Думаю, что никто. Да и кому надо такое "соревнование"? Всем участникам пофигу :) Я сделал этот график, чтобы показать, что те, кто заявляют "мы кормим и поим этих пиндосов на МКС!" - они врут на голубом глазу.
Что касается отдельных участников:
Европейская программа ATV - закончилась, она была расчитана на пять пусков евро-грузовика - с 2008 года по 2014. Зато теперь, благодаря результатам и наработкам - ЕКА строит сервисный модул Ориона. Кроме того, Эйрбас изъявил _горячее_ желание построить Propulsion & Control Element для МКС - на случай _полного_ удаления Роскосмоса из проекта (с отстыковкой). Но тут им, правда, придётся выдержать _жестокую_ конкуренцию с Нортропом, который роет копытами землю и хочет сделать такой же Propulsion & Control Element - но на остнове своего Сигнуса - и, конечно, лучше Эйрбаса :)
Японский грузовик HTV - тоже совершил последний полёт, их было 9 (с 2009 года по 2020). Но программа HTV продолжается, закончилась - эксплуатация ракеты Н-2В (в отличие от России, Япония не эксплуатирует ракеты по полвека). Следующий японский грузовик полетит к МКС на новой Н-3, и сам будет сильно модифицирован ("HTV-X"). Прлёт планируют на JFY-2022 (японский фискальный год 2022).
Грузовик Cygnus by Northrop Grumman - летает на МКС редко, раз в год - однако делает хороший бизнес за счет запуска попутных микроспутников. Для НАСА Сигнус ценен большим объёмом и здоровенным люком, что позволяет перевозить в нём стандартные лабораторные стойки или установки - ЦЕЛИКОМ. Ещё Нортроп запустил бизнес "попутных" приборов и экспериментов. Здесь заказчику не нужно строить ЦЕЛЫЙ микроспутник, чтобы провести эксперимент. Достаточно передать свой прибор Нортропу - и он САМ интегрирует его в Сигнус, обеспечит питанием и связью - а заказчик сможет просто собирать результаты эксперимента. Этот вариант оказался ОЧЕНЬ УСПЕШНЫМ бизнесом: сейчас и ЕКА, и американский National Science Foundation, и Сорос - ввели постоянную систему грантов для подобных исследований. И значительная часть этих денег оседает в кармане Нортропа :) Да, и Нортроп очень (очень!) хочет получить заказ на "Сигнус-танкер" - в случае развода с Роскосмосом такой модифицированный Сигнус пристыковывают на место российского сегмента, и он в течение 2-3 лет обеспечивает станцию коррекцией орбиты и attitude control.
Грузовой Дракон by SpaceX Летает к МКС часто, чаще всех - поскольку предоставляет для НАСА уникальный и ценный сервис - Дракон может возвращать на Землю до 3 тонн грузов со станции. Сейчас грузовые Драконы возят стандартные суперфризеры (темп минус 70° емнип) - наверх идут чувствительные биоматериалы, а вниз отправляют медицинские пробы (кровь, моча астронавтов) в глубокой заморозке. Другая деталь - Драконы умеют садиться ОЧЕНЬ точно в заданное место (перед самым спускао в компьютер Дракона подгружается карта-матрица сиюминутного состояния ветров - только что снятая с метео-шаров. В результате Дракон садится ОЧЕНЬ близко от корабля, и контейнер с суперфризером перегружают на вертолёт в течение получаса. И НАСА получает свои образцы - прямо в руки - в течение считаных часов после отправления их со станции.
Спасибо! Из такого комментария и статья выйдет хорошая! Особенно интересно про неочевидные моменты, как точность и скорость доставки груза и попутные эксперименты. Так сразу и не думаешь на сколько это важно и нужно.
Вы иеете в виду DragonLab? Это бизнес-кейс сильно другой. SpaceX пытались маркетировать dedicated flights of Dragon as an Orbital Lab. Соответственно, им надо было набрать достаточно клиентов, чтобы оплатить ракету и корабль. Нужно было набрать "взлётный минимум" клиентов - для каждого рейса DragonLab. Что оказалось - в то время - нереализуемо.
У Сигнуса бизнес-кейс отличается ПРИНЦИПИАЛЬНО - каждый рейс Сигнуса на орбиту оплачен сполна основным клиентом, НАСА. Поэтому здесь никакого взлётного минимума нет вовсе. Есть только один заказчик - берут одного.
