В Британии и других западных странах совершенно иная культура кладбищ, чем в России. В России, даже на старинных кладбищах, там где они еще остались, царит индивидуализм и изоляционизм (как, впрочем, и в современной российской жизни) из-за многочисленных железных оград, и какое-то поминально-карнавальное настроение из-за нестройного общего стиля памятников, а также ярких и безвкусных цветов и венков с лентами.
Британское кладбище, что старинное, что современное - это скорее парк, открытый для всех желающих.
Здесь выгуливают собак (несмотря, кстати, на запрещающие знаки), совершают пробежки, отдохновения и моционы. Здесь иногда собираются неформалы (не будем писать "некрофилы", хотя кто-то наверняка захочет поддеть), а также любители старины и истории. Кое-кто не считает зазорным устроить и пикник на кладбище, как мы видим :)
Бромптонское кладбище (Brompton Cemetery) в лондонском районе Челси существует уже без малого 170 лет. Это одно из кладбищ так называемой
"Великолепной семёрки" Лондона. Сейчас здесь хоронят крайне редко, поэтому в основном Бромптонское кладбище - это мемориал в честь ровесников викторианской эпохи и начала ХХ века.
Каждый год на кладбище устраивается День открытых дверей. Да-да, не смейтесь на этом месте, ибо британцы к теме смерти и памяти относятся с гораздо большей лёгкостью и каким-то светлым позитивом что ли. В этот день эксурсоводы водят посетителей по интересным маршрутам, рассказывают об истории и знаменитых людях, нашедших здесь свой последний приют и покой. Знакомые виды обретают новую глубину, когда узнаешь, кем именно были эти люди. Показывают ручных птиц и рассказывают о фильмах, декорацией для которых стало кладбище. Например, здесь снимались вышедшие несколько лет назад на экраны фильмы "Громобой" Джеффри Сакса и "Шерлок Холмс" Гая Ричи.
Знаменитостей мирового масштаба, как на парижском Пер-Лашез или подвашингтонском Арлингтоне, вы здесь, пожалуй, не отыщете. Но здесь попадаются лондонцы с весьма интересной биографией, которые прославили свой район, город и страну: писатели, художники и их музы, политики, военные, ученые, бизнесмены.
Например, основатель музея Виктории и Альберта и изобретатель рождественской открытки Генри Коул; владелец судоходной компании Cunard Line, которой принадлежат океанские лайнеры, Сэмюел Кунард; ботаник Роберт Форчун, который привез чаеводство из Китая в Индию; предводительница британских суфражисток Эммелин Панкхерст; один из первых в истории мировой журналистики профессиональных военных репортеров, освещавших Крымскую войну (и коронацию Александра II в Москве) Уильям Говард Расселл и многие другие люди, чьи имена не всем знакомы, но которые добились немалого в эпоху "золотого века" Британии.
Почти у самого входа - могила писателя Брэндона Томаса, автора
пьесы "Тётушка Чарли", которая известна всем в России по снятому по ней фильму "Здравствуйте, я ваша тётя!". Надгробия на многих могилах выполнены по индивидуальным проектам, и в них чувствуется дух некоего викторианского имперского "арта". Также есть предание, что Беатрикс Поттер, жившая неподалеку, часто гуляла по кладбищу и позаимстствовала имена для многих своих героев с надгробных плит и памятников.
Попадаются на кладбище и русские захоронения. Например, скончавшийся десять лет назад в Лондоне митрополит Антоний (Сурожский), которого чтят во многих странах мира и который до сих пор остается символом русского православия в Британии. Или, например, София Буксгевден, фрейлина последней российской императрицы Александры. Она чудесным образом спаслась из послереволюционной России, кружным путем оказалась в Англии, прожила еще много лет в Лондоне и написала три тома воспоминаний о своей жизни с императорской семьей.
На Brompton Cemetery покоятся основатель и первый глава футбольного клуба "Челси", чья территория примыкает непосредственно к кладбищу. В день открытых дверей можно попасть и в обыкновенно закрытые для посетителей катакомбы. Здесь за железными решетками гробы полуторавековой давности. В какой-то момент в среде творческой интеллигенции викторианской Англии вдруг возникла мода на открытые захоронения в катакомбах по примеру римских. Идея заключалась в том, чтобы почитатели памяти тех или иных людей приходили сюда и были "ближе" к усопшим в прямом и переносном смысле, читали над их гробами мадригалы и всё такое. Мода быстро доказала свою непрактичность и негигиеничность, многие заготовленные в катакомбах ниши так и остались незаполненными. Теперь вот это такой фильм ужасов в действии. Из тёмных и холодных катакомб выходишь с содроганием, но чертовски интересно!
Заросли ежевики, запахи цветущей липы и душистого горошка летом, туманная сырость, желтые листья и вороны осенью, припорошенные редким снегом каменные надгробия зимой - атмосфера здесь совсем не гнетущая, и всякий раз, проходя, задумываешься о вечности и об истории. И идёшь дальше.