Apr 19, 2019 18:05
У Высоцкого наиболее плодотворными мне кажутся два периода: начальный - блатной и уже последний, когда появились его знаменитые песни: Моя цыганочка, Очи черные, Птицы вещие, Купола, Банька, Час зачатия, Стихи на снегу, Памятник. Средний период немного проседает. Все эти шуточные, спортивные, военные, песни для кинофильмов... Он как бы стал подстраховаться под советскую попсу. Хотя жемчужины были и там. Но в целом период Гимнастики и Алисы мне был неинтересен, хотя он и стал более профессиональным. Мне казалось, что Высоцкий кончился, стал наполовину эстрадным. Я тогда перестал его слушать. Последний период Высоцкого стал для меня неожиданным откровением.
Песня Наводчица - замечательная! Она ранняя, но не из самых ранних, на "моей" первой пленке Высоцкого ее ещё не было. Там были: Татуировка, Красное-зеленое, Бодайбо, Сивка-бурка, Ленинградская блокада, Тот, кто раньше с нею был. Наводчица появилась немного позднее. В двухтомнике она датируется 1964 годом.
Песня Не уводите меня из весны - одна из самых любимых. И ещё - Гитара (У меня гитара есть. Расступитесь стены. Век свободы не видать из-за злой фортуны. Перережьте горло мне, пережьте вены, но только не порвите серебренные струны).
Концовка песни Про Сережку Фомина мне всегда была не вполне ясна. То ли герой оказался неправ в своей оценке Сережки Фомина, то ли неправо было государство, наградив тыловую крысу.
Оригинальный вариант первого куплета песни Я не люблю:
Я не люблю фатального исхода,
Поэтому об этом не пою.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.
По сравнению с этим цензурированный вариант "...от жизни никогда не устаю, я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою" смотрится, как пошлятина. Еще слышал "антисоветский" вариант последних двух строчек: Нас ждут в пути большие перемены, но я их никогда не полюблю.
У Высоцкого есть всего несколько песен, написанных на чужие стихи. Среди них Бабье лето на слова Кохановского. Я её очень люблю. Из песен, посвященных Кохановскому, более известна Мой друг уехал в Магадан.
Из других песен на чужие стихи отмечу Песню акына на стихи Вознесенского:
Ни славы, и ни коровы,
ни шаткой короны земной -
пошли мне, Господь, второго, -
чтоб вытянул петь со мной!
Прошу не любви ворованной,
не милостей на денёк -
пошли мне, Господь, второго, -
чтоб не был так одинок.
Чтоб было с кем пасоваться,
аукаться через степь,
для сердца, не для оваций,
на два голоса спеть!
Чтоб кто-нибудь меня понял,
не часто, ну, хоть разок.
Из раненых губ моих поднял
царапнутый пулей рожок.
И пусть мой напарник певчий,
забыв, что мы сила вдвоём,
меня, побледнев от соперничества,
прирежет за общим столом.
Прости ему. Пусть до гроба
одиночеством окружён.
Пошли ему, Бог, второго -
такого, как я и он.