Да и кому надо такое "соревнование"? Всем участникам пофигу :)
Я сделал этот график, чтобы показать, что те, кто заявляют "мы кормим и поим этих пиндосов на МКС!" - они врут на голубом глазу.
Что касается отдельных участников:
Европейская программа ATV
- закончилась, она была расчитана на пять пусков евро-грузовика - с 2008 года по 2014.
Зато теперь, благодаря результатам и наработкам - ЕКА строит сервисный модул Ориона.
Кроме того, Эйрбас изъявил _горячее_ желание построить Propulsion & Control Element для МКС - на случай _полного_ удаления Роскосмоса из проекта (с отстыковкой).
Но тут им, правда, придётся выдержать _жестокую_ конкуренцию с Нортропом,
который роет копытами землю и хочет сделать такой же Propulsion & Control Element
- но на остнове своего Сигнуса - и, конечно, лучше Эйрбаса :)
Японский грузовик HTV
- тоже совершил последний полёт, их было 9 (с 2009 года по 2020). Но программа HTV продолжается, закончилась - эксплуатация ракеты Н-2В (в отличие от России, Япония не эксплуатирует ракеты по полвека). Следующий японский грузовик полетит к МКС на новой Н-3, и сам будет сильно модифицирован ("HTV-X"). Прлёт планируют на JFY-2022 (японский фискальный год 2022).
Грузовик Cygnus by Northrop Grumman
- летает на МКС редко, раз в год - однако делает хороший бизнес за счет запуска попутных микроспутников. Для НАСА Сигнус ценен большим объёмом и здоровенным люком, что позволяет перевозить в нём стандартные лабораторные стойки или установки - ЦЕЛИКОМ.
Ещё Нортроп запустил бизнес "попутных" приборов и экспериментов. Здесь заказчику не нужно строить ЦЕЛЫЙ микроспутник, чтобы провести эксперимент. Достаточно передать свой прибор Нортропу - и он САМ интегрирует его в Сигнус, обеспечит питанием и связью - а заказчик сможет просто собирать результаты эксперимента. Этот вариант оказался ОЧЕНЬ УСПЕШНЫМ бизнесом: сейчас и ЕКА, и американский National Science Foundation, и Сорос - ввели постоянную систему грантов для подобных исследований. И значительная часть этих денег оседает в кармане Нортропа :)
Да, и Нортроп очень (очень!) хочет получить заказ на "Сигнус-танкер" - в случае развода с Роскосмосом такой модифицированный Сигнус пристыковывают на место российского сегмента, и он в течение 2-3 лет обеспечивает станцию коррекцией орбиты и attitude control.
Грузовой Дракон by SpaceX
Летает к МКС часто, чаще всех - поскольку предоставляет для НАСА уникальный и ценный сервис - Дракон может возвращать на Землю до 3 тонн грузов со станции. Сейчас грузовые Драконы возят стандартные суперфризеры (темп минус 70° емнип) - наверх идут чувствительные биоматериалы, а вниз отправляют медицинские пробы (кровь, моча астронавтов) в глубокой заморозке. Другая деталь - Драконы умеют садиться ОЧЕНЬ точно в заданное место (перед самым спускао в компьютер Дракона подгружается карта-матрица сиюминутного состояния ветров - только что снятая с метео-шаров.
В результате Дракон садится ОЧЕНЬ близко от корабля, и контейнер с суперфризером перегружают на вертолёт в течение получаса. И НАСА получает свои образцы - прямо в руки - в течение считаных часов после отправления их со станции.
Reply
Reply
Reply
Помнится, в начале карьеры Дракона SpaceX тоже анонсировали такое применение. Интересно, есть ли информация - почему не взлетело?
Reply
Это бизнес-кейс сильно другой.
SpaceX пытались маркетировать dedicated flights of Dragon as an Orbital Lab.
Соответственно, им надо было набрать достаточно клиентов, чтобы оплатить ракету и корабль.
Нужно было набрать "взлётный минимум" клиентов - для каждого рейса DragonLab.
Что оказалось - в то время - нереализуемо.
У Сигнуса бизнес-кейс отличается ПРИНЦИПИАЛЬНО - каждый рейс Сигнуса на орбиту оплачен сполна основным клиентом, НАСА. Поэтому здесь никакого взлётного минимума нет вовсе. Есть только один заказчик - берут одного.
Reply
Leave a comment