Сегодня вашему вниманию представляется #ностальгии_пост, который меня сподвигла написать
donni_nina. Возможно, таких приколов,
как у неё, у меня в детстве не было, однако и мои воспоминания неразрывно связаны с железной дорогой. Ну-ка, совершим «нырок» в прошлое.
Меня до сих пор не перестают удивлять люди, которые говорят, что никогда не ездили в поездах. Казалось бы, в стране, густо оплетенной сетью железных дорог, это невероятно. Однако, я знаю нескольких человек, для которых поездки по стальной магистрали в диковинку.
Проживая в городе, где расположен второй по величине железнодорожный узел страны, причём по соседству с двумя вокзалами, я с младенчества привык к стуку колёс.
Своё первое знакомство с поездами я не помню. Мама рассказывала, что мне тогда был год или полтора. Она с отцом решила свозить меня на дачу. Дача находится в 25 километрах от города, туда надо ехать на электричке. Но в вагоне я, видимо, чего-то испугался и дико разорался! Заставить меня замолчать никак не получалось, на следующей остановке родителям пришлось вместе со мной выйти. До дачи добрались на такси. Если это действительно так, то мне за себя стыдно.:)
Затем я к электричкам привык, мне даже понравилось ездить. С удовольствием смотрел по дороге на локомотивное и вагонное депо, сортировочную станцию.
Чуть позже мы с семьёй стали ездить в гости к отцу, который жил в пригороде. Туда ехать тоже 25 км, но в другом направлении. По дороге папа рассказывал, где какой поезд, где какой локомотив, где какая дрезина. Скоро я уже знал наизусть все остановки. И поражался, насколько длинная железная дорога: от дома папы до дачи, а рельсы уходят ещё куда-то дальше!
Потом меня испугал какой-то локомотив. Пока мы ждали электричку, он проезжал мимо и громко засигналил. С тех пор я привык при появлении поезда затыкать пальцами уши. Наверное, смешно это выглядело!
Когда я чуть подрос, мы с тётей, помню, ездили на электричке в санаторий. Это ещё одно, новое для меня направление, и горизонты моих географических представлений расширились. А когда вернулись оттуда домой, я сел за свои игрушки и начал барабанить в такт колёсам на стыках.
- Не стучи, - приказала мне тогда бабушка.
- Это не я, это электричка едет!
Вскоре железная дорога стала неизменным атрибутом моих сюжетно-ролевых игр. Кажется, мне лет 5 или 6 тогда было. Мы с другом играли в «электричку». Как это происходило: мы брали кусок резинового шланга, «сцеплялись» ним и бегали по микрорайону. При этом тот, кто бежал спереди, должен был подавать гудок, объявлять остановки (нарочито неразборчиво, как машинист) и дырчать, как пневмокомпрессор. «Второй вагон» должен был гудеть подобно тяговым двигателям при разгоне и «чучухать». На «конечных» мы менялись ролями, а иногда даже спорили, кто каким вагоном будет. Потом ещё додумались рисовать кусками кирпича «рельсы» на асфальте и очень огорчались, если их смывал дождь.
Когда мы с родителями делали ремонт в комнате, у нас оставались длинные полоски обоев. Конечно же, я взял обрезок и нарисовал на обороте зелёную десятивагонную электричку с жёлто-синей полосой. (Такая раскраска была тогда у украинских поездов.) Несколько дней старался! Особенно тщательно выводил подвагонные ящики, пантографы на крыше и лица людей, сидящих в вагонах. Состав получился на всю комнату длиной. Жаль, рисунок не сохранился.
Ещё помню, в одном из магазинов я увидел игрушечную железную дорогу с модельками локомотивов, вагонов, с поворотами и стрелочными переводами. Но о ней я мог только мечтать - в 90-е годы грянул кризис, зарплаты моим родителям не платили. «Железную дорогу» я вскоре соорудил сам, из деревянных реек и пластмассового конструктора. Она протянулась метров на 5, через весь зал. Для пущего реализма я накопал во дворе ведро мелкого гравия, принёс домой и отсыпал из него «щебёночный балласт» для моей «железной дороги». Родные ругались, но им пришлось смириться. Эта «дорога» сохранялась месяцами, я никому не позволял убирать её. Случалось только, что сооружение портили коты.
