Вторая часть кинообзора фильмов прошлого года, которые необходимо посмотреть, если вы не сделали этого в прошлом году. Стоит отметить, что это не список лучших фильмов - часть представленных здесь лент попали в top исключительно из-за того, что о них писали и говорили в прошлом году.
11. «Maмa» («Mama», Испания-Канада)
Режиссер: Андрес Мускетти
В ролях: Джессика Честейн, Николай Костер-Вальдау, Меган Чарпентье, Изабель Нелисс
В лесной избушке найдены две девочки - чумазые, зашуганные, словно зверьки они передвигаются на четвереньках, пугающе шипят. Родителей этих найденышей уже нет в живых, и их забирает супружеская пара (ее играет Джессика Честейн из «Цели номер один», его - Костер-Вальдау, которого зрители знают по роли цареубийцы Джейме Ланнистера из сериала «Игра престола»). В том, что по пятам девочек бредет темная сила, сомневаться не приходится. Это та самая Мама, которая навещает своих «дочек» и вселяет ужас на новых опекунов, поскольку ревнует. Обязательно посмотрите этот фильм, желательно ночью (днем ужастики смотреть не столь интересно), оценив его по достоинству. Сделан фильм, пусть и без большого бюджета, весьма качественно. А Честейн, играющая рокершу, в которой неожиданно просыпаются женские ценности, поистине украшение фильма.
12. «Муви 43» («Movie 43», США)
Режиссеры: Стивен Брилл, Питер Фаррелли, Элизабет Бэнкс и др.
В ролях: Холли Берри, Джерард Батлер, Хью Джекман, Кейт Уинслет, Деннис Кэйд, Ричард Гир, Наоми Уоттс, Ума Турман, Хлоя Грейс Морец, Эмма Стоун, Анна Фарис, Лив Шрайбер и др.
Неизвестно, чем мотивировались два десятка первоклассных актеров, подписываясь на участие в этом пошлом комедийном капуснике. Порядка 20 мини-фильмов в одном, актеры первой величины разыгрывают дурацкие юморные чернушные ситуации, снятые, соответственно, разными режиссерами. После просмотра (да и во время просмотра тоже) хочется, как в известном меме, просверлить себе глаза дрелью, ибо (как говорится в другом меме) «теперь я видел все». Хуже «Муви 43» может быть лишь российское кино с участием резидентов «Comedy Club». Вероятнее всего (пытаюсь оправдать для себя некоторых любимых звезд, которые в «Муви» снялись), голливудским артистам просто не чужда самоирония. Мол, мы настолько круты и всесторонне раскрепощены, что может сняться и в таком абсурде. Включил в список фильмов года исключительно из-за кастинга, в целом же такое кино прямиком отправляется в корзину. С мусором.
13. «Охотники на гангстеров» («Gangster Squad», США)
Режиссер: Рубен Флейшер
В ролях: Джош Бролин, Райан Гослинг, Шон Пенн, Эмма Стоун, Ник Нолт, Джованни Рибизи, Майкл Пенья, Энтони Маки, Роберт Патрик
В этом фильме тоже отличный каст, но фильм, на мой взгляд, получился не столь интересным, как ожидалось. Шон Пенн в роли главаря мафиозной банды, чьему беспределу пытаются положить конец те самые охотники во главе с копом в исполнении Бролина (кстати, он отметился в главной роли ремейка «Олдбоя», который в этот список не попал). Фильму не хватило более внятного сценария и режиссера получше Флейшера. Ничего нового в «Охотниках» вы не увидите. Не удивляют и актеры: Стоун играет роковую красотку, Гослинг привычно скуп на мимику лица и лишь Пенн что-то да пытается выжать из своего Микки Коэна, и поэтому запоминается больше остальных. Это и понятно, отрицательные персонажи всегда намного колоритнее положительные, пусть это и не самая лучшая роль блестящего актера Пенна.
14. «Падение Олимпа» («Olympus Has Fallen», США)
Режиссер: Антуан Фукуа
В ролях: Джерард Батлер, Аарон Экхарт, Морган Фриман, Рик Юн, Анджела Бассетт, Рада Митчелл, Дилан МакДермотт
Неожиданно приятный боевик, который можно смело смотреть всей семьей, несмотря на вторичность истории. Белый дом захвачен террористами, президент в исполнении Экхарта (олдскульно - белокожий) взят в плен. Разрешить всю эту заварушку и надрать плохим парням пятые точки в состоянии лишь бывший начальник охраны, уволенный из-за несчастного случая когда-то тем же президентом. Джерард Батлер в роли практически «крепкого орешка», в одиночку противостоящего угрожающей политической элите Америке зла. От «Падения» веет боевиками 90-х, наверное, поэтому смотреть его все равно что ностальгировать по видеокассетным временам. А воздушная атака на Белый дом в начале фильма так и вовсе зачетно снята. Зрительский респект фильму обеспечен, Батлер в амплуа героя боевика очень даже к месту. Пусть даже это не sparta-a-a...
