Моё следующее утро началось не с кофе. В 7 часов утра ещё продолжалась ночь, и вставать так рано мне совсем непривычно. Как следует поспать в хостеле, к сожалению, мне не удалось, потому что кто-то из соседей открыл ночью окно, а кто-то громко храпел. Немножко времени у меня ещё было, я успел залить кипятком мюсли, чтоб не ехать на вокзал на голодный желудок.
Вернуться к предыдущей части За ночь улицы Орла посыпало снежком. Однако, он быстро таял. Полупустой троллейбус привёл меня на вокзал раньше, чем я рассчитывал, поэтому у меня было время поснимать виды станции с моста.
Вдали за вокзалом уже стояла электричка из Скуратово, на которой прибыли московские ребята.
Но некоторые из них приехали через Брянск в одной из этих автомотрис. Та, что справа, кстати, через некоторое время повезёт нас в Ливны. Обкатка этой ветки и посещение Ливен - одна из целей нашей поездки.
Мне позвонил Денис, куратор поездки, и сказал, что они уже сидят в «ачке». Я спустился к пригородным платформам и нашёл ребят в 1-м вагоне двухвагонного поезда.
Денис и Сергей «Stillask» удобно расположились в салоне. Им с ночёвкой «повезло» ещё меньше, чем мне - ночью в Скуратово вокзал был закрыт, так что они были вынуждены ночевать на чердаке заброшенного дома. Чуть позже подошли ещё трое - Андрей, Миша и ещё один Андрей. Из всей компании я был знаком только с Денисом, но это «упущение» легко исправляется. Должен был приехать ещё один участник из Москвы. В отличие от остальных, он добирался в Орёл на скором поезде, который, к сожалению, опаздывал по прибытию. Времени на пересадку у него было совсем впритык. Вот уже машинист объявил отправление... Всё, он не успел. Андрей и Миша, глянув карту, позвонили ему и посоветовали идти к остановочному пункту 5 км, чтоб там перехватить нас.
Дизель-поезд АЧ2, он же «ачка», плавно тронулся. Точь-в-точь как в старом добром Д1, в салоне едко запахло дизельной гарью. Поездка в таком транспортном средстве для меня экзотика, ведь в моих краях они используются разве что в качестве служебных автомотрис для руководства. В пассажирском сообщении АЧ2 используются только на Московской ж/д.
Окно в туалете почему-то было зарешёчено.
Наступающий рассвет позволил нам полюбоваться видами на частный сектор Орла.
Станция Лужки-Орловские. Это брянское направление.
Пользуясь 13-минутной стоянкой, мы вышли подышать воздухом.
Машинисты перешли в другую кабину, поезд снова тронулся. Дело в том, что со станции Орёл в сторону Верховья нет прямого съезда, и поездам, следующим на восток, необходимо менять направление.
Мы пересекли по мосту электрифицированный главный ход.
С насыпи, по которой мы двигались, открывалась неплохая панорама.
Как тут не открыть форточку и не сделать несколько кадров? Но, после пары щелчков затвора, в динамике раздался крик машиниста: «Корреспонденты, закройте окна!!!»
Мы повиновались, чтоб не нервировать его.
На «5 километре» к нам наконец-то присоединился седьмой участник, Витя. Ему сыграло на руку, что наш пригородный следует таким хитроумным маршрутом со сменой направления. Кстати, именно после этой остановки салон плотно наполнился пассажирами. Оно-то и понятно, люди предпочитают садиться здесь, ведь расстояние между главным вокзалом и о.п. 5 км всего полтора километра, а разница во времени отправления 47 минут.
Где-то здесь, видимо, начала свою работу кассир-контролёр. Билет я не брал. Денис посоветовал мне на остановках «мигрировать» из одного вагона в другой. Между ними нет прохода, и теоретически так можно ехать без билета неограниченно долго. Решил придерживаться принципа «как все, так и я». Но пока контроля не было, я продолжал смотреть в окно.
Станция Кузмичёвка.
Быстро набирая скорость, поезд катился по насыпям и выемкам, проезжая неровности Среднерусской возвышенности.
Помощник машиниста, проходя по вагону, сказал нам не высовываться из дверей и окон, не мешать тем самым машинисту работать.
А вот и проверка билетов. Как оказалось секунду спустя, у всех моих коллег билеты были на руках. Получилось, что только я ехал «зайцем». Бегать от кассира в одиночку мне не хотелось точно. Когда она подошла и спросила, что у меня за проезд, я попросил продать мне билет со скидкой. Может быть, до Русского Брода или Здоровца, хотя я не скрывал, что еду до конечной. «Ага, ещё чего! - ухмыльнулась кассир. - Какую остановку мы только что проехали?» В итоге, я заплатил за проезд от 19 километра до Ливен, что на пару десятков рублей дешевле, чем билет от Орла.
Продолжаем движение на восток.
Станция Залегощь.
Станция Дишня.
Платформа Туровка, бывшая станция.
