Как я работал на выборах мэра Лондона

May 05, 2012 03:15

Давным-давно в прессе была такая рубрика "Журналист меняет профессию". Меня всегда привлекали подобные истории, потому что они а) позволяют изнутри взглянуть на какую-либо тему или ситуацию и б) дают немало материала непосредственно для статей и для бэкграунда. Ну и интересно до безумия конечно же! В прошлом году мне довелось поработать актером на съемках "Анны Карениной", в этом же году я на один день освоил профессию сотрудника избирательной комиссии.

В четверг лондонцы выбирали себе мэра, а также членов контролирующей и дополняющей его работу Лондонской Ассамблеи. В итоге переизбрали на второй срок Бориса Джонсона, но речь сейчас не о нём, а о том, как устроены британские выборы изнутри.




Где-то в феврале мне попалось на глаза объявление на сайте местного муниципалитета о наборе сотрудников для работы на выборах. В апреле мне написала сотрудница избирательного отдела, сказала, что меня записали в резерв избирательных клерков, и пригласила на двухчасовой тренинг. Где-то за неделю до выборов мне уже точно подтвердили, что я буду работать на избирательном участке.

Каждая комиссия состоит из трех человек: председателя и двух сотрудников. На участках побольше может быть две-три комиссии. У нас в итоге был двойной состав: председатель, заместитель председателя и четыре клерка, одним из которых и был я.

Участки открываются в 7 утра, но мы были на нашем участке в начальной школе в районе Хаммерсмит уже в 6.15, чтобы развесить все необходимые плакаты и указатели, установить столы и кабинки для голосования, подготовить бюллетени и списки избирателей. Выборы в Британии традиционно проводятся по четвергам, считается, что будний день обеспечивает лучшую явку. Легенды гласят, что четверг был выбран потому, что пятница долгое время была днем расчетов с работниками, и выборы в четверг обеспечивали еще более-менее трезвый электорат.

Как бы то ни было, в 7 часов мы уже сидели за столами и ждали первых голосующих, которые уже стояли у дверей участка. Всего в списках у нас было 2,5 тысячи человек, в итоге за день проголосовали около 800, что в сумме с голосовавшими по почте (около 200 человек) примерно и дает ту самую явку в 38%, которая и наблюдалась в среднем по Лондону. Наиболее пиковые часы для голосования - с 8 до 9 утра и с 6 до 8 вечера, самое тихое время - перед обедом.

Избирательные списки составляются заранее и обновляются раз в год. Перед выборами людям рассылаются карточки для голосования, которые можно (но необязательно) приносить с собой на участок. Никаких документов, удостоверяющих личность, предъявлять не нужно. Единственное требование - наизусть назвать свое имя и адрес. Если они соответствуют тем, что есть в списках - человек получает бюллетени и идет в кабинку их заполнять.

На муниципальных выборах могут голосовать не только британские граждане, но и граждане стран Евросоюза и Содружества. Вот они как раз, видимо, по своим местным привычкам, и пытались предъявлять ID, очень удивляясь тому, что документы оказывались ненужными.

Меня приятно удивила дружелюбная и вежливая атмосфера, которая весь день царила на участке, хотя и были некоторые люди, кто пытался ее нарушить. Например, одному из избирателей не понравилась представительница Лейбористской партии с красной "розеткой" на груди, которая сидела на выходе с участка и вела опрос избирателей (все делая абсолютно по закону). Мужчина устроил скандал, однако потом ушел, видимо, что-то выяснил или прочитал, а через час вернулся и извинился перед женщиной!

Пятнадцать часов пролетели невероятно быстро, без суеты и напряжения, никаких нарушений у нас не было, но последний избиратель в лучших традициях прибежал за 5 минут до закрытия участка, когда мы уже начали сворачиваться. Но проголосовать он успел по всей процедуре, опустив свои разноцветные бюллетени в картонную урну хитроумной конструкции. В этот раз бюллетени считали машинами, поэтому было важно собрать их в ровные стопки лицом вниз, для чего мы и просили людей не сгибать бюллетени (слушались не все, сразу скажу). После закрытия участка мы за 10 минут свернули все свои материалы, сложили бумаги в специальный мешок для переработки, урны опечатали, отдельно опечатали неиспользованные бюллетени, сложили кабинки для голосования, которые специально для этого сделаны на петлях, привели в исходный порядок школьный спортзал. В 22.15 две урны с бюллетенями уже поехали в счетный центр, а нас распустили по домам. Я шел и думал о бедных сотрудниках российских избиркомов, которым после 12-часового рабочего дня еще приходится и участвовать в подсчете голосов там же, на участке.

Британская же система выборов оказалась проста и эффективна, как это ни странно, и не потому, что строится на контроле или страхе. Она построена на доверии и уважении, может, поэтому и нет практически никаких нарушений. Максимум, что было в этот раз - это полицейское присутствие на участках в одном из лондонских округов, где избиратели и агитаторы вели себя особенно буйно и грозили друг другу, а также двухчасовая задержка с подсчетом в другом округе на следующий день из-за двух недоучтенных коробок с бюллетенями.

Ведутся разговоры о том, что нужно все-таки ввести контроль ID на участках при выдаче бюллетеней, потому что жители некоторых районов (обычно с множеством этнических общин) пытаются "мухлевать" с регистрацией и голосованием по почте, но пока реального воплощения они не получили.

Кстати, к нам на участок полицейские заходили пять раз за день, мы угощали их чаем и спрашивали об обстановке. Они говорили: "Никаких происшествий, но ведь именно так мы и хотим, чтобы было". На мой взгляд, квинтэссенция процесса выражена как нельзя лучше в этих словах.

фото, демократия, выборы

Previous post Next post
Up