Как написать резюме так, чтобы его хотя бы прочли

Dec 13, 2013 09:45

Я ни разу не кадровик. И не менеджер по подбору персонала. Тем не менее, неоднократно искала сотрудников на самые разные позиции.  Это в крупных компаниях существуют кадровые службы. Либо если для фирмы подбор кадров - профильное дело.

В малом бизнесе, к которому относятся и салоны-клиники, сотрудников может искать:
- генеральный директор собственноручно,
- зам гендира, управляющий,
- главврач,
- администратор,
- бухгалтер,
- некий козел отпущения (спешу представиться:))

Все зависит от того, на какую позицию  претендуете. Но мы должны четко понимать, что своим резюме обязаны пройти все препятствия на пути к желаемой работе: и админа, и начальника отдела, и гендира. Делая каждого пройденного своим фанатом и движком вперед.

Когда пишешь резюме в первый раз, то проходишь все стадии знакомства с неведомым:
1. Насилуешь Яндекс по теме "как написать резюме". Читаешь статьи, что должно быть в начале, что в конце, как оформлять.
2. Скачиваешь образцы. Выбираешь максимально приближенный к тому, чего хочешь. Редактируешь.
3. Пишешь резюме, проверяешь на ошибки.
4. Отсылаешь.

Грубо говоря, один раз в жизни посидел несколько часов и сваял нечто удобоваримое. После чего при необходимости всегда можно внести дополнительные места работы, изменение социального статуса и прочее. Оч удобно.

Судя по тем резюме, которые получаю я, первичный этап знакомства с неведомым многие пропускают. Резюме ж... пфе... делов-то.
Угу.

Основная проблема при написании резюме - неверное понимание, для чего ж эта пакость нужна. А нужна она вовсе не для того, чтобы отразить все ваши места работы, образование и узнать о ваших хобби.
Резюме - способ работодателя оценить степень адекватности претендента. Он вообще нормален или придется заводить штатного психиатра?
Кроме того, читая резюме можно узнать об общей грамотности человека: способ построения фраз, повторяющиеся ошибки (про опечатки не говорю, ибо у всех бывают).
То есть резюме - это еще и ваша лабораторная работа на знание социальных и культурных норм отрасли, в которой желаете работать. Это проверка всех ваших заявлений на практике.

У каждого руководителя есть свои тараканы, свои пунктики.Я, например, просто не читаю, не просматриваю и даже не открываю резюме с подписью "Образец резюме №...". В самом резюме может быть три страницы "умна, пунктуальна и просто зайко". Но банальная проверка на практике (название резюме) говорит о том, что 1. не умна, 2. не наблюдательна, 3. сомнительно, что пунктуальна 4. на "зайко" мне параллельно в любом случае. Вопрос: а мне такое чудо надо?

Именно получив подобное резюме в качестве последнего и решила-таки написать этот пост. О том, как надо писать резюме. Свое мнение.  Как минимум для сферы медицины и красоты. Возможно, не верное. Естественно, на примере собственного, раз уж такое дело.

Разбираем по пунктам:

1. Название резюме.
Ну, вы поняли. Название говорит об уважении к тому человеку, которому мы отправляем свою писанину. Ведь этот самый человек резюме скачает. Чаще всего в какую-то неведомую ему самому папку. Каким образом потом этот файл искать? Чаще всего просматриваешь "Загрузки", зацепится ли взгляд за вордовский файл с фамилией и должностью. А "образец резюме" мне ни о чем не скажет. Я и сама могла подобный файл скачать с неизвестной мне целью десять лет назад. Поэтому указываем фамилию и инициалы, должность.

2. Шрифт - удобоваримый. Без всяких прелестей. Размер шрифта - читабельный для большинства: 10 или 12. Не бойтесь, что резюме будет коротким. Реклама (а резюме - еще и ваша реклама) и должна быть короткой, не затянутой.

3. До сих пор ведутся споры - нужно писать заголовой в виде "Резюме" в самом начале или нет. Да вот по барабану. Проще всего первой строчкой дать ФИО.

4. Не стоит в самом начале резюме писать о том, что вы закончили школу №5. В самом начале идут сведения общего характера: ФИО, возраст, соц статус, адрес, телефон, мыло. Должность, на которую претендуете, либо цель написания резюме. Например, "кандидат на должность", либо просто "цель".



5. Нередко после такой шапки работодатель начинает продираться сквозь описание образования претендента, начиная с яслей.
Существуют разные мнения относительно того, куда именно совать образование - до или после опыта работы.
На мой взгляд, все зависит от его эээ... длины. Если все образование можно уместить в пару строчек, то вполне себе спокойно можно выкладывать в самом начале. Если же путь ваш тернист и продолжителен (как, например, у любого врача), то лучше образование спустить вниз, после работы.

6. Опыт работы.
Помним правило: первым всегда идет последнее. Место работы имеется в виду. Чхать я хотела, с чего мой кандидат начинал свой трудовой путь. Я его вообще на книжной ярмарке в КОСКе начинала. Торговала календариками с покемонами. Давайте и об этом напишу в резюме претендента на должность главврача.

