Вот и настал час очередной поездки! Новое захолустье ждёт меня. И пускай зима - не самое подходящее время для подобных выездов, но скататься в глубинку Орловской области я наметил для себя ещё в 2014 году, когда
возвращался из Москвы на электричках. Долгое время мне не предоставлялось особого случая эту идею осуществить, как вдруг Денис, основоположник вдальрайдерской движухи, создал встречу, посвящённую поездке в Ливны и Колпны.
Дела пограничные
Организатор и остальные участники встречи стартовали из Москвы. Мне, чтоб поучаствовать во встрече, было необходимо попасть из Харькова в Орёл. Среди всего разнообразия способов туда добраться (на электричках с пешим переходом границы, на автобусе, автостопом, бла-бла-каром, скорым поездом) я решил не выбирать, а просто комбинировать их, исходя из ситуации. Так интересней. Заранее, более чем за сутки до предполагаемой встречи в Орле, я приехал на железнодорожный вокзал. Двухгруппный поезд Кривой Рог - Днепр - Москва уже прибыл. Со всех сторон его окружили пограничники… Стоянка поезда в Харькове почти час, но надо было торопиться: посадка-высадка пассажиров проводится от силы минут 5, всё остальное время длится пограничная и таможенная проверка. Я ещё дома глянул на сайте, в каком из вагонов есть свободные места, и сразу поспешил к этому вагону.
- Вы пассажир или провожающий? - поинтересовалась у меня проводница.
- Пассажир, только без билета, - тихо ответил я. - Можно будет с вами проехаться?
- До Белгорода?
- Вообще-то до Курска. Ну хотя б в Белгород.
- До Курска нет, Белгород 500 рублей.
И хотя цена показалась мне чересчур высокой для 84 километров пути, я молча кивнул и поднялся в вагон. Впервые еду на север от Харькова на скором поезде. До этого всегда пользовался электричками. Когда пригородное движение через границу прекратилось, это стало проблемно и долго. Если б проводница отказалась меня пускать, я б не унывал, а через 15 минут после отправления этого поезда я б уехал в электричке до Казачьей Лопани, оттуда пешком до пункта пропуска.
Я занял свободный отсек в плацкарте. Вагон новый, ни разу ещё в таких не ездил.
Проверка началась почти сразу. Сперва прошёл кинолог со спаниелем на поводке. Пёс старательно всё вынюхивал, даже ноги пассажиров. Затем появился коренастый таможенник. Просил поднять нижние полки, спрашивал, кто куда едет и кто что везёт. Но сумки не смотрел, верил на слово.
После этого зашли несколько пограничников. В руках одного из них был прибор для снятия отпечатков пальцев. Довольно габаритная штука. С 1 января этого года въезд граждан стран миграционных рисков (включая Россию) производится со снятием отпечатков. Я обратил внимание, кстати, что в вагоне многие едут с российскими загранпаспортами. Причём среди них были и молодые парни. Пропускают ведь, несмотря на всю шумиху. А вот украинцы в соседних отсеках предъявляли почему-то не внутренние, а заграничные паспорта. Внося данные моего паспорта в свой портативный компьютер, пограничник поинтересовался, есть ли у меня с собой заграничный паспорт. «Нет», - говорю. «С собой нет или вообще?» - «С собой не брал» - «Почему?» - «А зачем, и без него пропускают». Ничего не ответив, пограничник пошёл дальше. Надо понимать, официально я выехал из Украины.
Потом пограничники прошли ещё пару раз, пристально вглядываясь в лица. В рациях у них шипели голоса. Удивило, кстати, что все они разговаривают на русском. До отправления поезда оставалось ещё минут 20. И они длились, как 2 часа. Ещё и проводница устроила в вагоне сауну, раскочегарила печку на полную мощность.
Наконец, тронулись, и вагоны побежали по рельсам. За оконным стеклом в темноте можно было разглядеть только мелькающие огоньки, но я даже с закрытыми глазами знал бы, где мы едем. Всё равно, не привычно было ехать в поезде там, где до этого ездил только на электричках.
