May 11, 2012 18:30
я сижу и выуживаю из себя строчки. по одной, по две. заключительная работа. я знаю, знаю как нужно и должно ее писать, но что мне делать сейчас с этим знанием. одна, другая, по слову, по нитке. я просто перестала видеть в ней интерес. хотя, есть средство - достаточно просто рассказать о ней кому-нибудь. расскажу сюда.
моя работа называется жизненные сценарии индивида в контексте структурных противоречий современности.
почему я думаю, что это должно быть инетерсно? потому что каждый день спрашиваю сбя - почему так? почему люди, которых я вижу на улице избрали один путь, а те, кто мелькает в телевизоре - другой? почему при прочих равных данных мы все такие разные? чо влияет на процесс принятия нами решений? или может ничего?...
первая глава посвящена анализу термина современность и ее противоречиям. почему мы вообще живем в протеворечивом мире и кто нам об этом сказал? помню как в фильме Альберт Филозов в роли папы лиса отправлял, убегая, Людвига в лес под защиту маленькой Тутты Ларсен. Как же она сможет защитить его? спрашивает мать? не знаю, отвечает папа-лис, это одно из неразрешимых противоречий жизни. почему маленький защищает большого, а сильный просит помощи у слабого, почему институт семьи, тысячететиями формировавшийся в лонах самых различных обществ, терпит блистательное поражение, почему люди теряют свою жизнь в бездействии или поиске истинной веры? да мало ли их - противоречий. да много ли их?
вторая глава торжественно посвещена разбору понятия "жизненный сценарий". кратко введу вас в курс дела - я рассматриваю две основные ( и противоположные) точки зрения на данный вопрос. Первая по хронологии и по порядку, что практически очевидно, - психологическая. или психоаналитическая. Придумана она в середине прошлого века канадским евреем Э.Берном, и заключается, в общих чертах, в том, что "все мы родом из детства". Берн вводит понятие жизненного сценария, но никак не может определиться сколько же их есть на самом деле - 4, 6? или лучше не перечислять их, а назвать именами известных героев? Золушка, Белоснежка? думаю, если бы ему пришлось посмотреть все диснеевские мультики про принцесс, он бы в честь каждой подобрал и назвал сценарий. так или иначе, психологическая точка зрения основывается на априорных установках, заложенных родителями и прочно усвоенных детьми в самом раннем возрасте (до 6 лет). - в этом месте можете задуматься - а о чем мечтали вы, когда вам было 6? кем хотели стать и что из этого получилось или получается. Противоположная точка зрения принадлежит У.Беку, который утверждает, что все части тела проблемы растут из окружающего нас социума и проблем и установок, которое оно ставит и предъявляет индивиду. сказали сходить в садик? - иди. а потом в школу,, университет, армию. там уж и работу пора выбрать, потом семья, дети, квартира, дача. все мы сталкивались с такими общепринятыми мерками счастливой жизни. но нечего унывать, говорит Бек - ведь столько всего впереди - новое поколение смотрит внутрь и хочет самосовершенствоваться, а , значит, есть вероятность, что оно наметит какой-то новый путь! на практике мы видим, что к "новому поколению" относится абсолютное большинство, но, так как оно все же присутствует, это дает некую надежду на более веселое завтра.
вторая часть второй главы посвещена небольшому авторскому эмпирическому исследованию, призванному пролить свет реальности на сухие научные теории. исследование включает в себя 12 интервью с девушками от 20 до 26 лет. и главным вопросом его является : как вы представляете себе свою идеальную жизнь? ( а так же - почему именно так? и что вам для этого необходимо сделать?) жизненные сценарии на то и жизненные, чтобы изменяясь оставаться актуальными, а, следовательно, без конкретных примеров, теория остается теорией.
почему именно девушки, спросите вы? ответ прост - личная заинтересованность автора работы. будучи глубоко убежденной в том, что рассказать я могу только о том, что испытала и знаю сама, я постаралась максимально конкретизировать круг респондентов с целью изучить интересующий меня вопрос глубже. и все таки, девушки-то почему? полагаю, что одним из главных противоречий современности является повальная женская эмансипация, происходящая в рекордно (для любых соц.изменений) короткие сроки, а следовательно старые концепции жизненных сценариев, выработанные за сотни лет тысячами поколений больше не являются актуальными, уступая свое место ультра новым моделям построения жизни. ( в то время как мужские модели, по большому счету, изменились незначительно). именно поэтому в данном исследованиизатронута проблема эмпирического изучения актуальных женских жизненных сценариев с последующим их анализом с точки зрения социальной теории.
-какие актуальны
-почему
-какие выводы можно из этого сделать? ( были ли правы авторы, работающие в середине прошлого столетия, могут ли их теории по-прежнему претендовать на акуальность?)
и, наконец, третья глава торжественно посвещена изложению авторской теории жизненных сценариев - своеобразному симбиозу из всего вышеперечисленного. в кратце : жизнь любого индивида можно сравнить с паровозом, движущимся по двум рельсам : судьбе и воле. что определяет в жизни человека и в формировании его жизненного сценария судьба? каким образом человек может с помощью воли послиять на свой выбор того или иного сценария? легитимно ли вообще сегодня говорить о сценариях и классификациях?
ну вот, таким образом и выглядит мой диплом.
важный вопрос - актуальность темы?
актуальность темы исчерпывается словом "современность" в названии работы, а так же личной заинтересованностью автора.