Было ещё темно... На газовой плите посвистывал котелок, в котором закипала вода для термоса. А я в это время нарезал «походные» бутерброды и собирался в дорогу. Старался ходить по квартире исключительно тихо, чтоб ненароком не разбудить родных. Ну, вот, чай заварен, съестные припасы упакованы, паспорт, деньги, расписания - на месте, запасные носки, сменные аккумуляторы к фотоаппарату - в рюкзаке. Пора в путь!
Полупустой вагон метро, ещё не проснувшаяся привокзальная площадь... Я остановил свой взгляд на изящной громадине вокзала. Более полувека это здание встречает и провожает пассажиров. Наверное, 9 из 10 моих поездок начинаются с этого места. Но каждый раз вокзал кажется чуточку иным: то хмурым, то приветливым… Этим утром он будто бы мрачноват. Перед ним, как обычно, многолюдно: кто-то торопится, а кто-то изнывает в ожидании. Мне захотелось вдруг передать вокзальное настроение с помощью фото, и в этот момент я застыл на месте, пронзённый мыслью - фотоаппарат-то остался дома!
Вернуться за ним я никак не успел бы. Да и не является он, строго говоря, необходимой вещью в поездке. Просто я привык фотографировать увиденное в поездках, чтоб лучше сохранить в памяти яркие моменты, поделиться фотографиями с другими путешественниками. Конечно, без фотоаппарата поездка в некоторой мере теряла свою ценность. Но, к счастью, я ехал не один, а камеры в телефонах были, пожалуй, у каждого. Да и я, если что, мог достать из кармана 2-мегамиксельный Sony Ericsson, на который не фотографировал с 2011 года.
На ступеньках, у парапета, я случайно заметил Кирилла. Часом ранее он приехал из Днепра и как раз пытался мне дозвониться. Не понадобилось: я тут как тут, собственной персоной. Через несколько минут к нам пожаловали Ярослав и Алексей. Вместе пошли к 4-й платформе. Там уже вовсю «коптил небо» пригородный поезд Харьков - Люботин.
В салоне 5-вагонного ДР1А было холодно и почти пусто. Мы заняли места. Вскоре отправились. Теперь это единственный рейс в Харькове, кстати, который обслуживается составом дизель-поезда. И то, только по будним дням.
По вагонам прошла проводник-кассир, я попросил её выбить пригородные билеты сразу до Сум. За 47 гривен она продала нам групповой билет на 3 человека (у четвёртого было льготное удостоверение).
Лёха достал свою рацию, принялся сканировать радиоэфир.
Долгое время никакие сигналы не попадались, а потом всё же удалось поймать переговоры машинистов и диспетчера. Ну а Кирилл, измотанный ночной поездкой на деревянной лавке красноградской электрички, на некоторое время уснул.
В Люботине должна была происходить пересадка на пригородный дизель Люботин - Сумы. Я ещё ни разу не ездил по этой волне, но слышал, что в Люботине производится размен: дизель из Харькова уходит в депо на техобслуживание, а из депо подаётся другой состав под сумской рейс. В нашем случае этого не произошло. Дизель продолжил свой "забег" по маршруту Харьков - Сумы. Не пришлось даже вставать с насиженных мест.
На улице посыпал снежок, а мы глядели в окно. Обогнали «чмуху», которая тащила головной вагон от электрички.
Потянулась длинная череда остановочных пунктов и станций.
В Мерчике кончилась электрификация, и мы оказались в местах, где господствует автономная тяга. Состав «шуршал» на удивление быстро, с разгону брал подъёмы и резво скатывался со спусков, иногда даже прибывал на станции раньше графика. В Богодухове мы повстречали поезд из одного вагона и маневрового тепловоза - теперь он ездит по тупиковой ветке в Гуты вместо рельсового автобуса, последний рейс которого
мы обкатывали летом. Из-за необходимости манёвров по станциям, график у этого поезда гораздо более растянутый.
Ветка, по которой мы ехали, живописна: пересечённая местность, сосновые леса... Но зимой всё выглядело невзрачно. Полноводную Ворсклу сковал лёд, широкая пойма реки угадывалась лишь по камышам, торчащим из снежного покрывала.