Промелькнула Казачья Лопань, незаметно проскочили границу. На российских платформах и станциях, в отличие от украинских, вообще не горел свет. Ни единого огонька. Даже когда-то оживлённая пограничная Наумовка утонула в кромешной темноте. Вообще чувствуется контраст: со стороны Харькова на линии курсирует 17 пар пригородных электричек, а со стороны Белгорода - только 3. Неужели Россия беднее, раз не позволяет себе такую «роскошь»?
Пройдясь по вагону, проводница раздала миграционки тем, кому они нужны. А меня попросила зайти в служебное купе. Я сразу понял, зачем. Честно говоря, расплачиваться в украинском поезде рублями в мои планы не входило (скорей всего, мне б тогда не хватило денег на поездку), поэтому спросил, можно ли в украинской валюте. Она кивнула, я протянул ей 200-гривневую купюру. Лицо проводницы сразу исказилось недовольной гримасой, мол, «этого мало». «250 нормально будет?» - спросил я. «Да», - ответила та. К сожалению, купюры в 50 гривен у меня не оказалось, я протянул ей стольник. Проводница сразу спрятала его в карман. Я продолжил стоять, ожидая сдачу. «Что такое? - вопросительно произнесла она. - Никакой сдачи! Тебе показать, сколько билет на самом деле стоит?» С удивлением я обнаружил, что договор для этой наглой тётеньки ничего не значит, и возвращать мне 50 грн она явно не собиралась. Чёрт бы с ними, если б она всё-таки позволила мне проехать до Курска, но и от этого она наотрез отказывалась. Тут уже я пошёл на принцип, в итоге, после нескольких минут спора, она мне вернула 30 грн вместо 50. Досадно понимать, что проводница меня «киданула», ведь 270 гривен это больше, чем 500 рублей.
В Белгороде поезд уже встречали пограничники. Тут уже таможенники открывали сумки у пассажиров, спрашивали, кто что везёт. Скромное содержимое моего рюкзака вопросов не вызвало, да и не могло вызвать. Пограничники особых вопросов мне не задавали, просто полистали паспорт, шлёпнули печати на миграционке и пожелали счастливого пути. Всё прошло без сучка и задоринки.
Поезд-призрак
За 20 минут до отправления разрешили высадку-посадку, и я ступил на белгородский перрон. Пошёл вдоль поезда, интересуясь у проводников, вдруг кто согласится подвезти меня до следующей станции. Но все, как один, отрицательно качали головой. Я думал даже сбегать в кассу и взять билет, но кто-то из проводников сказал, что я точно не успею: продажа заканчивается за 15 минут до отправления. Я продолжил обход состава; кто-то из проводников отказывал мне грубо, кто-то говорил, что с радостью бы взял, но не может. Даже не верилось, что ни в один из 16 вагонов не получится «вписаться». Наконец, проводница в самом первом вагоне объяснила, что в Белгороде садятся проверяющие РЖД, сверяют количество мест с количеством билетов. Потому в этот поезд меня никто не посадит.
Печально, но факт. Вообще странно, с каких это пор россияне инспектируют украинские поезда. Раздосадованный, я уже не стал проситься к машинистам в локомотив, хотя, может, и стоило бы. Ведь ничего пассажирского в сторону Курска не будет ещё 6 часов. Всю ночь проводить в Белгороде ой как не хотелось. Я вспомнил, что, когда ехал в Москву, электричка Ржава - Курск прибыла на посадку из Белгорода. Полюбопытствовал у дежурного по посту отправления, когда и откуда именно эта засылочная электричка отправляется. Пожилой мужчина рассказал мне, что она останавливается прямо перед его постом, только едет без остановок. А во сколько, не помнит, мол, я её сразу увижу.
Слова дежурного меня обрадовали; я был полон решимости «вписаться» именно в эту «загонку». Начал прикидывать: если из Ржавы электричка отходит около полшестого, то из Белгорода она отправится приблизительно в 4 часа ночи.
Потянулись длительные минуты ожидания. Поезд, на котором я приехал, укатил в Москву, зато прибыл его «двойник» из Москвы. На платформе снова завертелась пограничная кутерьма. Погранцы вместе с вагонниками прохаживались вдоль состава, открывали подвагонные ящики, осматривали их на предмет контрабанды. К поезду прицепился украинский локомотив.
