шагом пошёл по вагонам - вдруг в каком-то из них теплее. Тамбуры, автоматические двери, межвагонные переходы - всё было покрыто инеем и льдом. Даже в первом вагоне, несмотря на работающий двигатель, стоял такой же дубак. Я сел там, где больше всего людей. Может, от их дыхания воздух прогреется. Но, казалось, с каждой минутой становилось ещё холодней.

Путь предстоял неблизкий. Только-только проехали Прилуки. Замёрзшие пассажиры вставали, ходили туда-сюда по вагону, пытаясь таким образом согреться. Некоторые ругались. Проходящего мимо помощника машиниста они окружили, взяли в осаду:
- Что ж это за издевательство, почему не топится в поезде? Минус 5 в вагоне, даже вода в бутылке замёрзла!
Помощник отвечал, пытаясь протолкнуться:
- Отопление работает на полную мощность, просто на улице мороз сильный, вы поймите! Это железная коробка, её тяжело прогреть! Если б не топилось, тут было бы минус 25!

Пассажиров такой аргумент не взбодрил, люди продолжали роптать. Парень еле смог вырваться из толпы. Несмотря на зимние меховые ботинки, мои ноги уже задубели, я с трудом чувствовал пальцы. Надел на себя 3 пары носков - всё, что у меня было, - и принялся растирать ступни. Не хватало ещё отморозить что-то. Когда чувствительность вернулась, я разорвал газету, обернул нею ноги и зашнуровал ботинки. От холода любые подручные средства хороши. Это помогло, правда, ненадолго.

Через какое-то время ноги мои вновь стали коченеть, а тело пронизывала мелкая дрожь. Я понял, что сидеть на одном месте нельзя, необходимо двигаться. Сколько ещё оставалось ехать, я не знал, ведь за обледеневшими окнами ничего не видно, а машинист не объявлял остановки. Чувствовал себя запертым в морозильной камере. Отжимание на спинках сидений, как на брусьях, подтягивание на багажной полке, как на перекладине в другой ситуации могли бы расцениваться, как вандализм. Но в этот момент такая разминка была необходимостью. Не сказать, что от этого я согрелся, но кровь по венам чуточку разогнал. Пенсионеры смотрели на меня косо - они так поступить не могли, им оставалось только мигрировать взад-вперёд по вагону, словно нахохленные пингвины.

Несмотря на «физкультминутку», мороз предательски проникал до самых косточек. Нельзя сидеть ни минуты! В туалетной комнате я заметил, что вода в кране не замёрзла, и даже чуть тёплая. Она ведь поступает из системы охлаждения двигателя. Мне в голову пришла запоздалая идея: надо идти в моторное отделение! Возле дизеля точно не будет холодно! Толкнув дверь, я с удивлением обнаружил, что она не заперта. Возле дизеля и правда было тепло, только очень шумно. Теперь главное - не получить взбучку от машиниста, ведь я проник в служебное помещение, доступ пассажиров в которое запрещён. Проходящий мимо помощник отреагировал вполне лояльно:
- Ну ладно, грейся, только ни к чему не прикасайся.

Под конец моему примеру последовали ещё пара-тройка пассажиров. Когда у меня заболела голова от шума и запаха гари, я вернулся в салон. Увидел, как вдалеке уже сияют яркие огни Гребёнки.

Позади 3 часа пребывания в «морозилке». Но холод на улице был ещё суровей. Мороз свирепо щипал лицо, перехватывал дыхание. Желание сфотографировать дизель-поезд отпало само собой, и я спешно просочился в здание вокзала. Успел заметить лишь, что термометр показывал минус 27 градусов. Такие морозы в Украине случаются даже не каждый год…

Внутри вокзала было довольно тепло, но дыхание моё вдруг спёрло от запаха бомжатины… Десятки бездомных сидели в зале ожидания, валялись на полу и на подоконниках рядом с батареями. Я прошёлся во второй вокзал (В Гребёнке их два), но там была аналогичная ситуация. Возможно, лучше немножко помёрзнуть, походить туда-сюда по платформе, чем вдыхать этот «аромат», подумал я. Но, 5 минут спустя, мороз заставил меня передумать.

Найдя в зале ожидания свободное местечко, я пристроился и кое-как принюхался, обернув рот и нос шарфом. Из двух зол выбирают меньшее. До моей электрички ещё полтора часа. По телевизору шёл выпуск «ТСН», и я узнал, что «титушки» в центре Киева вновь забросали активистов Евромайдана коктейлями Молотова, а «Беркут» снова кого-то расстрелял. Активисты были вынуждены защищаться брусчаткой. За 3 дня моего путешествия я пропустил уже несколько серий остросюжетного сюрреалистичного сериала под названием «Революция достоинства».
- Вот свергнут Януковича, заживём! В Европу поедем, ребятки! Прощая, Россия! - воскликнул кто-то из бомжей.

