Итак, "секрет Полишинеля" по поводу даты парламентских выборов в Великобритании наконец раскрыт. Гордон Браун честно признался, что хранил этот секрет не очень хорошо и подтвердил, посовещавшись с прилетевшей на вертолёте королевой, что выборы в стране пройдут 6 мая этого года. В четверг, как уже давно повелось в этой стране.
Вот здесь можно почитать подробнее о
процедуре роспуска парламента, а здесь - о
расстановке политических сил перед выборами. На ближайший месяц депутаты превратятся в партийных политиков, министры остаются исполнять свои обязанности, но не имеют права делать важных заявлений. Будет много улыбок, рукопожатий, поездок и обещаний, как обычно.
Но вместе с этим предстоящие ровно через месяц выборы станут знаковыми и инновационными во многих аспектах.
Это выборы, которые впервые за 13 лет могут привести к смене правящей партии в Великобритании.
Это первые с 1992 года выборы, исход которых за месяц до голосования неясен: чаша весов может склониться и в ту, и в другую сторону. Ещё в начале этого года можно было с уверенностью говорить о солидной победе консерваторов, теперь же опросы общественного мнения не дают ни одной из двух основных партий чёткого преимущества. Над страной нависла перспектива "подвешенного парламента", в котором ни одна партия ни будет иметь абсолютного большинства (более 50%) голосов.
Это первые выборы, в преддверии которых лидеры трёх основных партий - лейборист Гордон Браун, консерватор Дэвид Кэмерон и либерал-демократ Ник Клегг - сойдутся в
трех раундах теледебатов, которые уже стали непременной частью предвыборных кампаний в других странах, но в Великобритании до сих не проводились.
Это первые выборы, где будет активно использоваться весь арсенал современных коммуникационных технологий: интернет-кампании, социальные сети, YouTube, мультимедийное освещение в СМИ. Все политические партии и многие политики ведут собственные страницы на Twitter и Facebook, количество информационных и агитационных каналов ничем не ограничивается.
Это, а также прошлогодние скандалы с нецелевым расходованием средств депутатами, сделает выборы более персонализированными. Люди во многих случаях будут голосовать не за партийную принадлежность кандидата, а за его личные качества и заслуги. В новом составе парламента будет много новых лиц, а местные проблемы зачастую будут превалировать в выборе британцев над общенациональными (учитывая, что парламентские выборы совмещены с местными).
На этих выборах ещё сильнее возросла роль жён и детей, которых все ключевые политики активно используют в качестве "секретного оружия". У всех трёх лидеров дети ходят в государственные школы, жёны мелькают на телеэкранах рука об руку с мужьями. Кэмерон и его жена Саманта втайне надеются на то, что их четвёртый ребёнок родится на Даунинг-стрит, 10.
Но голосовать предстоит не за жён и не за детей, а за политиков и их программы.
В британской политике сильны центростремительные тенденции. Лейбористы чуть-чуть левее центра, консерваторы - чуть-чуть правее, у либдемов лидер - правоцентрист, а основная масса его однопартийцев - левоцентристы. У консерваторов лозунг "Время для перемен", у лейбористов - "Справедливое будущее для всех", а обреченные маневрировать посередине в качестве балансира либдемы совместили в своём слогане и перемены, и справедливость: "Перемены, которые работают на вас: построение более справедливой Британии".
В этих условиях решающими могут стать самые незначительные и неожиданные факторы, так что исход непредсказуем, а предстоящие недели обещают быть очень насыщенными и интересными.