Узловая станция Верховье. Стоянка поезда 24 минуты.
Наш пригородный поезд значится в расписании как два согласованных поезда Орёл - Верховье и Верховье - Ливны. Парни начали волноваться, что, возможно, в Верховье придётся совершать пересадку. Кто-то сказал, что, возможно, второй вагон отцепят, и дальше в Ливны поедет только одна автомотриса. Даже Денис, который проспал почти всю дорогу, проснулся, ожидая возможную пересадку в другой вагон. Но машинист развеял наши сомнения. Оба вагона поедут в Ливны.
С противоположной стороны вокзала стояла ещё одна сдвоенная АЧ2, готовая отправиться в Орёл.
На оси станции расположен знак «0 км». А значит, отсчёт расстояния в сторону Ливен начинается от этой отметки.
Именно туда мы и поехали вскоре. Дизель повернул вправо и отклонился на юг. А прямо от Верховья продолжается ветка в Елец. Увы, в ту сторону пригородного движения нет.
После череды остановочных пунктов мы прибыли на станцию Русский Брод.
Бывшая станция Здоровец. Время на часах перевалило за полдень, а мы всё ещё едем.
И вот, наконец, нас приветствует станция Ливны.
Времени до следующего поезда у нас немногим больше, чем два часа. А значит надо торопиться, чтоб успеть осмотреть город.
Но сначала решили осмотреть станцию. Возле платформы заметили скульптуру то ли крестьянки, то ли балерины, то ли тяжелоатлетки (но в таком случае, не хватает штанги).
А нас тем временем заметили полицейские. Естественно, им захотелось подойти и узнать, что это за делегация из 7 человек с рюкзаками наведалась в их скромный городок.
- Здравствуйте, вы откуда?
- Из Москвы, - сказал кто-то.
- Позвольте взглянуть на ваши документы...
Полицейские один за одним просмотрели паспорта у всех, только мой не посмотрели. Я держал свой паспорт в руке, и вероятно, они запутались, у кого смотрели, а у кого нет. Ну и слава Богу, ведь отсутствие двуглавого орла на страницах моего паспорта могло вызвать дополнительные вопросы.
- Записывать их будем? - спросил один полицейский у другого.
- Да не надо, пусть идут, нормальные ребята. Куда вы сейчас, в центре погуляете? - произнёс второй.
- Хотим сейчас на Адамовскую мельницу проехаться, - сказал я. Просматривая в интернете, какие достопримечательности есть в Ливнах, я наткнулся на симпатичное заброшенное здание мельницы в 6 километрах от вокзала. Предложил ребятам туда съездить.
- Да, там красиво, съездите, посмотрите, - сказал полицейский и попрощался.
Успеть за 2 с небольшим часа дойти пешком до мельницы, посмотреть её и вернуться не было никакой возможности. Поэтому мы сразу пошли к стоянке такси. Расположившись в двух машинах, мы покатили к выезду из города.
Договорившись с водителями, что они подождут нас минут 15, мы направились к старинному зданию.
- Только вас туда не пустят, - сказал нам вслед один из водителей.
И правда: только мы подошли к мельнице, громко залаяла собака, а изнутри вышел охранник.
Это разочаровало нас. Ведь хотелось подняться наверх. Договориться с охранником не удалось, но он разрешил погулять вокруг.
Здание является памятником промышленной архитектуры конца XIX века. Однако, оно принадлежит частному собственнику, который, вероятно, решил облагородить территорию (зачем-то установили парковые фонари).
Рядом с мельницей протекает река Сосна, на которой расположена плотина. Раньше там существовала небольшая ГЭС, снабжавшая электроэнергией мукомольные агрегаты.
(фото Stillask)
Мельница проработала вплоть до начала войны. Перед тем, как оставить Ливны немецким войскам, её пытались подорвать, но безуспешно. Это привело только к разрушению угла здания.
Пребывая в смешанных чувствах, мы пошли обратно. Таксисты нас заждались, наверное. Время ещё позволяло осмотреть сам город, и мы попросили водителей доставить нас на центральную площадь.
Заплатив по 300 рублей за машину (что, в общем-то, недорого, если разделить на всех), мы прибыли на площадь Победы.
Главная ливенская ёлка во всей красе.
Скульптурная группа воинов-освободителей.
Аллея с бюстами героев Советского Союза.
Кафедральный собор Сергея Радонежского.
Городской дом культуры.
Огромная стела с выдержкой из декрета Ленина "О земле".
Симпатичная белая ротонда.
С неё открывается панорама городских окраин.
Сосна изгибается дугой и течёт едва заметно. Где-то вдалеке можно разглядеть силует Адамовой мельницы, которая была бы самым высоким зданием города, если б не элеватор возле вокзала.
Идёт ремонт моста.
Ещё одна стела, на сей раз посвящённая 400-летию города.
А мы вышли на покрытую слякотью улицу Горького и двинулись в направлении супермаркета. По пути прошли дом Жеребцова, образец провинциальной архитектуры XIX века.