Когда поезд укатил на Харьков, вслед за ним прогремел грузовой, ведомый украинским ВЛ11. И всё затихло. Глубокую ночь изредка рассекали голоса дежурных; на станции велась вялая маневровая работа. Я прохаживался по совершенно безлюдному перрону, меряя его шагами, словно метроном. Сложно сказать, сколько километров я «намотал». Но сидеть на улице было холодно, а из здания вокзала я бы не заметил нужную электричку. Вокзальных ментов моя персона не привлекла, пара бомжей заинтересовала их больше.
Привокзальная площадь тоже была непривычно пуста; даже таксисты где-то исчезли. Такое чувство, что Белгород ночью вымирает.
Только бронзовый силуэт генерала Апанасенко, словно часовой, застыл в этом безмолвии.
Чуть ли не каждую минуту я вглядывался вдаль, вдруг где-то промелькнёт свет прожектора прибывающей электрички. Несколько раз на горизонте появлялось заветное свечение, но «тревога» оказывалась ложной: это «чмуха» сновала туда-сюда. Наконец, вместе со светом приближающегося прожектора промелькнула вспышка электрической дуги, которая характерна только поездам с «пантографом». На часах уже начало пятого, и я поспешил к посту отправления… Но вот досада, это оказался всего лишь «выльник»!
Я уже переставал верить, что засылочная электричка прибудет. Это ночное ожидание - воистину охота на поезд-призрак. То ли она будет, то ли нет. Старый железнодорожник не сказал ведь, что она ежедневная. А электронное табло посеяло ещё большие сомнения: ведь если указана засылка до Наумовки, то почему не указана до Ржавы?
Спустя ещё 20 минут изнурительного ожидания я совершенно точно понимал: дело гиблое. Ждать пригородную электричку в 8:35 я не собирался. Ехать в Орёл традиционной волной с пересадкой в Курске не было желания (уже трижды так ездил); хотелось «обкатать» в этот день маршрут Курск - Льгов - Арбузово - Орёл. Ещё существовала гипотетическая вероятность успеть в Курск к началу этой волны на автобусе или автостопом. Я уже зашагал прочь со станции, как вдруг услышал: «Будьте внимательны, на 1-й путь выставляется электропоезд».
Уже скорее из любопытства я снова стал ждать. Ровно в 5 утра со скоростью пешехода к вокзалу подкралась 4-вагонная электричка. Разжав первую дверь, в неё вошли несколько пассажиров, в том числе двое охранников. Очевидно, поедет в Наумовку. «На обратном пути, возможно, воспользуюсь этой засылкой», - подумал я.
Автостопная эстафета
Через пару секунд я уже удалялся от вокзала быстрым шагом. Притормозил лишь у столбика-указателя с названиями городов-побратимов
и возле новогодней Соборной площади.
По проспекту Богдана Хмельницкого уже начинали появляться первые маршрутки. На остановке «Энергомаш» я махнул рукой какому-то автобусу. Водитель остановился, но сказал, что это служебная развозка, едет до троллейбусного депо. Я всё равно поехал, ведь кто его знает, сколько я б простоял на той остановке. А так хоть немного сокращу путь до автовокзала. Будем считать, это моя первая «попутка». Денег с меня водитель не просил, но я всё же оставил ему 10 рублей. Полтора километра от депо до автовокзала, казалось, я преодолел минут за 12, в спешке вспотел даже. Очень уж не хотелось опаздывать на первый автобус, тем более я понятия не имел, во сколько он отправляется.
Но выяснилось, что автовокзал откроется минут через 15, ровно в 6:00. Ждать столько времени? Я счёл это расточительством, тем более, не факт, что успею перепрыгнуть с первого курского автобуса на дизель до Льгова даже по станции Рышково. Решил сыграть «ва-банк», попытать удачу в автостопе. И пошёл к выезду из города. Позади осталось футуристическое здание аэропорта,
круговая развязка, перечёркнутая надпись Белгород… И я, не глядя, махнул рукой проезжающим автомобилям. Остановилось первое же авто. Я даже не ожидал такой удачи. За рулём был молодой мужчина, на переднем сидении сидела девушка.