15. «Пленницы» («Prisoners», США)
Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Хью Джекман, Джейк Джилленхол, Виола Дэвис, Мария Белло, Терренс Ховард, Мелисса Лео, Пол Дано
За «Пленниц» Джекману можно простить и «Муви 43», и «Россомаху». В этом фильме он выжимает из себя весь актерский потенциал, ибо играет отца, чью дочь и дочь соседей похитили (маньяк ли, педофил - неизвестно). Герой Джекмана оправдано психует, паникует и эмоционирует. Не дожидаясь пока медлительная полиция начнет что-то делать, сам вершит самосуд над предполагаемым похитителем, выбивая (в буквальном смысле) из него информацию. Герой Джилленхола детектив, занимающийся поиском девочек, напротив, нетороплив, вдумчив и меланхоличен. Два совершенно разных полярных по типажу героя и составляют основу фильма. «Пленницы» - лучший триллер прошлого года, сделанный по всем законам жанра и, несмотря на чуть затянувшийся хронометраж, держит зрителя в напряжении, напоминая одновременно и режиссерский дебют Бена Аффлека «Прощай, детка, прощай», и «Таинственную реку» Клинта Иствуда.
16. «Побочный эффект» («Side Effects», США)
Режиссер: Стивен Содерберг
В ролях: Джуд Лоу, Руни Мара, Ченнинг Татум, Кэтрин Зета-Джонс, Винесса Шоу
Если говорить о сюжете «Побочного эффекта», то нужно делать это осторожно, иначе ненароком можно спалить интригу фильма (а здесь она отменная). Содерберг прекрасно манипулирует зрителем, а потом в одночасье меняет ваше представление о сюжете и героях. Лоу, Мара и Зета-Джонс разыгрывают отличную партию, аж искры летят. Татум в это трио не входит, его героя вообще жальче (если есть такое слово) всего. Фанаткам Ченнинга в «Побочном эффекте» ловить практически нечего. Зато Руни Мара (после «Девушки с татуировкой дракона» это ее первая заметная роль) хороша как никогда, ну а в Лоу и Зете-Джонс сомневаться не приходится. Фактически Содерберг трудоустроил семейную пару в прошлом году - Дугласа в «За канделябрами», Зету-Джонс в «Побочном эффекте», да и роли им выбрал неоднозначные. Хороший такой Содерберг, укрепляющий узы брака известной голливудской четы. Смайл.
17. «Стартрек: Возмездие» («Star Trek Into Darkness», США)
Режиссер: Джей Джей Абрамс
В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Бенедикт Камбербэтч, Саймон Пегг, Карл Урбан, Зои Салдана, Антон Ельчин, Джон Чо
Кино, которое как и «Пятую власть» про «WikiLeaks», фанаты Камбербэтча ждали с нетерпением. Так уж вышло, что 2013 год всецело принадлежит этому британскому актеру, а начало 2014-го и вовсе началось с нового сезона «Шерлока», в котором Камбербэтч играет великого сыщика. В сиквеле «Стартрека» у актера отрицательная роль - его Харрисону и противостоит команда «Энтерпрайза» во главе с капитаном Кирком. Протагонист Пайн и антагонист Камбербэтч - все как полагается. В остальном, неплохой летний космический экшн для всех возрастов. И если бы не «Гравитация», то, наверное, «Стартрек» стал бы главным космо-фильмом прошлого года, но, как говорится, увы и ах.
18. «Страсти Дон Жуана» («Don Jon», США)
Режиссер: Джозеф Гордон-Левитт
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Скарлетт Йоханссон, Джулианна Мур, Гленн Хедли, Тони Данца
Очень легкое смешное кино - пожалуй, лучшая комедия 2013-го, несмотря на пикантную тему (главный герой проводит время за просмотром «фильмов для взрослых», даже когда у него появляется, казалось бы, девушка-мечта). От «Страстей Дон Жуана» исходит легкая грусть, как и хитовом фильме с участием Гордона-Левитта «500 дней лета». Связано она с героиней Джулианны Мур. Она появляется в его жизни, и главгерой переосмысливает свою беспечное существование. Клубы, друзья, то самое с отметкой +18 и красотка по фамилии Шугармен (пожалуй, лучшая роль Йоханссон за последние годы) уступают место чувствам, эмоциям, настоящему, а не надуманному. При этом Левитту удается правильно сбалансировать настроение в своем режиссерском дебюте - уморительно смешно в самом начале, невероятно грустно в самом конце.