Опыт работы включает:
1. Временной период, в течение которого вы работали на данном месте. Если работаете до сих пор, так и пишем: по настоящее время.
2. Название организации или юрлица. Можно и то, и другое. Например, ООО "Чудесно", Салон красоты "Дунькина радость".
3. Должность. К примеру, визажист. Или руководитель отдела.
4. Должностные обязанности. Обязательно. Ибо должность далеко не всегда соответствует обязанностям. Если совмещали две должности, пишем  и описываем обязанности последовательно к каждой.
Вот здесь необходимо отразить то, с чем работали. Если вы спец в индутрии красоты, то указать, чем и на чем работали. Например, не "уходовые процедуры", а "уходовые процедуры на профессиональной косметике No name. Ибо мне же нужно как-то отразить, требуется вас обучать или нет. Не "работа на косметологических аппаратах", а "процедуры на аппарате "Супер-супер УЗ-чистки".



Классикой считается, если весь трудовой путь последовательно заполнен до первого места работы в трудовой книжке. Правда, это может быть очень длинный путь.

7. Образование.
Первым пунктом, высшее или другое. Название ВУЗа, годы обучения. Форма обучения (очка, очно-заочное), факультет.
Пожалуйста, очень прошу - не надо указывать цвет вашего диплома и периодический номер металла по Менделееву медали из школы. В лучшем случае читающему будет фиолетово, в худшем почувствует себя глубоко уязвленным из-за отсутствия красной корки у него самого. Вам работодателю понравиться надо, а именно этот пункт нередко действует обратным образом, в качестве красной тряпки.



8. Дополнительное образование.
Вот всякие интернатуры-ординатуры, повышения квалификации могут быть засунуты и сюда. Но в случае, если вы претендуете на должность врача какой-либо специальности, спокойно можно указать профильное допобразование и в предыдущем пункте.
Обычно в допобразование входят и мастер-классы, и тренинги. Можно выделить их отдельным пунктом. Также как, например, конгрессы и конференции, что посещали.

9. Дополнительные сведения.
Самый сложный пункт. Сочинение на вольную тему. Бога ради, не надо превращать это в возможность поговорить за жизнь. Описать последовательно свою семейную биографию, рассказать про любовь к кошкам. При написании резюме отключаем эмоции в принципе. Даем факты.
С другой стороны, копировать из соседнего резюме "пунктуальна, клиентоориентированна" также не стоит. Проявите фантазию. Любите учиться - обязательно укажите, это большой плюс. Владеете полезными для своей работы навыками, акромя необходимых, - включите.
Единственное что. Призываю сразу. Можно преувеличивать. Можно играть со словами. Но не стоит лгать. Просто ради экономии времени. Ибо обман все равно раскроется при первой же возможности. Мы ж о практике говорим.

10. Знание иностранных языков. Лучше указывать, но если в вашей сфере работы не критично, то и не обязательно.

11. Хобби. Можно указывать, можно не указывать.
Мне, как больному на голову трудоголику, сложно понять, каким может быть хобби акромя работы. И зачем оно, собственно, нужно. Пыталась неоднократно себе подобное завести. С нулевым результатом. А мы все, работодатели, тоже обладаем своей мечтой - найти идеального работника, мысли которого будут направлены исключительно на выполнение его должностных обязанностей. Без отвлечения на всякие глупости вроде золотых рыбок или вязания.
Да, нам крайне важен внутренний мир будущего сотрудника. Чтобы он сильно не мешал внешнему.
Но есть работодатели, которые специально просят указывать сей пункт.
Я бы рекомендовала так. Если ваше хобби вполне себе современно и не дискредитирует вас как личность и специалиста, и при этом занимает значительную часть вашей жизни, то проще указать. Если же вам необходимо задуматься над тем, а есть ли оно у вас вообще, то тихо-мирно пропускаем сей пункт.

12. Другое. Как правило, в этом месте пишут о наличии прав некой категории, стаж вождения, наличие собственного авто.

Собственно, добрались до конца.
Теперь резюме необходимо прочитать. Представьте себя на месте специалиста по подбору кадров. Насколько удобно и комфортно ваше резюме ему будет просматривать.
В период существования бумажных писем  в правилах также был пункт относительно длины. Теоретически, наверное, лучше бы его придерживаться. Насколько помню, резюме должно помещаться на лист бумаги. То есть состоять максимум из двух страниц. Ибо его, возможно, придется распечатать, дабы отнести к главному по тарелочкам. Практически, для малого бизнеса подобное требование не критично. Надо будет, кинем в главного и файлом. Поэтому 3-4 страницы будут вполне себе допустимы.

Много раз слышала и читала споры относительно вставки в резюме фотографии. Логичней всего выглядит фото в правом верхнем углу первой страницы.
Я б сказала так. Если у вас есть приличная фотография - крепите. Если же в наличии исключительно снимки с бани-сауны-корпоративов, лучше не стоит. Мощная проверка на адекватность.
Самым чудесным, что видела, было фото доктора в одной из излюбленных поз Кисоклассников на кушетке в кабинете с опорой на лазер. Жаль, халат без леоперда. Все прочие пункты (помада, кура-гриль, дакфейс) присутствовали. Фото сделало мой день, спасибо)) Но на работу б не взяла, ибо таки врача искала. А тут явные сомнения по поводу верного выбора профессии.

Спешу уточнить. Все приведенные рекомендации проверены на практие. Но не являются всеисчерпывающими. Также не являются аксиомой. Думаю, специалисты по подбору персонала еще пунктов сто могут накидать в комментариях, о которых я даже не подозреваю. И не оставить камня на камне от моих рассуждений) То, что описала я, скорее краткий набор самых простых и банальных сведений дабы не слишком опозорить себя при написании резюме)

п.с. Пример последнего найденного резюме из цикла "как писать нельзя".


Профессия косметолог

Previous post Next post
Up