"Звёздные" войны продолжаются

Oct 15, 2020 22:05

Новый сюрприз от блока Звезда - теперь там отказала "система подачи кслорода" ("oxygen supply system").
На запрос Agence France-Presse проедставитель Роскосмоса сообщил, что опасности для экипажа нет,
кислородная система американского сегмента работает штатно.
Также - цитируют слова Геннадия Падалки относительно ресурса российского сегмента:

«... ( Read more... )

Роскосмос

Leave a comment

smoliarm October 26 2020, 09:39:20 UTC
Получил уведомление о вашем посте про RL-10
https://fin-factory.livejournal.com/11568.html
- полистал и прочитал выступления вашего оппонента superzveruga :)
И могу дать небольшую справку по теме - как химик.

Первое:
Заявление про "коксование метана" по-видимому является выдумкой - в двухтомнике Несмеяновых такого термина я не нашёл :)
А вот сочетание слов "коксование" и "метан" в интернете встречается часто.
Что неудивительно, поскольку метан является одним из основных компонентов "коксового газа", то есть - ПРОДУКТА коксования.
Коксовый газ (КГ) -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B0%D0%B7
- в основном состоит из метана, водорода, окиси углерода (СО) и этилена. Это мжорные компоненты КГ - на уровне процентов и десятков прцентов. Есть ещё целый букет примесей, но это уже на уровне долей процента.
Дальнейшие детали не так уж важны, нам важна только суть.
А суть здесь:
Метан не "коксуется", наоборот - он сам является ПРОДУКТОМ коксования - каменных углей, нефтяных пеков, и вообще - тяжёлых фракций нефти.

Второе:
Как ведёт себя метан при нагревании?
Беглый просмотр того же Несмеянова показывает, что метан ВЕСЬМА УСТОЙЧИВ к нагреву в отсутствии окислителей. Он значительно устойчивее своих родственников алканового ряда - термический крекинг алканов начинается в интервале 450-600 °С. Но это - рвётся С-С связь, а в метане таковой нет. Поэтому метан устойчив при температурах ГОРАЗДО ВЫШЕ этих.
Да и там (в заоблачных далях, при температуре более 1500°С) метан ведёт себя - специфически:
2СН4 --> C2H2 + 3H2
то есть, в результате образуется ацетилен :) Но никак не "кокс".
Да, и насколько я знаю - рубашка охлаждения RL-10 в "родном" варианте, с водородом - она работает в режиме "до 1000°". В этом диапазоне - метан термически устойчив. По крайней мере - сам по себе, т.е, в отсутствии О2, Н2О и т.п.

Третье:
Рассуждения этой superzveruga про
>>При попытке использования таким образом метана он коксуется и забивает каналы охлаждения...
>>От сажи в трубках давление метана упало. Температура корпуса двигателя повысилась.
>>Корпус деформировался. Турбину заклинило. Она треснула.
- это уже вовсе БСК (бред сивой кобылы), и вот почему:
Регенеративное охлаждение ("тубки с метаном") - применяется в двигателе RL-10 для охлажденя камеры сгорания и сопла (или только его верхней части? - не уверен наверняка).
И оно - это охлаждение - не имеет никакого отношения к "турбине". Её не может "заклинить" - из-за "перегрева корпуса" - по той простой причине, что общего корпуса - с камерой сгорания - у них НЕТ. Да, ТНА - это ОТДЕЛЬНЫЙ агрегат, который термически - совершенно изолирован от камеры сгорания.

Ну и последнее - на десерт:
"Заклинивание" такой турбины - как в двигателе RL-10 - это в общем-то взрыв. Да, химической детонации там нет, соответственно, нет ударной волны. Но в остальном, по внешним проявлениям и *энергичности* - "заклинивание" такой турбины выглядит (и ощущается) как взрыв артиллерийского осколочного снаряда среднего калибра.

Диагноз:
Клиент глуп и безграмотен, несёт полную ахинею - то есть, совершенно идентичен по сути конспирологам-нелетальщикам. Которые устраивают базар на пустом месте - не взирая на безнадёжность аргументации - с единственной целью: создать впечатление, что здесь "есть о чём спорить!"
Типа - "Есть масса неудобных вопросов к НАСА!" (с)

Рекомендации по лечению:
банхаммер :)

Reply

sergeich_vl October 26 2020, 11:59:50 UTC
Огромное спасибо за подробную справку!

Вижу, что мой предыдущий комментарий был помечен как подозрительный из-за ссылки, поэтому ссылку эту отсюда уберу, а тот комментарий тогда удалю.

Да, я у себя пишу, что суть проблем с турбиной при испытаниях RL-10 был вовсе не перегрев, а то, что деформировались лопатки статора, которые нештатным образом приварили в новом положении, когда адаптировали статор для метана.

Когда он ляпнул про «коксование», я бегло поискал в сети и сходу наткнулся на это исследование, специально посвященное углеродным отложениям в охладительных трактах ракетных двигателей при использовании LNG/LCH4.
(Experimental Investigation of Thermally-Induced Carbon Deposits in Methane and LNG Flows)

В этом исследовании так же отмечено, что углеродные отложения становятся значительными, когда используется смесь метан/пропан, но это, понятное дело, из-за пропана. При использовании чистого метана тоже наблюдались некоторые отложения на определённых поверхностях, но это при давлении 3000 psi, т.е. в десять раз больше, чем даже у водородного RL-10, не говоря уже о метановом. Не думаю, впрочем, что эти отложения могли бы забить трубки.

