За время работы в Великобритании я трижды бывал на ежегодных осенних конференциях лейбористов, и вот только в этом году мы с моей коллегой и начальницей
i_demchenko впервые попали на партийный съезд Консервативной партии, на этот раз в Бирмингем.
С консерваторами ещё недавно можно было не считаться всерьёз - они меняли лидеров, меняли повестку дня, но не могли найти себя после ярчайшего периода лидерства Маргарет Тэтчер. Однако новый лидер "тори" - молодой и энергичный (лейбористы и обзывают его "новичком") Дэвид Кэмерон - заставил всех по-другому взглянуть на партию консерваторов.
Кэмерон своей речью "без бумажки" на конференции в прошлом году, сопровождавшейся серией смелых инициатив по "чувствительным" вопросам, вроде налога на наследование имущества, сумел переломить общественное мнение, до тех пор склонявшееся на сторону лейбористов. Правящей партии за прошедший год не удалось поправить ситуацию, а экономический кризис лишь увеличил разрыв между лейбористами и консерваторами в опросах и рейтингах.
Уже через полтора года Британия впервые более чем за 10 лет может обрести консервативное правительство. И "тори" всё активнее и нетерпеливее. Они уже обещают снизить налоги для бизнеса, провести референдум по Лиссабонскому договору, побороть бюрократию на всех уровнях, запретить ещё не запрещённые террористические и экстремистские организации, не допустить использования в Великобритании шариатских законов.
"Тори" не слишком расположены к России, их "теневой" министр обороны Лиам Фокс, с которым мне однажды довелось беседовать и который поразил меня своим слабым знанием современной России, тем не менее считает РФ одной из главных угроз миру. Сам
Дэвид Кэмерон высказывается в адрес России гораздо резче, чем лейбористское правительство. В середине августа лидер консерваторов отправился в Тбилиси, чтобы лично поддержать грузин в их борьбе против "российской агрессии". На конференцию в Бирмингем пригласили премьер-министра Грузии Ладо Гургенидзе, который на прекрасном английском презентовал свою страну. Что удивительно, на этот раз от него практически не звучало обвинений в адрес России, равно как и от хозяев съезда.
Консерваторы уже считают месяцы до прихода к власти. У Кэмерона и его молодой команды, в которой есть лишь несколько людей с солидным политическим стажем (как например бывший лидер партии, а ныне "теневой" министр иностранных дел Уильям Хейг), есть "план перемен". Этот лозунг смотрел со всех растяжек в Международном конференц-центре Бирмингема.
К традиционному синему цвету-символу консерваторов добавились зелёные (в цветовом и экологическом смыслах) оттенки. Сам Кэмерон выступал в тёмно-синем костюме и синем галстуке, в то время как его жена Саманта вышла поддержать мужа после часовой программной речи в зелёном платье. В "плане Кэмерона" продумано всё.
Дэвид Кэмерон, вопреки лексическому значению слова "консерватор", активно напирает на то, что стране нужны перемены, а не вечный премьер-министр Гордон Браун с его "опытом". Он хочет творить свою исТОРИю. И судя по всему, уставшие от лейбористов британцы его в этом поддерживают.