19. «Судная ночь» («The Purge», США)
Режиссер: Джеймс ДеМонако
В ролях: Итан Хоук, Лена Хиди, Макс Буркхолдер, Аделаида Кейн, Риз Уэйкфилд, Эдвин Ходж
Идея фильма для триллер-хоррора просто отличная. Действие происходит в относительно скором будущем. Раз год правительство разрешает гражданам убивать, беспредельничать, вершить суд, делать что покайфу (службы безопасности ровно на сутки прекращают свою работу). Судная ночь дает всем возможность выпустить пар. Семья агента по продаже охранных систем планировала пережить эту самую судную ночь, запершись в своем очень хорошо защищенном особняке, но все пошло не так, как планировалось (иначе какой смысл снимать фильм, в котором семейство переждали беспредел на улицах в своем уютном гнездышке). К сожалению, режиссер не разошелся в полной мере, хотя сюжет это позволял. В фильме мало жести: герои Хоука и Хиди пытаются защитить себя и своих детей от шайки молодых беспредельщиков настолько скучно, что можно уснуть. А когда начнется хоть какая-то рубка, то и утро настанет (время судной ночи завершится, и в силу опять вступят закон и порядок).
20. «Тайна перевала Дятлова» («The Dyatlov Pass Incident», США)
Режиссер: Ренни Харлин
В ролях: Джемма Аткинсон, Люк Олбрайт, Мэттью Стоукс, Холли Госс, Райан Хоули
Поначалу все начинается более-менее сносно. Будто ты смотришь что-то похожее по концепту на «Ведьму из Блэр», но с большим бюджетом и с режиссурой Ренни Харлина (того самого, который снял «Скалолаза», третий «Крепкий орешек» и «Глубокое синее море»). И история, основанная на реальных событиях 1959 года, когда группа из девяти туристов под руководством Игоря Дятлова погибла на Северном Урале, будто создана для страшилки. Компашка американских студентов, вооружившись камерами и желанием разгадать эту самую дятловскую тайну, держит путь на Северный Урал, по тому же маршруту. Но начинает происходить мистически-невероятное, и хэппи-энда не будет. Взяв хороший старт, Харлин в финале низводит историю к банальной развязке с будто бы украденными из «Я - Легенда» зомби. «Ведьма из Блэр» брала саспенсом (ты не видел кошмара воочию, но подсознательно его чувствовал), «Тайна перевала Дятлова» расставляет точки над «i» нелепо и неэффектно. «Да ладно?» - думаешь ты, выключаешь кино и стараешься забыть его. К счастью, забывается этот фильм быстро.
21. «Только Бог простит» («Only God Forgives», Дания)
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
В ролях: Райан Гослинг, Кристин Скотт Томас, Витхая Пансрингарм, Том Берк
Наверное, главное разочарование года лично для меня. Отрицательные рецензии, недоумевающая критика, провал на Каннах-2013 - все это, тем не менее, погоревало во мне интерес. Дождаться фильма и посмотреть его. Ведь Рефн, ведь Гослинг, ведь любимая актриса (со времен «Английского пациента») Скотт Томас. Посмотрев, у меня осталось неоднозначное мнение. Но оно скорее отрицательное, нежели со знаком плюс. Скотт Томас хороша - ее героиня курит и матерится как сапожник. Она приезжает в Бангкок, чтобы похоронить старшего сына, в убийстве которого замешан местный коп-садист. Младший сын в исполнении Гослинга мести тоже желает, но как-то вяло, нехотя. Быть может потому, что его играет молчаливый Гослинг? Фильм Рефна похож на медитацию и галлюциногенный сон одновременно. Снятое в багровых тонах действие никуда не спешит. На экране много убивают и колечат, Скотт Томас томно курит на балконе своего гостиничного номера, Гослинг дерется на кулаках и проигрывает, садист-коп поет странные песни в баре, который похож на преисподнюю. Предыдущий фильм «Драйв» с тем же Гослингом принес Рефну приз в Каннах. В одну и ту же реку, как оказалось, датскому режиссеру войти дважды не получилось.
22. «Транс» («Trance», Великобритания)
Режиссер: Дэнни Бойл
В ролях: Джеймс МакЭвой, Розарио Доусон, Венсан Кассель
Главгерой в исполнении МакЭвоя помогает бандитам во главе с Касселем похитить с аукциона картину Гойя, в потасовке получает по голове и теряет память. Чтобы вспомнить, куда он запрятал картину, бандиты нанимают гипнотизера (ее играет Доусон), которая не только возвращает ему память, но и заводит с ним любовную интрижку. У Бойла получился замудренный триллер, похожий на хитросплетенную головоломку, в которой может быть несколько вариантов развязки. При этом у Бойла как всегда отменный саундтрек (музыка Рика Смита из культовой британской группы «Underworld» не дает заскучать), отличные актеры, разыгрывающие криминальное «танго втроем» и неожиданная развязка.
