Пятое мая - успешный полёт SN15
- SN15 - до полёта.
и она же - после:
- видно, что посадка произведена - "на ноги". Также, видно некоторое пламя под кормой.
Факел горел несколко минут, и в течение этого времени комментаторы НСФ наблюдали достаточно напряжённо. Ждали: рванёт - не рванёт?
Не рвануло :)
Вообще, надо отметить, что именно в этом заключена некоторая особенность (а по сути - серьёзная проблема) посадки Starship.
Топливо у Старшипа - криогенный жидкий метан, его Т кипения - минус 161.5 °С.
Поэтому, при нормальных температуре и давлении - и в НЕ-термоизолированном баке - жидкий метан кипит, и весьма бодро.
Если избыток давления не стравливать - он разорвёт бак.
А если его стравливать - газообразный метан образует взрывоопасную смесь с воздухом - ОЧЕНЬ ОПАСНУЮ.
Поскольку получается "вакуумная бомба" или "объёмно-взрывающий боеприпас".
Примечание:
здесь уже пытались поспорить по опасности стравливания метана.
Утверждалось, что метан-газ существенно легче воздуха (молекулярный вес = 16), и потому будет быстро подниматься вверх.
В этом рассуждении есть грубая ошибка: легче воздуха будет метан, который имеет ТУ ЖЕ температуру, что и воздух.
А в нашем случае имеется метан только что испарившийся из ЖИДКОГО метана, и ТАКОЙ газ имеет температуру кипения, то есть примерно "минус 160°С".
Он не легче воздуха, а тяжелее - примерно в полтора раза.
Чтобы проверить это количественно - вам нужно вспомнить уравнение Клапейрона, а также сообразить, что V/n - это мольный объём.
А мольный объём обратно пропорционален удельному весу, который нам и нужен.
Поэтому, в реальности - холодный метан, только что испарившийся из жидкого метана - он тяжелее воздуха, он быстро "стекает" вниз и растекается по земле.
И уже там - нагреваясь от земли - метан начинает подниматься и смешиваться с воздухом.
Образуя МОЩНУЮ взрывчатую систему, поскольку "лужа" большая, и площадь перемешивания тоже большая.
Это теория, а есть практика - чрезвычайно трагическая: кошмарный взрыв утечки СПГ пропан-бутановой смеси из газопровода - под Уфой в 1989. Более 500 погибших...
При посадке Фалкона такой проблемы нет - там керосин, который не криогенный, и хранится в закрытом баке без проблем - по крайней мере - некоторое время.
А со Старшипом проблема есть, и её надо решить: весь остаток жидкого метана надо каким-то - безопасным образом - сжечь сразу после посадки.
Ну, как видим, её вроде бы удалось решить - по крайней мере, в этот раз :)
Этот полёт имеет большое значение для лунной программы Артемис, конкретно - для её HLS, Human Landing System.
Поскольку на данный момент именно SpaseX со своим Lunar Starship и является единственным контрактором NASA по части HLS.
Соответственно, надёжная работа Рапторов и посадочных алгоритмов и технологий - это очень большой плюс для Артемис.
Кстати, это и укрепляет позицию NASA в предстоящих слушаньях по протесту от фирм Blue Origin и Dynetics.
В общем, я подозреваю, что шампанское сегодня - льётся рекой - не только в Бока Чика и Хавфорне, но и в Хьюстоне :)
Go SpaceX!
Go Starship!
Godspeed Artemis!!