Ну что ж, год заканчивается, и можно подвести промежуточный итог - Новой Лунной Гонки:
Итак, в начале этого года было заявлено о планах отправить шесть автоматов для посадки на Луну, правда вскоре
их осталось пять, а шестой (Nova-C IM-2) отлетел на 2024.
В результате: запущено три, а два отложены на 2024, но обещают улететь в январе.
Из трех улетевших:
индийский ChandraYaan-3 успешно сел на Луну,
российская Луне 25 разбилась в прцессе манёвров на лунной орбите,
а японский SLIM ещё в полёте, поскольку использует экономичную (и долгую) схему перелёта.
Пара слов про уже завершивших дистанцию:
ChandraYaan-3 - он не только успешно сел на Луну и в целом - выполнил всю программу, он нё существенно перевыполнил.
Во-первых, оказалось, что посадочная ступень существенно сэкономила топливо.
Поэтому стало возможным проведение такого эксперимента:
ChandraYaan-3 включил двигатели, увеличил тягу, поднялся над поверхностью (невысоко), повисел (недолго) и мягко сел обратно.
Этот подскок дал ценнейший материал конструкторам и инженерам ISRO для планирования взлёта с Луны -
- то есть, для будущей миссии по возвращению лунных образцов.
Во-вторых, оказалось, что и перелётная ступень - та, что осталась на окололунной орбите - тоже существенно сэкономила топливо.
Так что и ей решили дать дополнительное задание:
Её сориентировали и провели отлётный импульс - на переход обратно к Земле.
Потом провели коррекцию орбиты, и наконец перевели перелётную ступень на околоземную орбиту - вполне успешно.
Финальная орбита выбрана высоко - существенно выше ГСО - чтобы не создавать помех ретрансляторам и погодным спутникам.
А цель этого допзадания была такая же - получить фактурный материал и опыт для будущего возврата лунных образцов.
Луна 25 - крушение произошло ещё ДО собственно посадки на поверхность Луны,
автомат не смог совершить переход с круговой орбиты на предпосадочную.
В челом, эта авария продемонстрировала - наглядно и ещё раз - ситуацию (плачевную) в российском космопроме:
*** утрачены технологии, которые некогда - во времена Союза - были разработаны;
*** утрачены конструкторские компетенции и технологические кадры.
Эти беды (потери) не являются необратимыми, но на восстановление - нужно время. И деньги.
Грубо говоря, можно поставить сравнение с Индией:
ISRO потребовалось четыре года, чтобы проделать путь от аварии ChandraYaan-2 (июль 2019) до успеха ChandraYaan-3 (август 2023).
Соответственно, посмотрим - сумеет ли Роскосмос успешно посадить очередную "Луну" - на Луну - в 2027 году.
Ну а теперь - общая картинка для лунных лэндеров:
- я не стал рисовать десятилетие нулевых - там совсем пусто. Так же, как и в 90-х и 80-х прошлого века.
А вот сейчас - интерес к Лунным исследованиям проснулся.
И рисунок это вполне наглядно иллюстрирует.
Поскольку технологии продвинулись, а главное - они стали доступны не только госструктурам.
Кстати, из восьми кораблей, запланированных на следующий год - шесть лэндеров - они от частных фирм.
Да, эту кашу - программу CLPS - заварила НАСА, но они здесь фактически только заказчики.
Собственно, НАСА скопировала CLPS с программы COTS - практически "под копирку" - поскольку та оказалась весьма успешной.
Там, в COTS, НАСА объявила конкурс на полный сервис "доставка грузов на МКС" (т.е., ракета + транспортный корабль),
выбрала победителей, дала согревающие контракты на разработку (не покрывающие расходы полностью),
а потом - уже вполне прибыльные контракты собственно на сервис.
И здесь, в CLPS, результат налицо - уже три компании отправляют свои корабли на Луну - с приборами и роверами НАСА:
Astrobotic Technologies, Intuitive Machines Firefly Aerospace.
Да, может и не все они сумеют дойти до финиша, но в целом - для НАСА - результат будет.
Наверняка.
PS: литература для углублённого изучения материала:
Spaceflight Now, Dec 6, 2023: «
Three robotic missions target Moon landings over one week in January».
Одна деталь там правда уже немножко устарела: поскольку пуск Вулкана перенесли на две недели,
то и посадка Перегрина будет не в январе, а уже в феврале.
Впрочем специфика тут такая, что изменения в планах - возможны. И даже очень.