199 км от Харькова до Сум дизель преодолел за 5 часов 38 минут.
6269, Харьков-Пасс. - Люботин
Харьков-Пасс.
08:12
о.п. Новосёловка
08:17
1 мин
08:18
Новая Бавария
08:26
1 мин
08:27
о.п. Минутка
-
о.п. Рыжов
08:33
1 мин
08:34
о.п. Песочин
-
о.п. Рай-Еленовка
-
о.п. Коротич
-
о.п. 21 км
-
о.п. Водяное
08:49
1 мин
08:50
Люботин
08:55
6267, Люботин - Сумы
Люботин
09:12
о.п. Любовка
09:18
1 мин
09:19
о.п. Караванная
-
Майский
09:24
1 мин
09:25
о.п. Манченки
09:28
1 мин
09:29
о.п. Ореховая Роща
09:34
1 мин
09:35
о.п. Просторное
09:39
1 мин
09:40
Мерчик
09:44
1 мин
09:45
о.п. Газовое
09:48
1 мин
09:49
о.п. Буклевское
09:53
1 мин
09:54
о.п. Репки
09:59
1 мин
10:00
о.п. 198 км
10:04
1 мин
10:05
Максимовка
10:11
1 мин
10:12
о.п. Сухины
10:17
1 мин
10:18
Гавриши
10:23
1 мин
10:24
о.п. Семёнов Яр
10:30
1 мин
10:31
Богодухов
10:37
1 мин
10:38
о.п. 168 км
10:45
1 мин
10:46
Губаревка
10:54
1 мин
10:55
Купьеваха
11:04
1 мин
11:05
Спицин
11:12
1 мин
11:13
о.п. Яблочное
11:17
1 мин
11:18
Кириковка
11:27
1 мин
11:28
о.п. Казацкое
11:32
1 мин
11:33
о.п. Ворскла
11:38
1 мин
11:39
Бакировка
11:42
1 мин
11:43
о.п. Рупино
11:53
1 мин
11:54
Смородино
11:58
2 мин
12:00
о.п. Алексино
12:07
1 мин
12:08
Скряговка
12:13
1 мин
12:14
о.п. 102 км
12:18
1 мин
12:19
о.п. 98 км
12:25
1 мин
12:26
Боромля
12:34
1 мин
12:35
о.п. 86 км
12:42
1 мин
12:43
о.п. Имени Василия Несвита
12:49
1 мин
12:50
Сыроватка
12:58
16 мин
13:14
о.п. 70 км
13:19
1 мин
13:20
о.п. 67 км
13:24
1 мин
13:25
Басы
13:30
1 мин
13:31
о.п. Олдыш
13:35
1 мин
13:36
Сумы-Тов.
13:40
1 мин
13:41
о.п. 58 км
13:43
1 мин
13:44
Сумы
13:50
За это время мы успели заметно подмёрзнуть (салон так и не нагрелся), да и задницы наши чуток побаливали от продолжительного сидения на деревянных лавках. С нескрываемым облегчением мы сошли на платформу конечной станции.
Хотелось пообедать и погреться, так что мы отправились на поиски местной «забегаловки». Возле вокзала расположено кафе «Восточный экспресс» в форме паровоза, но оно, как оказалось, не функционировало.
Пройдя квартал, мы наткнулись на небольшую кофейню. Цены там, правда, изрядно кусались, но мы всё же скоротали там полчасика за чашечкой «американо». А потом вернулись на вокзал, где уже продолжалась посадка на дизель-поезд Сумы - Ворожба. До его отправления оставалось минут 5, и я спешно пошёл к пригородным кассам. Однако, кассир отказалась продавать мне билеты, мол, поезд сейчас отправится, покупайте в вагоне у разъездного кассира. На ходу я «щёлкнул» дизель своим телефоном.