Уже когда пошёл в школу, я сделал дорогу по-настоящему железной - уложил рельсы из металлического конструктора. Сделал даже стрелочный перевод с ручным механизмом. Стремился к максимальному реализму. А однажды после уроков я остался один дома и захотел, чтоб тепловоз дымил по-настоящему. Для этого я взял у двоюродной сестры сигарету, вставил её в игрушечный локомотив и поджёг. Закрытая комната вмиг наполнилась сизым дымом! Когда мама вернулась с работы, я успел провонять всю квартиру и сам обкурился так, что весь вечер был чумной. После того дня я перешёл на «электротягу» (сделал контактную подвеску из толстых ниток) и до сих пор не терплю сигаретного дыма.
Во время школьных каникул я с утра до вечера гулял на улице. Что я только не выдумывал! Однажды я насобирал крышечек от пива, подложил их на трамвайные рельсы, чтоб отрихтовать. Трамваи возле моего дома ходили часто, и вскоре у меня набрался целый мешок жестяных «кругляшей». На это дело я «подсадил» и некоторых друзей со своего двора. Потом начали подкладывать не только крышечки. Однажды мы с пацанами приволокли громадный булыжник и положили его на рельсы. Стали наблюдать, что произойдёт. Трамвай остановился, из него выскочил водитель и с диким матом погнался за нами! Мы - врассыпную! Конечно, не догнал, в итоге вернулся к вагону и откатил камень в сторону. Так мы и развлекались. Зато не за компьютером сидели!
Чуть позже, классе в 6-м, я с другом стал гулять по промзонам, по подъездным путям, на соседних железнодорожных станциях. Смотрели на электрички с моста, с него же любили дразнить сторожевую собаку. Ездили в трамвае на вокзал, чтоб покататься с горки в Макдоналдсе, а заодно наблюдали за поездами. А однажды даже проехались на электричке.
Конечно, нас интересовала не только железная дорога. Лазили по недостроенному стадиону, заброшенному заводу, бегали по взлётно-посадочной полосе аэропорта, за что были задержаны ВОХРом, но то уже совсем другая история.
Тогда же, в 6-м классе, я первый раз поехал в скором поезде. Это была экскурсионная поездка в Киев.
В 2002 году, кстати, состоялся торжественный запуск ускоренного поезда «Столичный экспресс» Харьков - Киев, который доезжал до столицы за 6 часов. Его тянули почему-то не одним, а двумя тепловозами. А когда по литературе задали написать сочинение, чем запомнилось лето, я написал как раз про этот поезд.
Железная дорога, трамвай и метро были тогда основной темой моих рисунков. Как правило, рисовал в школе, сидя на скучных уроках. Вот некоторые из сохранившихся зарисовок:
В 8-м классе, кажется, я решил заняться «бизнесом». Просить деньги на карманные расходы у родителей совесть не позволяла, поэтому я начал собирать стеклотару. В то время на сдаче вторсырья можно было что-то заработать. Чаще всего находил бутылки на вокзалах и в электричках под сидениями. Особенно удачный «улов» был в прибывающей из Изюма электричке - за 3 часа пути пассажиры успевали выпить столько пива, что я с трудом уносил «трофей» в двух мешках. За вечер я «зарабатывал» около 4 гривен, этого могло хватить на 8 стаканчиков фруктового мороженого! Благо, это «хобби» мне быстро надоело. Удивительно, но при этом я не пробовал пиво до 17 лет.
На 14-й день рождения мне подарили фотоаппарат, обычную плёночную «мыльницу». И помимо всего прочего, я щёлкал, ясное дело, поезда и станции. Но плёнки я, кажется, так и не проявил, и они где-то потерялись.
Летом, после 8-го класса, мы с другом часто стали ездить на электричке до платформы Удянская, там находился песчаный карьер. Мы любили разгоняться и прыгать с обрыва в песок, наблюдая за снующими туда-сюда грузовыми поездами.
Тогда же я где-то раздобыл расписание электричек люботинского направления. Я с восторгом изучал его, размышляя, куда можно поехать.
