May 13, 2019 18:19
Слово "русофобия" я впервые узнал из одноимённой книги академика Игоря Шафаревича, хотя там было больше о другом. Обвинения в русофобии массово посыпались именно в путинский период. Возмущение действиями Путина стали объяснять нелюбовью к России. Когда некоторых граждан России объявляют русофобии, это похоже на охоту на ведьм и вообще дурно пахнет. На память приходят слова, автора которых я не знаю: фашизм начинается тогда, когда Родина и народ становятся юридическими понятиями. Всякий нормальный человек является патриотом своей страны в истинном значении этого слова. Но из этого совсем не следует, что он должен одобрять все действия руководителей страны. Особенно это актуально у нас, где вся политика определяется одним человеком. "Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизну свою."
Когда Россию не любят граждане других государств, тоже надо разобраться в причинах. Скажем, отношение освободившихся колоний к бывшей метрополии всегда не слишком дружелюбно. Но зависит и от политики метрополий. Считаю Британское содружество наций примером правильного отношения метрополии с бывшими колониями. Ну, а отношение к России в современном мире, это последствия демонстрации Путиным неуважения к морали и международному праву.
Обвинения в русофобии также связаны с комплексом национальной неполноценности, вообще говоря более свойственного малым народам. Комплекс национальной неполноценности у русских - явление удивительное. Казалось бы, громадный этнос, великая культура, могущественное государство, самая большая территория… Мне кажется все дело именно в государстве. За него часто бывает стыдно. Одни говорят об этом вслух («либералы»), другие загоняют это чувство вглубь, боятся в нем признаться («патриоты»). Но комплекс национальной неполноценности присутствует и у тех, и у других. Многие политики умело играют на этом комплексе, включая официозную пропаганду, которая очень любит смаковать истории о том, как все нас обижают. Латынина первая обратила внимание на парадоксальность подобной пропаганды: какие мы великие и как нас все обижают. Мне в этом вопросе (но только в этом) импонирует позиция националиста Константина Крылова: давайте сначала построим нормальное государство, а потом будем потихоньку учиться его любить.