Уже не было времени подбирать ракурсы, но на снимке всё же видно двух тёть-кассиров, стоящих у двери последнего вагона. Они-то на меня и набросились: «Какое право вы имеете фотографировать?! С какой целью вы снимаете?! Фотографировать поезд запрещено, это стратегический объект!» Мне даже смешно стало от их ретивости! Я б ещё понял такую реакцию, если б снимал их крупным планом на большую «зеркалку», но придирки к «телефонографии» - это у меня впервые. Я им, конечно, дал понять, что вокзал - это место общего пользования, следовательно, я имею право снимать хоть до посинения. Это их не убедило, но времени на препирания уже не оставалось. А потому мы купили у них билеты до Конотопа и поднялись в вагон.
Состав был также 5-вагонный, но заполненный почти на 100%. Не без труда мы нашли места, чтобы примоститься. Прозвучал тифон, поезд плавно тронулся с места и принялся кланяться полустанкам.
6513, Сумы - Ворожба-Пасс.
Сумы
14:54
о.п. 52 км
14:58
1 мин
14:59
Торопиловка
15:07
1 мин
15:08
о.п. 40 км
15:14
1 мин
15:15
Головашевка
15:20
1 мин
15:21
о.п. Лекарское
15:27
1 мин
15:28
Амбары
15:35
2 мин
15:37
о.п. 24 км
15:41
1 мин
15:42
Виры
15:48
1 мин
15:49
о.п. Ульяновка
15:55
1 мин
15:56
о.п. 15 км
15:59
1 мин
16:00
Торохтяный
16:06
1 мин
16:07
Белополье
16:15
2 мин
16:17
Ворожба-Пасс.
16:26
Пока ехали, я звонил по заранее выписанным номерам насчёт съёмных квартир в Шостке - именно там мы собирались остановиться на ночь. Возможно, мне следовало сделать это до поездки, но я только несколькими минутами ранее узнал, сколько нас будет в итоге. Владислав, мой друг из Киева, позвонил и сказал, что всё-таки приедет. А значит, нужна квартира на пятерых.
Такую я нашёл и забронировал быстро. Недалеко от вокзала, да и цена «вкусная». Только вот незадача: через полчаса хозяйка перезвонила мне и сказала, что не сможет нас принять, потому что кто-то продлил проживание. С поиском запасного варианта получилось сложнее - некоторые хозяева побаивались принимать пятерых. Но в итоге дело было сделано, результат достигнут, и цена такая же.
Мне затем позвонил Дима и сообщил, что команда из пяти киевлян успешно стартовала нам навстречу в региональной электричке Киев - Шостка. Пожелали друг другу счастливого пути. Через несколько часов мы увидимся в Конотопе.
Когда наш дизель прибыл в Ворожбу, начало смеркаться.
Будучи знакомым с ассортиментом местных бабуль, я купил у одной из них пару пирожков. Знаю: они порожняк не гонят (на правах рекламы). Затем мы пошли в кассу, взяли билеты дальнего следования от Конотопа до Шостки на региональную электричку, в которой ехали киевляне. В Конотопе мы вряд ли успели бы это сделать - на пересадку там всего лишь 15 минут. Но, как выяснилось, мы поспешили с покупкой: Дима перезвонил и сказал, что вагон почти пустой, он уже договорился с проводником, что тот сможет нас к себе взять без билетов, за скромную плату.
Тем временем на станцию прибыл пассажирский поезд Сумы - Шостка. В нём было всего лишь 2 вагона.
Да, мы могли ехать в нём без пересадок, но во времени таким образом мы бы абсолютно не выиграли, а в деньгах проиграли. Только электрички, только хардкор!
Билеты на полный маршрут от Харькова до Шостки, кстати, обошлись нам в очень даже демократичную сумму: 53 гривны.
На региональную электричку Ворожба - Фастов уже началась посадка. Её яркие светодиодные фары почему-то никак не позволяли моему телефону сфокусироваться.
Но, несмотря на то, что эта электричка считается поездом дальнего следования, в первых двух вагонах на участке от Ворожбы до Конотопа разрешается проезд по пригородным билетам. А значит, наши билеты, купленные в Сумах, вполне действительны. Мы заняли свободный отсек. Проводница покосилась на нас, но ничего не сказала. Я принялся уплетать свои пирожки. И делал это настолько заразительно, что, глядя на меня, мои попутчики тоже соблазнились свежей сдобой. Сочник с творогом оказался особенно вкусным. Когда до отправления оставалось несколько минут, ребята решили сбегать к бабулькам, взять и себе по пирожку. Но им не повезло: все пирожки распродали.