- Здравствуйте, вперёд по трассе подбросите?
- Да, садись.
Но впоследствии оказалось, что водитель был таксист, он вёз девушку в посёлок Северный, который начинается сразу за Белгородом. В итоге он высадил меня на следующей автобусной остановке, а сам свернул в микрорайон. Какой-то конфуз получился. Ладно, я не заметил в темноте «шашечек», но он зачем тогда останавливался? Строго говоря, вперёд по трассе вторая попутка меня подвезла. Пустяк, что метров на 800 только.
Стоя на остановке, я снова поднял руку, и тут - о, чудо! - снова остановился первый же водитель. Ним оказался молодой парнишка. Я сел в третью попутку, скрипящую раздолбанную иномарку. Оказалось, парень ехал на СТО в том же самом Северном. И подвёз меня ещё ровно на одну автобусную остановку!
Отойдя на край остановки, стал я дальше демонстрировать «автостопный» жест проезжающим водителям. Тут мне уже не так везло. Но минут через 8-10 затормозил ПАЗик. В салоне скрипучего автобуса я оказался наедине с водителем. На маршрутную табличку я особо не смотрел, главное, чтобы он подвёз меня в сторону Курска. Но - вот незадача! - маршрут Белгород - Шопино сворачивает с трассы сразу же за злополучным Северным посёлком. В итоге, на четвёртой попутке я проехал, опять же, километр. Водитель высадил меня за поворотом.
- За проезд 5 рублей, - сказал он.
Я стал за очередной автобусной остановкой. Но тут моё везение совсем уж «кончилось». Водители даже не думали тормозить. Место, вроде, освещённое, с обочиной и не перед подъёмом. Машины проезжали «волнами»: то одна за другой сплошным потоком, то никого на протяжении 2-3 минут. Я даже замёрзнуть успел, пока стоял там. Затем произошло нечто, ввергнувшее меня в бурное негодование: мимо на большой скорости промчался автобус Белгород - Курск. Я заметил его издалека и махал водителю, но тот меня проигнорировал. Самое обидное, я увидел, что салон наполовину пустой.
На часах уже 7 часов утра, хотя вокруг всё такая же ночь. Я не терял надежды добраться в Курск, хоть и понимал, что если не уеду в ближайшие несколько минут, то даже сам Шумахер не довезёт меня в Рышково к отправлению дизеля в 8:45. Вдруг возле меня затормозила пассажирская «Газель».
- Здравствуйте, я в сторону Курска еду, подбросите?
- До Курска я не довезу, но подброшу, запрыгивай.
И вновь я в тёмном пустом салоне, лишь иногда озаряющемся фарами встречных авто. Быть может, в этом есть какая-то романтика даже. В данный момент я полностью вверен водителю. И судьбе (если таковая вообще существует).
- Я поворачиваю сразу за Яковлево, - начал водитель. - Могу остановить в самом посёлке. Там идёт трасса на Прохоровку. А могу на выезде из него, возле Курской Дуги.
Я не совсем понял, где это. Но в итоге всё же доехал до выезда из Яковлево, где и распрощался с отзывчивым водителем пятой попутки. Хоть кто-то подвёз меня на значительное расстояние.
Пройдя несколько десятков метров, я не поверил своим глазам: я очутился на площади перед мемориалом и Вечным огнём.
Рядом возвышался танк,
самолёт Як,
стела с перечислением армий и корпусов, принимавших участие в Курской битве.
Несмотря на темноту и ветер, неистово завывавший в ветвях деревьев, всё это было мне абсолютно знакомо. Прошло почти 11 лет, а здесь ничего не поменялось. Я сразу вспомнил экскурсию по местам боевой славы Белгородщины, в которую мы ездили от школы. В 10-м, кажется, классе. Это была моя первая в жизни поездка за границу. Сидя в экскурсионном автобусе, я не запомнил территориально, как мы доехали до «Курской дуги». Приятно было вновь открыть для себя это, бесспорно заслуживающее внимания, место.