23. «Хоббит: Пустошь Смауга» («The Hobbit: The Desolation of Smaug», США)
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фримен, Иен МакКеллен, Ричард Армитэдж, Орландо Блум, Эванджелин Лилли, Кейт Бланшетт, Бенедикт Камбербэтч, Ли Пейс, Стивен Фрай, Люк Эванс
Вторая часть растянутой Джексоном до трилогии экранизации повести-сказки Толкиена «Хоббит». Бильбо с Торином и остальными гномами спешат к Одинокой горе, где (согласно преданию) должна быть открыта потайная дверь, чтобы добраться до сокровищницы, охраняемой драконом Смаугом. До развязки и долгожданной встречи хоббита-Фримена с драконом-Камбербэтчем Джексон пускает зрителя в водоворот, в котором эльфы, орки, гигантские пауки, Гэндальф и Саурон, человек-медведь и человек-человек Бард, жуткий Стивен Фрай и мордатый Леголас, скучная лав-стори между гномом Кили и эльфийкой Тауриэль (которую внесли в сценарий чтобы хоть как-то романтически разрядить нескончаемый поток экшна). Режиссер любит мир Средиземья, причем настолько фанатично, что пытается уместить за два с половиной часа все, что только можно и нельзя. Плюс все это снято с разрешением высокой четкости (48 кадров в секунду). Компенсирует все эти аттракционы по-джексоновски тот самый Смауг (финал, пожалуй, лучшее, что есть в фильме и только ради этого можно досидеть в зрительском кресле, снимая время от времени очки 3D). Лишь ему я отдушински поаплодирую (жаль, что в финальной части его убьют (глупый спойлер - читавшие «Хоббита» об этом и так знают)), а фильму в целом - нет.
24. «Человек из стали» («Man of Steel», США)
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Генри Кавилл, Эми Адамс, Майкл Шеннон, Рассел Кроу, Кевин Костнер, Дайан Лейн, Лоуренс Фишборн, Антье Трауэ
Новое кино-переосмысление комиксового героя Кларка Кента (здесь его зовут не Супермен, а Кал-Эл), снятое режиссером «300 спартанцев» и «Хранителей» и спродюсированное Кристофером Ноланом. Если рассматривать «Человека из стали» как летний блокбастер, то к нему нет никаких претензий. Качественные спецэффекты, добротный экшн, опять-таки кастинг на крепкую четверочку, но, как мне кажется, ожидаемый результат (как у нолановской трилогии «Темный рыцарь») не вышел. Возможно, фильм перегружен спецэффектами, а место, отведенное для драмы и человеческой составляющей главгероя в синем трико (без, заметьте, красных труселей), заполнили неуклюже. Кавилл - не Бейл, не Дауни-младший, не Нортон, его Кал-Эл скуп на эмоции, в нем нет души. Поэтому сочувствовать ему, переживать за него (а одной из задач подобных кинокомиксовых перезагрузок нащупать в супергероях человеческий стержень), увы, не получается. Другой вопрос, а нужно ли? Не нужно. Смотрите «Человека из стали» сугубо как блокбастер. Души, по моему мнению, там не так уж много.
25. «Я очень возбужден» («Los amantes pasajeros», Испания)
Режиссер: Педро Альмодовар
В ролях: Хавьер Камара, Сесилия Рот, Лола Дуэньяс, Карлос Аресес, Рауль Аревало, Уго Силва, Антонио де ла Торре
Завершить обзор 25 фильмов прошлого года хочется комедией испанского мэтра Альмодовара. Для меня, как и фильм Рефна, «Я очень возбужден» - разочарование года. Ждешь, ждешь, а потом - бац! - посмотрел и думаешь, что не стоило это того ожидания. В принципе, Альмодовару простительно. Он снял комедию в своей пошловатой манере. В конце 90-х режиссер ушел в мейнстрим, и фильмы его обросли большим стилем. Это как если бы панк-рокер внезапно стал играть лирическую босса-нову. И последний его фильм многие расценивали именно как возврат к истокам (в 80-е Альмодовар как раз прославился разухабистыми комедиями, в которых неформалов и извращений было в равных дозах). Возврата в комедийный жанр вышел не особо фееричным. В самолете, который не может приземлиться из-за технических неполадок, стюарды и пассажиры вкидываются наркотиками и коктейлями, выясняют отношения друг с другом и исповедуются в своих грехах и пороках. Не смешно, а скорее забавно. Всего этого в ранних фильмах режиссера уже было и помногу раз. Истинные фанаты Альмодовара, коих немало во всем мире, в том числе и в России, свою порцию позитивного удовольствия получили. Будем считать, что я просто придираюсь.