За окнами быстро стемнело. Электричка спешно устремилась на запад. Останавливалась на всех остановках, но почти никто не заходил и не выходил. Большинство пассажиров нашего вагона ехали в Киев, просто до Конотопа по пригородным билетам, а дальше - уже по билетам дальнего следования. Так получается немножко дешевле. Но особого ажиотажа не было, свободных мест хватало. Воспользовавшись вакантностью трёхместного сидения напротив, я лёг поровнять спину. А машинист хрипло объявлял причудливые названия остановок...
817Л, Ворожба - Фастов
Ворожба-Пасс.
17:22
о.п. Бабаковка
17:33
1 мин
17:34
Кошары
17:40
1 мин
17:41
о.п. Карпиловка
17:46
1 мин
17:47
о.п. Клепалы
17:51
1 мин
17:52
Путивль
18:00
2 мин
18:02
о.п. Степановка
18:10
1 мин
18:11
Путейская
18:19
1 мин
18:20
Грузское
18:24
1 мин
18:25
о.п. Зафатовка
18:27
1 мин
18:28
о.п. Дубинка
18:31
1 мин
18:32
о.п. Вязовое
18:35
1 мин
18:36
Дубовязовка
18:39
1 мин
18:40
о.п. Джигаевка
18:43
1 мин
18:44
о.п. Калиновка
18:48
1 мин
18:49
о.п. Лобковка
18:52
1 мин
18:53
о.п. Железобетонный
18:57
1 мин
18:58
Конотоп
19:04
23 мин
19:27
Через полтора часа за окном замаячили яркие огни, электричка сбавила ход, отклоняясь по стрелкам. Пора вылезать!
Лёгкий морозец Конотопа показался даже приятным после душного вагона. Долго ждать не пришлось, вскоре на станцию прикатила региональная электричка из Киева.
Я уже давно не виделся с Димой, Дашей, Леной, Лёшей и Орестом. Наши компании слились воедино, и в вагоне сразу стало в 2 раза шумнее.
Эта электричка отличалась от пригородной только тем, что останавливалась только на некоторых станциях.
816Ш, Киев - Шостка
Конотоп
19:15
15 мин
19:30
Виревка
-
о.п. Река Сейм
-
Мельня
-
о.п. Присеймовье
-
Алтыновка
-
о.п. Майоровка
-
о.п. Лапшин
-
Кролевец
20:06
2 мин
20:08
о.п. Реть
-
Брюловецкий
-
о.п. Пиротчино
-
Терещенская
20:28
2 мин
20:30
о.п. Осота
-
о.п. Бригадный
-
Шостка
20:43
И через час с небольшим мы приехали в Шостку, тем самым поставив точку в своём пересадочном «марафоне» в этот день.
Первым делом мы направились в ближайший супермаркет пополнять продуктовые и пивные запасы.
Ну а затем пришлось снова разделиться. Найти одну квартиру на десятерых не представлялось возможным, поэтому мы сняли две: днепровско-харьковская бригада в одной, а киевско-львовский отряд - в другой.
Вечер незаметно растаял за разговорами. Мы с Кириллом в подробностях рассказывали Ярику и Лёхе о нашей поездке в Мурманск, а они, в свою очередь, соблазняли Кирюху рассказом о поездке в Чернобыльскую зону. Мы с комфортом разместились в двухкомнатной квартире. И когда все уже заснули, я продолжал смотреть фильм с Джеки Чаном по телеку. А в час ночи я опять пошёл на вокзал - надо было встретить Влада из Киева. Из-за работы он не мог выехать вместе с остальными, поэтому ему пришлось добираться в скором поезде.
Возвратившись на съёмную хату, мы мгновенно «отрубились», даже несмотря на то, что кто-то из парней «заводил мотоциклы» во сне. На следующий день нам предстояло всё то, ради чего мы здесь собрались. Но об этом -
в следующей части.