Вот как мемориал выглядел в мае 2007 года:
Побродив в полном одиночестве по территории музейного комплекса, я позабыл о спешке. Уже стало очевидно, что в Курск вовремя мне не доехать. Но через некоторое время я вновь стал на освещённый «пятачок» у трассы и поднял руку проезжающим автомобилям.
Другого выбора у меня уже не было. Даже азарт какой-то появился: сколько ещё попуток мне понадобится, и куда в итоге я доеду? Довольно скоро возле меня остановился автомобиль. Одинокий водитель держал путь в Калужскую область и согласился меня подвезти. Погнали с ветерком по трассе, тут же завязалась беседа о коррупции и чиновниках, об алчности олигархов и нелепой бумажной волоките. Мужчина с интересом расспрашивал меня об украинских реалиях, но больше разговаривал сам. Именно с этой целью водители зачастую и подбирают автостопщиков: найти «свободные уши».
Правда, он мне сообщил сразу: до Курска не доедем. Сворачивать с трассы он намеревался в Обояни и далее по второстепенной дороге держать курс на Суджу и Рыльск. Якобы, так ближе и быстрее, чем через Курск. Увы, карты у меня с собой не было, и я представлял только приблизительно, как именно поедет водитель моей шестой попутки. Названия этих населённых пунктов были мне знакомы, я знал, что они существенно ближе к Льгову, чем к Курску. А значит, был шанс догнать «волну» пригородных поездов. Итак, едем на восток.
Постепенно светает, а мы продолжаем нестись по просторам уже Курской области. Под бодренький шансончик минуем овраги, дамбы и посёлки.
Водитель сказал мне, что высадит меня под Суджей - там развилка, от Суджи до Льгова километров 20 (вроде бы) и там даже ходит какой-то автобус. Вскоре мы проехали переезд через перегон Суджа - Псёл участка Льгов - Готня. В тот момент, когда я нажал кнопку спуска затвора на своём фотоаппарате, автомобиль сильно тряхнуло, но всё равно можно рассмотреть: на рельсах есть накат. А значит, ещё что-то ездит.
На развязке после Суджи я покинул автомобиль, пожелал водителю хорошего дня и отправился на очередную автостопную позицию. Совсем рядом, кстати, пролегает граница с Украиной, о чём свидетельствует знак «Пограничная зона».
Сколько я там простоял - не знаю. Потому что машины сворачивали в нужном мне направлении чрезвычайно редко. Наконец, остановилась белая «шестёрка»:
- Тебе куда?
- В сторону Льгова подбросишь?
- Не-е-ет, я в Казачку еду.
Что это за «Казачка», я не знал, однако попросил водителя подвезти хотя бы туда. О чём нисколько не пожалел. В условиях деревенских дорог лучше пользоваться любым попутным транспортом, чем стоять на одном месте.
Как вскоре выяснилось, «Казачка» - это село Казачья Локня в 3 километрах от развязки. Там я попрощался с водителем седьмой попутки и пешком направился к выезду из села.
Пройдя село насквозь, опять взялся за привычное дело. Машину пришлось ждать минут 15, после чего меня подобрал рыбак на «УАЗике» - вот и восьмая попутка. Снова пересекли переезд железной дороги на Готню, и я спросил водителя, ходят ли по ней поезда. Как-никак, он местный. Тот удивил меня ответом: «Ходит служебный поезд, электричка. Но если надо, то и обычных пассажиров подвозят». Узнать такое о ветке, на которой уже много лет нет пассажирского движения, для меня было сродни сенсации. Правда, рыбак не смог сказать даже примерно, во сколько ходит этот поезд, утром или вечером. Мол, давно ним не пользовался. Зато не преминул упрекнуть меня, что я еду автостопом. Мол, лучше б я такси вызвал и за 1000 рублей доехал, чем вот так стоял на холоде.
В соседнем селе, Малой Локне, водитель меня высадил, он там живёт. Как раз возле колонии.
