Пока вся Россия обсуждала главную политическую новость прошлой недели - объявление о разводе первой четы страны, в Британии в это же время произошло другое важное событие, которое отсутствует в современной российской политической парадигме.
Правительство Великобритании впервые согласилось выплатить компенсации кенийцам, которые 60 лет назад стали жертвами подавления восстания "мау-мау" силами британской колониальной администрации в Кении. Более 5 тысяч человек получат компенсации общим размером почти 20 миллионов фунтов стерлингов. Глава МИД Британии Уильям Хейг извинился в парламенте за действия своих предшественников в 1950-е годы (кстати, премьером в то время был знаменитый Уинстон Черчилль).
Практика публичных извинений за ошибки прошлого в Британии достаточно распространена. На моей памяти было несколько заметных случаев таких знаковых извинений.
В 2006 году, накануне 200-летней годовщины отмены работорговли в Британской империи, премьер Тони Блэр
осудил рабство и выразил глубокие сожаления по поводу того, что Британия была в это вовлечена. Полного извинения в юридическом смысле не произошло, так как это могло повлечь масштабные финансовые требования от потомков рабов, но тем не менее этот шаг Блэра получил тогда широкую огласку.
В 2009 году премьер Гордон Браун извинился
за дискриминацию в отношении гениального математика Алана Тюринга, которого, несмотря на все его заслуги во время войны, осудили за нетрадиционную сексуальную ориентацию.
В 2012 году премьер Дэвид Кэмерон извинился
за ошибки в расследовании трагедии на футбольном стадионе "Хиллсборо", где погибло свыше 90 человек, а в итоге полиция возложила вину на самих болельщиков. Было назначено новое расследование.
Теперь же извинение сопровождается не только словами, но и материальной компенсацией, которая, конечно, не вернет погибших и не перепишет историю, но тем не менее послужит хорошим уроком и символом покаяния.
Какова ни была бы личная гордость и политические принципы, нужно находить в себе силы и мужество признавать несправедливость, причем не только со стороны своего правительства, но и со стороны своих предшественников. И срока давности здесь быть не может.