Сегодня SpaceX запустила пару спутников созвездия Galileo - на MEO.
Запуск был сделан бустером B1060 - который совершил свой двадцатый полёт.
Правда, в данном случае это был последний полёт, поскольку был использован *одноразовый* режим:
(
Read more... )
Хотя некоторые элементы известны, например, стоимость топлива:
Емнип, со слов Илона (и Гвин), и составляет она ОЧЕНЬ малую долю от себестоимости пуска ($200 тысяч - опять, емнип)
У меня были посты с *некоторым анализом* экономики повторного использования - но давно, года три-четыре назад. Собственно, когда это обсуждалось, и когда ещё не было столь отчётливо видно - насколько выгодно повторное использование бустера.
Результат - по нескольким независимым анализам в те времена (2019-2020) был примерно такой:
Себестоимость пусков с повторным бустером и повторным обтекателем получалась в пределах $19-25 M (емнип :)
Причём вариант с посадкой на морскую платформу заметно дороже по себестоимости (на 2-3 млн, а по плохой погоде и больше).
В прошлом году кто-то из вицепрезидентов SpaceX похвастался, что пуски Старлинков им обходятся теперь всего в 15 млн за пуск.
А с типового коммерческого пуска, который продают за 67 млн, они имеют как минимум 40 млн чистой прибыли. Но налог на сверхприбыль они не платят, так как практически все заработанные деньги возвращают в производство - в виде разработок Старшипов, Старлинков, Старшилдов и т.д.
Reply
То есть стоимость пуска упала где-то в три раза по сравнению с полностью одноразовым "Фальконом". Интересно насколько еще снизить цену смогут полностью многоразовые системы вроде "Старшипа" и "Нью Гленна".
Reply
Если же брать оценку стоимости первой ступени сейчас - разница будет скорее раза в два.
Reply
Leave a comment