До Льгова ещё оставалось километров 40 (ни разу не 20!). Я не постеснялся стопить прям возле забора с колючей проволокой, и сие занятие спустя некоторое время увенчалось успехом: остановился «бобик», который только что вырулил из ворот зоны. За рулём был сотрудник федеральной службы исполнения наказаний при форме. На погонах - две большие чёрные звезды. Сказал, едет как раз на Льгов. Мне бояться нечего, я ж не беглый зэк, - подумал я и сел на переднее сидение.
С первых секунд пребывание в девятой попутке стало для меня не комфортным. ФСИНовец дотошно и с пристрастием стал расспрашивать меня, кто я такой, куда и с какой целью еду, где и кем работаю. Всё в лучших традициях правоохранительных структур. Он-то уже не при исполнении, но служба явно оставила отпечаток на манере разговора мужчины. Будто на допросе себя почувствовал. Почему-то не решился сказать, что я из Харькова. Сказал, из Белгорода еду. (Там много кто разговаривает с украинским акцентом, поэтому на счёт этого я был спокоен.) Но одна неправда повлекла за собой другую, пришлось на ходу сочинить целую легенду. Проще было сначала сказать всё, как есть. Чтоб не «проколоться», я решил перенять инициативу и самому задать вопросы. Например, про Льгов.
ФСИНовец поведал, что раньше это был процветающий промышленный центр, а ныне он пришёл в упадок. Многочисленные заводы разорены, разрушены и проданы. Работы почти нет, люди разъезжаются. А среди тех, кто остался, очень высокая заболеваемость раком: сказывается близость Курской АЭС в Курчатове и Михайловского ГОКа в Железногорске. Всё это «фонит». Такая вот невесёлая картина.
Безрадостный Льгов
Ощущение некого запустения усилилось, когда, добравшись, наконец, до пункта назначения, я вышел из машины возле железнодорожной станции Льгов-1.
Вокзал монументальный, но не ухоженный, островного типа. Когда-то я здесь проезжал
по пути из Ворожбы в Курск.
Зал ожидания, однако, тёплый и уютный, с картинами и растениями.
Заброшенный станционный магазин.
В тупике за забором стояла автомотриса.
Вид с моста в сторону Курска. Раньше здесь был крупный узел на пересечении двух магистралей: Киев - Воронеж и Харьков - Брянск.
Теперь же в сторону Киева (Ворожбы), по сути, возник тупик - дальше Глушково движения нет, а в сторону Харькова (Готни) вообще нет никакого движения. Кроме, разве что, служебных поездов? Словам рыбака я не мог верить, мне надо было выяснить всё в, так сказать, официальном источнике.
Кассир сказала, что в сторону Готни уже давно ничего не ходит, и посоветовала мне ехать автобусом. Верить её словам мне не хотелось; я подошёл с тем же вопросом к работнику Льговского моторвагонного участка. И он тоже развёл руками: ничего не ходит ни на Готню, ни на Суджу. Прискорбно, но факт. Рыбаку померещилось с перепою, что ли?
Правда, в этот раз мне надо в противоположную сторону - на Орёл, а туда движение сохраняется. Тот дизель, на который я планировал успеть изначально, уже ушёл, но через 2 с половиной часа будет ещё один. На станции пока что никого, только "бугай" приехал откуда-то и отравлял воздух едким запахом дизельного выхлопа.
Я решил, что пока есть время, надо хоть чуть-чуть осмотреть город. Прямо скажем, Льгов не богат достопримечательностями. Но кое-что при желании найти можно. Сразу бросается в глаза ярко-красная башня Шамиля.
В этой башне по преданию когда-то молился предводитель чеченских горцев Шамиль. Это произошло во время Кавказской войны, которую вела Российская империя, при переезде имама из Калуги в Киев.
Предательская усталость в ногах, к сожалению, умножила на ноль моё желание бродить по унылым улицам, и я вернулся на вокзал. Решил перекусить, и как только я зашуршал пакетом с сыром, возле меня тут же появился полосатый попрошайка.
Принялся мурлыкать, цепляться когтями за мои джинсы, а потом, набравшись смелости, вскочил мне на руки. Попытки прогнать его были тщетны. А тут и второй кошак прибежал. Пришлось поделиться.
Мой фотоотчёт почему-то получился чересчур объёмным, поэтому разделю его. Продолжение -
в следующей части.