Любовный треугольник Герцена и Огарева

Jan 10, 2016 19:06

Из ряда спектаклей театра-школы современной пьесы, предлагаемых mosblog, я выбрала  спектакль "Лондонский треугольник", в котором рассказывается история сложных взаимоотношений двух друзей Александра Герцена и Николая Огарева и их возлюбленной Натали Тучковой.



Действие в спектакле, который поставили режиссеры Дмитрий Астрахан и Владимир Рубанов по пьесе Александра Углова, происходит в Лондоне в 50-е годы ХIХ века. Здесь находится в вынужденной эмиграции русский писатель Александр Герцен, который вместе со своим ближайшим другом Николаем Огаревым начинает издавать журнал "Колокол". Но это не предмет исследования этой пьесы. "Лондонский треугольник" знакомит с малоизвестной историей отношений между друзьями и  Натальей Тучковой, которая будучи формально женой Огарева, родила троих детей от Герцена.


Пьеса биографическая, в ней всего три действующих лица и на сцене разыгрывется сложная и драматическая любовная история. Н. Огарев с женой Н.Тучковой прибывают в Лондон и поселяются в квартире А.Герцена, далее идут годы их сотрудничества, а в это время Н. Тучкова занимается воспитанием детей Герцена,  осиротевших после смерти их матери. Наталья Тучкова влюбляется в А.Герцена и рожает от него троих детей, сначала дочь Лизу и позднее двоих  братьев-близнецов.



Н. Огарев  в исполнении Александра Галибина предстает перед зрителями  полным благородства, терпимости и верности дружбе. Он не может уехать и бросить совместную работу с Герценом. Он безропотно несет свой крест, оставаясь верным юношеской клятве, данной на Воробьевых горах. Терзаясь ревностью и продолжая любить свою жену, он усыновляет и записывает на свое имя ее детей от Герцена.
Хорош А. Галибин в этой роли, ему веришь, даже, когда он молчит, всем своим видом выражая страдания, каким-то внутренним умением вжиться в роль.
Вадим Колганов в роли А.Герцена уже слабее и совсем не понравилась мне Джульетта Геринг в роли Н. Тучковой. Она переигрывает,  ее истошные крики раздражают, в них не веришь, надо как-то внутренне передавать переживания измученной   женщины, находящейся в двусмысленном положении и всячески скрывающей их. Хотя, прочитав биографию Тучковой, узнаешь, что она не была истеричной, а считалась очень эгоистичной с капризным и своенравным характером и далекой от деятельности своих мужчин, глубоко не вникая в смысл их работ и статей.


И публика не сопереживает действующим лицам, а запутанность их взаимоотношений временами вызывает смех в зрительном зале. Действительно, отношения героев слишком возвышенные и продвинутые для 1850-х годов.

Революционная деятельность обоих соратников проходит в спектакле некоторым фоном, а ведь это самые плодотворные годы Герцена с !857-1862, отца-основателя русского социализма, великого русского писателя, автора "Былое и думы" и множества бесцензурных для России революционных статей в ж. "Колокол", являвшихся предвестником отмены крепостного права.

Спектакль побуждает сразу броситься знакомиться с биографией великих демократов, и узнать, что предшествовало этому действию и как сложится их дальнейшая жизнь. Ведь спектакль рассказывает только об определенном отрезке их жизни. Но то, что предшествовало ему вообще поражает.  А.Герцен еще будучи в России, не вылезая из тюрем и ссылок, умудрялся вести довольно разгульный образ жизни до своей женитьбы на Наталье - это его Наталья №1. Она рожала ему каждый год детей, из которых в живых остались трое. В их семье появляется друг А.Герцена немецкий поэт, социалист,  красавец Георг Гервег , который живет в их доме со своей женой Эммой, находясь на полном его иждивении. Гервег неординарная личность, он в друзьях у Вагнера и Карла Маркса, а у Герцена живет приживалой. Наталья №1 влюбляется в этого Гервига, и оказалось, что точно такие же запутанные отношения уже предшествовали показанным в пьесе, и повторились в их жизни в будущем.
Наталья №1 преждевременно умирает от болезней, завещая заботу о своих детях Наталье №2.
Наталья №1 и №2 как оказалось были не только знакомы, но и были подругами, но это уже другая отдельная история.
Короткую жизнь прожил и сам А.Герцен, умерев от воспаления легких в 1870 году в возрасте  58 лет.

Н. Огарев до этой истории женился на Наталье Тучковой (это Наталья №2 для Герцена ) после громкого бракоразводного процесса и дележа имущества с Марией Львовной Рославлевой и только после ее преждевременной смерти.
Н Огарев после расставания с Натальей Тучковой нашел свое успокоение с женщиной легкого поведения Мэри Сэтерленд, знакомится с ней  на "самом дне", которая оказалась очень душевным и заботливым человеком, ухаживая за ним до последгих его дней. На протяжении 18 лет она была для него нянькой, любовницей и сестрой милосердия. Умер Н. Огарев в 1877 г. в 63 года совершенно дряхлым и больным.

Наталья Тучкова пережила А. Герцена на 37  лет. Она ведь тогда по действию пьесы была совсем молодой, ей и не было тридцати. Трагически сложилась ее жизнь. Она потеряла всех своих детей - близнецы умерли от дифтерита, а старшая Лиза покончила с собой в 17 лет от неразделенной любви. Всю свою дальнейшую жизнь она мучилась воспоминаниями и кошмарными снами о своих близких покойниках.

Но я совсем отошла от действия спектакля, увлекшись дальнейшей частной жизнью великих революционеров.
А спектакль не рытье в грязном белье видных деятелей политической борьбы.
Они может считали, что  их "коммуна любви", гармония и красота их взаимоотношений послужит образцом для всего мира - прообразом грядущего социалистического общества, где каждый выработает в себе нового человека, свободного от чувства собственности и буржуазной морали.

спектакль, отзыв, мосблог, театр

Previous post Next post
Up