Услышав объявление, что прибывает электропоезд из Полтавы, народ воспрянул духом и дружно высыпал на платформу. С разочарованием я обнаружил, что к платформе подъехал состав ЭР9М, хотя чаще всего здесь попадались электропоезда ЭПЛ9Т. В другой ситуации я даже обрадовался бы - в ЭР9М ведь мягкие сидения, более просторный салон, широко открываются форточки. Зато у ЭПЛ9Т есть актуальное достоинство - они лучше отапливаются, в них герметичные стеклопакеты. Что ж, выбирать не приходится.

Всего один светильник, работавший в салоне, лёгкое покачивание и монотонный вой двигателей великолепно способствовали сну. Но не в этот раз. Ледяной воздух проникал изо всех щелей, на стёклах также местами был иней. Калориферы работали непрерывно, но в вагоне всё равно было очень холодно. Кутаясь в капюшон и шарф, я пытался укрыться от пронизывающего холода, но всё равно замерзал. Как тут не мёрзнуть, если старые стеклопакеты сплошь были со щелями. Ещё и раздвижные двери в салон то и дело открывались на поворотах, а обратно не закрывались.
Впервые во время поездки по этой волне за ночь я не сомкнул глаз. От холода я не мог уснуть, да и слава богу - чревато. Периодически вставал, делая разминку, а остальное время сидел, укутавшись и поставив ноги на калорифер.

После Полтавы начало светать. В то время электричка не заезжала на Полтаву-Южную, а шла прямиком в Огульцы. Скрестив ноги и руки, заправив джинсы в носки, я выбрал позу с минимальной поверхностью теплоотдачи. Таким образом я и доехал до конечной.
(1)


(2)


В графике движения того года пересадка по Огульцам была не согласована. Из-за скоростного движения электричку на Харьков сместили, и она отправлялась полтора часа спустя после прибытия полтавской.
(3)


Можно было выйти на трассу, пролегающую неподалёку, и проехать оставшиеся 40 километров автостопом. Но я решил сохранять верность железной дороге, как бы соблазнительно не смотрелась автотрасса.

Снег искрился в солнечных лучах и ослеплял глаза. Казалось, стало чуть теплее. Я пошел побродить по окрестностям, а заодно посмотреть, как устроена контактная подвеска в месте стыкования двух родов тока. Так выглядит горловина станции со стороны Харькова. Знак "Отключить ток". Ток постоянный 3 кВ (контактный провод двойной).
(4)


Начало нейтральной вставки. Подходит одинарный провод, не находящийся под напряжением.
(5)


Разъединитель для замыкания нейтральной вставки на землю.
(6)


Конец контактной сети постоянного тока (двойной провод заканчивается и крепится растяжкой к следующей опоре).
(7)


Справа подходит растяжка провода переменного тока (одинарный).
(8)


Конец нейтральной вставки, нейтральный провод отходит вправо, и дальше идет контактная сеть 27,5 кВ переменного тока.
(9)


Знак "Включить ток на электровозе".
(10)


Я помню станцию Огульцы ещё до электрификации. С тех пор всё изменилось коренным образом. Полностью перестроено путевое развитие, возведён новый вокзал.
(11)


Станция стала именной, полное её название - Огульцы имени Александра Пучко.
(12)


(13)


(14)


(15)


В зале ожидания, к сожалению, было очень холодно. Доброжелательная дежурная по станции позволила мне и ещё десятку пассажиров подождать электричку в служебном помещении. А именно, в релейной.
(16)


Мимо промчались несколько скорых…
(17)


(18)


А вот уже и наша «карета».
(19)


В старенькой ЭР2 я наконец-то отогрелся. Учитывая, что я сел над двойной «печкой», в «пятую точку» хорошенько припекало. Локбригада «кочегарила» на полную катушку, я даже чуть не расплавил подошву ботинок, поставив их на калорифер.

Так и закончилась моя поездка. Было интересно: я открыл для себя новые уголки Черниговской области. Поездка на электричках в почти экстремальных условиях стала для меня испытанием на прочность, которое я успешно прошёл, даже не простудившись. А теперь пора вернуться к будничным делам. До новых встреч!

Если вам нравятся мои путешествия, то можете поддержать блог (переводы анонимные, перевести можно любую сумму):







Все посты блога

Гребёнка, Огульцы

Previous post Next post
Up