>Да, ТНА - это ОТДЕЛЬНЫЙ агрегат, который термически - совершенно изолирован от камеры сгорания

Да, но он турбина же на этой камере сгорания смонтирована. Я сделал ему огромный реверанс, допустив, что в принципе турбина может перегреться от прямой теплопередачи от корпуса к корпусу. Проблема здесь в том, что, как я подозреваю, прежде чем турбина перегреется, камера сгорания просто перестанет существовать.

Также, при прекращении потока на турбину, она какое-то время будет крутиться по инерции. На RL-10, как я понимаю, не предусмотрено никакой смазки, а подшипники турбины охлаждаются всё тем же топливом. Наверное, можно допустить, что при нарушении потока в каких-то условиях охлаждение подшипников может нарушиться, и турбина перегреется, но - опять-таки - сильно подозреваю, что камера прогорит на-а-амного раньше :)

Reply

smoliarm October 26 2020, 13:19:10 UTC
>>>Да, ТНА - это ОТДЕЛЬНЫЙ агрегат, который термически - совершенно изолирован от камеры сгорания
>>Да, но он турбина же на этой камере сгорания смонтирована
- "смонтирована на" - это общее слово, а теплопередачи там практически нет.
И вот почему:
*** RL-10 имеет TVS - Thrust vectoring. То есть, он умеет "вертеть башкой" - в каких-то пределах, для возможности управлять кораблём/ступенью, меняя pitch и yaw. Причём, "вертеть башкой" - это значит поворачивать всю сборку КС. Однако, при этом весьма ЖЕЛАТЕЛЬНО - не трогать ТНА. То есть, НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО поворачивать её ВМЕСТЕ с КС. Почему? - потому что в ТНА - массивный ротор - с огромными оборотами - и с соответствующим вращательным моментом.
Эти эффекты НАДО учитывать, что ОЧЕНЬ СИЛЬНО усложняет систему управления TVS. Поэтому обычно (не всегда, но обычно) КС стоит на качающкйчся системе штоков/карданов, ТНА закреплён неподвижно, а компоненты топлива подаются от ТНА в КС - через систему "сильфон-манифолд-сильфон". Систама сильфонов работает как ЭФФЕКТИВНЫЙ теплоизолятор - за счет 1) собственной теплоёмкости сильфонов/манифолдов и, главное, благодаря 2) мощному потоку компонента топлива - ПРОТИВ направления теплопередачи.

И последнее - емнип - ТНА смонтирован на общей базе (thrust structure), а не на КС. С КС он связан линиями подачи компонентов топлива, но не структурными (несущими) элементами типа кронштейнов.

Reply

sergeich_vl October 26 2020, 14:04:03 UTC
Честно говоря, не смог разглядеть, как именно смонтирована турбина, но да, видно, что она на достаточно большом расстоянии от камеры сгорания, т.е. не прилегает.

Короче, никакого перегрева турбины там не может быть в принципе.

Reply

smoliarm October 26 2020, 14:37:05 UTC
>>Короче, никакого перегрева турбины там не может быть в принципе.
- да, в случае некоего "засора" в трубчатой рубашке КС - произойдет локальный перегрев камеры - именно в этом месте. Когда перегрев достигнет температурного предела прочности - произойдёт RUD (rapid unscheduled disassembly) - камеры сгорания.

Да, спасибо за ссылку, это как раз по теме:
Morehart, J. H., Moore, T. A., Frolik, S. A., Driscoll, R. B., & Brady, B. B. (2018). Experimental Investigation of Thermally-Induced Carbon Deposits in Methane and LNG Flows. 2018 Joint Propulsion Conference.
- скачал, просмотрел - очень полезно :)
Оставлю здесь полную ссылку - у кого есть библиотечная подписка на материалы AIAA - тоже могут скачать всю статью.
А у кого нет, вот самая суть из "Conclusions":

>>Appreciable accumulations of carbon were not observed on heated surfaces of the copper test sections,
>>however, minor-to-moderate increases in surface carbon were found on most areas, along with substantial oxidation.

- то есть, никаких "заметных отложений" углерода - НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ.
Причем не только с чистым метаном, но и с СПГ - который представляет собой "грязный метан" - с целым букетом разной органики.
Но с СПГ определённые изменения поверхности наблюдаются отчётливо, микрофотографии вполне иллюстративны.
То есть, авторы успешно разработали эффективный тестовый стенд и метод - для проверки материалов/условий/вариантов топлива - для метановых двигателей.
И теперь ждут предложений сотрудничества :)

Причём следует подчеркнуть ещё раз - речь идёт НЕ О каком-то "коксовании" или образовании любых осадков с толщиной - в работе такого НЕ наблюдалось.
Речь здесь идет о подборе мтериалов и условий - для снижения химического износа.
То есть, для увеличения срока службы многоразового двигателя.

Reply


Leave a comment

Up