Решил зря время не терять и махнуть сразу в… Полтаву. Проезд стоил всего 3,74 - меньше, чем я на бутылках зарабатывал. Подбил на эту авантюру друга, он тоже загорелся идеей… Но наши мамы категорически запретили ехать, несмотря на уговоры. Мы не рискнули ослушаться.
На следующий год, когда нам стукнуло уже по 15, мы продолжили поездки по железной дороге. Порой они становились спонтанными и совершались с одной лишь целью: побывать там, где мы ещё не были. Путешествуя по ближнему пригороду на электричках, мы вовсю «зайцевали», бегали от контролёров. Что такое не платить за проезд, кстати, я знал ещё с дошкольных лет. Когда ездили на дачу, мы с родителями иногда переходили из вагона в вагон или перебегали, чтоб избежать встречи с контролёрами. Как я уже сказал, зарплаты тогда не платили.
Запомнилось ещё, как мы с другом доехали до Песочина, и там за нами увязалась белая собака. Мы шли по шпалам до Коротича, она всё это время семенила за нами. Когда мимо со свистом проезжали грузовые, ведомые 2ТЭ116, собака испуганно жалась к ногам. Почему-то мы назвали её Писька. И она отзывалась - стоило закричать «Писька, Писька!», как собака стремглав бежала к нам и виляла хвостом.
Прогулки по шпалам нас почему-то увлекали. Особенно меня. Однажды дошли от Зеленого Колодезя до самого Чугуева. Потом другу это как-то надоело, а я не раз ещё отправлялся в пешеходные «экспедиции» сам. Это занятие представлялось мне очень даже познавательным и романтичным. Сейчас слегка недоумеваю, для чего я это делал - лучше б с девочками гулял. А тогда даже сочинил стих по мотивам известной песни (кто догадается, какой?)
«Вот по путям шагаю смело я,
Исследую железные дороги…
И впереди лишь рельсы в два ряда.
Уже не знаю, зачем иду туда.
Но по щебёнке гулко стучат ноги.
Вот по путям шагаю смело я.
Вдали горит зелёный светофор -
Прощаться с ним не надо торопиться…
Он как маяк сияет предо мной.
Вернусь ещё не скоро я домой.
Ну сколько этим рельсам можно длиться?
Вдали горит зелёный светофор.»
(Там ещё 2 куплета, но они надменно пафосные.)
Всякий раз, когда я ехал в электричке, с родителями или без, я любил высовываться в открытую форточку. (Чего греха таить, и до сих пор люблю!) Резь в глазах от попадавшей пыли и насекомых меня отнюдь не останавливала.
А вот ещё один безрассудный эпизод из моего детства: тем же летом я увидел объявление, что электричка до Балаклеи следует диспетчерским графиком через Коробочкино и не раздумывая в неё сел! Уж очень любопытно было узнать, что это за маршрут такой хитрый. Родные при этом не знали, где я - мобильные телефоны не были так распространены. Электричка мчалась до Коробочкино без остановок, а там развернулась и поехала по обводному однопутному пути через Скрипаи. Очень понравилась та поездка - электричка неслась, как бешеная, а по сторонам на многие километры поля с подсолнухом. В Занки приехали уже в сумерках, и я чудом успел на последней электричке вернуться домой. Ещё б минута - и пришлось бы провести ночь в захолустье. За позднее возвращение домой схлопотал взбучку от мамы, но всё же не признался, где был. По той ветке, Коробочкино - Занки, больше никогда и не ездил с тех пор.
Время шло, и в 10-м классе я увлёкся генштабовскими топографическими картами. Рассматривая их, я обнаруживал и запоминал много чего интересного. Тогда у меня уже появился интернет (правда, с помегабайтным трафиком), и однажды я скачал этих карт больше, чем на 100 грн! А потом на основе этих карт нарисовал целый «атлас» Укрзалізниці. Не поленился же! (Это только одна из 22 страниц).
Уже после окончания школы я первый раз выехал в т.наз. «вдальрайдерскую» поездку, т.е. с пересадками, по маршруту Харьков - Волчанск - Купянск - Харьков. Потом маршруты становились длинней, появлялись ночёвки в пути, ну а об остальном вы уже читали в моих фотоотчётах. До новых встреч!