Ещё один симпатичный домик.
И здание лицея им. Булгакова, одно из старейших учебных заведений Орловской области.
Первоначально в этом здании располагалось уездное духовное училище.
Выйдя из супермаркета, Андрюха решил, что мы опаздываем на поезд. Начался «рвач», в спешке парни убежали вперёд, спрашивая у прохожих, как пройти к вокзалу. И с удивлением обнаружили: жители города, услышав слово "вокзал", понимают его как автовокзал. Оказалось, надо уточнять...
У меня с собой была распечатанная карта города, и я шёл спокойным шагом, понимая, что мы и так рядом с вокзалом. Мы с Денисом и Витей даже сделали небольшой крюк, но в итоге вернулись на исходную.
Как выяснилось, в Ливнах есть новое здание вокзала и закрытое старое.
Вскоре стала понятна и причина спешки: парни хотели купить билеты в кассе. Ведь кассир в поезде может потребовать деньги за услугу оформления билета. Пока они стояли в очереди, я пошёл занимать место. Одновагонный пригородный поезд Ливны - Курск стоял у платформы.
Пассажиров внутри было прилично, но я всё же расположился в одном из отсеков, заняв места ещё для шестерых. Спиной ко мне сидела девушка, как оказалось, кассир-контролёр.
- Чьи это вещи? - спросила она, глядя на оставленные возле неё перчатки.
- Это я занял места, - говорю. - Сейчас подойдут мои друзья, они берут билеты в кассе.
- А ты уже взял билет?
- Я - нет.
- Ну и отлично, сиди пока, - сказала она и подмигнула.
Через пару минут подошли остальные. Один из ребят отдал свой билет мне, а вдруг у меня получится по нему проехать. Сразу после отправления из Ливен контролёр принялась смотреть билеты. Я показал ей «свой».
- Ты ж сказал, что у тебя нет билета!?
- Да я не просил, но мне тоже взяли.
- Так постой, он же безденежный. Есть справка?
- Нет, - улыбнулся я. Попытка провалилась, хотя я особо и не верил в успех. Хозяин билета взял его обратно и предъявил как свой. А контролёр сказала:
- Ты пока сиди, я позже подойду.
Тем временем мы проехали станцию Ливны-2.
И потянулся однообразный перегон. За окнами проплывали лишь заснеженные поля и угрюмые лесополосы. Вечерело.
Коротыш.
Долгая.
Мармыжи. Тут наша ветка примыкает к ветке Курск - Касторная.
Но мы движемся в противоположную от Курска сторону. Проезжаем один перегон до станции Кшень. Там находится райцентр.
После этого, сменив направление, поехали в Курск. Снова сделали остановку в Мармыжах. Стемнело совсем, и я больше не фотографировал.
Насвистывая тифоном, автомотриса покачивалась, спешила по однопутке. В салоне было жарко, и почти все мы начали дремать.
(фото Вити)
Проходя мимо, контролёр улыбнулась:
- Ну что, устали?
- Ага! Они из самой Москвы приехали! - сказал я ей.
- Что вы тут забыли, в этой глуши...
В итоге, она назвала сумму, и я заплатил ей за проезд. И я, и она остались довольны.
Ещё после нескольких перегонов мы прибыли на конечную. В Курске совсем не было снега.
Нашу автомотрису встречали полицейские, внимательно вглядываясь в лица пассажиров. Мы сразу направились внутрь вокзала. Сперва узнали, что комнаты отдыха стоят 500 рублей за 12 часов. И решили искать более экономные варианты. Оба Андрея и Миша пошли в зал ожидания, намереваясь снять на ночь квартиру. Витю всё-таки остановил полицейский. А Сергей торопил остальных, кричал, что устал и прямо сейчас уедет в хостел. Но в итоге остался.
Я уже позвонил в хостел и узнал, что в наличии есть 7 свободных мест по 370 рублей. Оставалось только прыгнуть в трамвай и поехать. Но ребята всё же настояли на квартире. В хостеле ведь как следует не расслабишься и не примешь 100 грамм для крепкого сна.
Почти час мы просидели в зале ожидания, пока продолжались поиски квартиры. В конце концов, нашёлся приемлемый вариант, и мы сразу направились на место.
Главным элементом интриги было то, что мы сняли квартиру на четверых, а нас семеро. И дураку ясно, что хозяин отказался бы сдавать нам жильё, если б узнал, что нас целая толпа. Так что, пока четверо ходили договариваться, остальные отправились на осмотр продуктового супермаркета.
Квартира оказалась не ахти какая. Не работающий wi-fi и только одна кастрюлька на кухне. Однако, нам многого и не надо. А 2 односпальных и 2 двухспальных кровати позволили всем выспаться относительно нормально. Учитывая, что это обошлось нам по 225 рублей с человека, вариант вполне годный.
На утро нас ожидало продолжение «экспедиции», но это уже история для
следующей части фотоотчёта.