Пару слов про "застрявший" Старлайнер

Jul 06, 2024 23:55




Третью неделю в СМИ звучит дружный хор о "застрявшем" Старлайнере, а в ЖЖ - ежи, стрижи и прочие германы очень переживают за судьбу Суниты и Барри -
мол, в какую передрягу попали астронавты, и как же они теперь вернутся на Землю?
Похоже, что полезно будет добавить несколько фактов, и пару цитат - от тех, кто реально знает тему и, главное, вполне отвечает за свои слова.
Чем выгодно отличается от рунетных рассуждателей/переживателей.

ПЕРВОЕ: Основные детали с прессконференции НАСА 2 июля 2024 - в изложении Elizabeth Howell для Space.COM:
*** «Boeing's Starliner capsule is performing well enough on its first-ever astronaut mission»;
*** «The spacecraft is in good shape and rated to leave the ISS in case of emergency».
Смысловой перевод:
В первом пилотируемом полете корабль Starliner показал достаточно хороший перформанс;
Корабль находится в хорошем состоянии и готов покинуть МКС в случае чрезвычайной ситуации.
То есть, простыми словами - Корабль Старлайнер вполне пригоден для возвращения своего экипажа на Землю.
Поэтому не стоит принимать близко к сердцу переживания hegdehog, stryz, german_kmw и других подобных.

ВТОРОЕ: нет ничего особенного в продлении тестового полёта. А тем более - драматичного.
Между прочим, с первым пилотируемым полётом Дракона было нечто похожее: его запустили 30 мая 2020, а вернулся он 2 августа.

ТРЕТЬЕ: проблемы с двигателями системы ориентации (RCS thrusters, Reaction Control System)
Разъяснение в двух семи словах: не так страшен чёрт как его малюют.
То же самое в ста тридцати словах: RCS Старлайнера имеет 28 двигателей, которые друг друга дублируют - в нескольких уровнях.
Даже потеря около дюжины из них не приведёт к выходу из строя всей RCS.
При подходе к МКС пять двигателей продемонстрировали "аномальное поведение", но лишь один пришлось выключить из системы,
остальные четыре удалось "привести в чувство".
Здесь следует отметить, что RCS - это вообще сложная и капризная штучка, и проблемы с RCS - на новых кораблях - обычное явление.
Стоит вспомнить один из первых полётов Dragon 1 к МКС, тогда поначалу не заработала половина (емнип) всех двигателей.
Более свежий пример - полёт модуля Наука к МКС, который оказался существенно длиннее, чем планировалось -
- и драматичнее - именно по причине неполадок - как раз в двигателях системы ориентации.
Так что - в потере одного из 28 - ничего ужасного нет.

ЧЕТВЁРТОЕ: Утечки гелия в системе наддува.
В двух словах - тот же чёрт, с той же моралью.
С самого начала было сказано - величины утечек малы и потому не представляют опасности.
Но найти места и разобраться с причнами - надо.

И ПОСЛЕДНЕЕ: Как было сказано в самом начале, Старлайнер в порядке и в нынешнем состоянии - вполне способен вернуть экипаж на Землю.
Однако, это первый полёт нового корабля, и неприятные неожиданности - возможны.
Так вот, даже в случае, если произойдёт серьёзная неприятность, и будет решено, что возвращать экипаж на Старлайнере опасно -
- экипаж не "застрял" на МКС до прибытия нового корабля.
Ну, как это было в случае с Союзом МС-22 (протёкшим) - здесь будет немного иначе: в случае необходимости Сунита и Барри могут покинуть станцию на Драконе "Crew-8".
Все необходимые прцедуры уже разработаны, и необходимые *запчасти* - имеются.
Для этого надо будет убрать из Дракона суперфризеры, поставить на их место кресла из Старлайнера
и разобраться с набором переходников для подклчюения скафандров Суниты и Барри к системам Дракона.

В этом плане инцидент с Союзом МС-22 сыграл безусловно положительную роль - он дал импульс для быстрой разработки подобной системы.

А теперь - танцы!

image Click to view


Troll from Podolsk: papon_ra 46.73.177.253  PJSC MegaFon

podol'sk, starliner

Previous post Next post
Up