Новый фильм Альмодовара я ждал с нетерпением - новости и слухи о том, что испанский режиссер возвращается к своему излюбленному жанру комедии, благодаря которому стал известен и популярен не только у себя на родине, но и во всем мире, интриговали. Чувство юмора Альмодовара понятно всем, кто хотя бы раз видел «Женщин на гране нервного срыва», «Лабиринт страстей», «Кику» и т.д. Режиссер аккурат с 80-х смакует пороки, бьет пощечины моральным устоям, глумится над пуританами - и как результат зритель признает в нем чуть ли не гения, респектирует за смелость, за откровенность, за простоту подачи, за открытость. Вроде эпатажно, стыдно и неприлично, зато безумно смешно, красиво, музыкально и пестро. Этим, в общем-то, Альмодовар славился всегда и славится сейчас. Правда, «Я очень возбужден» оставляет после себя неоднозначное мнение-впечатление. Это как бы привычное кино de Almodovar, но как бы не совсем...
Если в 80-90-х хулиганил в кино (его картины славились обилием sex, drugs & rock’n’roll), то ближе к 2000-м будто остепенился, стал лириком и снимал вполне себе пригодный для всей семьи мейнстрим. «Поговори с ней» и «Все о моей матери» запросто можно посмотреть и с родителями (пусть местами там и проскользнет пошлинка, без которой Альмодовар просто не может обойтись). «Разомкнутые объятия», «Возвращение» и «Кожа, в которой я живу» - так и вовсе могут полюбиться современному зрителю, не видевшему ранних фильмов режиссера. Альмодовар - режиссер культовый, это факт, его творчество стоит особнячком в европейском и мировом кинематографе, актеры безумно рады сниматься в его проектах, Пенелопа Крус и Антонио Бандерас и вовсе его боготворят (первая сыграла у Педро свои лучшие роли, а второй стал благодаря альмодоваровским фильмам знаменит). И вот, казалось бы, режиссер собрал каст любимых актеров, которые снимаются у него часто и регулярно (Рот, Камара, Дуэньяс, Мачи), пригласил других известных испанских актеров, упомянутых выше Бандераса и Крус в небольшой эпизод в прологе + постоянного оператора Хосе Луиса Алькайне и композитора Альберто Иглесиаса, решив полихачить - как в далекие 80-е - в комедии «Я очень возбужден». Названием фильма послужил перевод веселенькой песни группы «The Pointer Sisters» - «I’m So Excited». Песенка, в общем-то, тоже из 80-х - настроение фильму она задает на все стопроц.
- На посошок!
Однако новая лента Альмодовара до его ранних комедий откровенно не дотягивает. Проще говоря, совсем уж не смешное кино он снял. Конечно, есть масса забавных моментов, но это походит на улыбку с одолжением - натянутую, будто через силу. Либо Альмодовар разучился шутить или снимать кино, чтобы было смешно до слез, либо меня перестали смешить его шутки. Все на своем, казалось бы, месте - забавная (хотя должна быть ужасающей) ситуация с самолетом, который не может приземлиться, поскольку нет свободной полосы для аварийной посадки (а посадку нужно произвести (из-за халатности Бандераса в прологе)). Герои - карикатурны: среди пассажиров бизнес-класса девственница-ясновидящая (Дуэньяс), порно-звезда в возрасте (Рот), обанкротившийся банкир (Торрихо), киллер (Язпик), драгдиллеры (Мигель Анхель Сильвестре и Лайя Марти) и актер из сериалов (Толедо). В эконом-классе поспокойней будет - стюардессы накачали пассажиров мышечным релаксантом: поэтому направляющийся в Мексику испанский люд мирно спит и видит сны. Бизнес-класс обслуживают три манерных гея (Камаро, Аресес, Аревало) - по сути, ключевые герои фильма, которые хоть как-то улыбают (неполадка самолета им по барабану - он варганят коктейль «Валенсия», добавляя туда мескалин, и отплясывают под ту самую «I’m So Excited» (песенно-музыкальные вставки - тоже одна из фишек Альмодовара)). Остальные персонажи вызывают, мягко говоря, уныние. Герои летят в Мексику, и эта поездка меняет их жизни. Отец поговорит с дочерью, ставшей эскорт-герл, спустя долгое время, девственница перестанет ею быть, киллер не убьет свою жертву, потому что влюбится в нее. И самолет с горем пополам приземлится. Да будет хэппи-энд. Финал будет по-латино-американски и в буквальном смысле мыльным. Герои спустившись с самолета «Peninsula» с мягкую пену, разбредутся счастливые, воодушевленные веселым авиа-перелетом, пойлом и сексом.
Слева направо: (стоят) Хосе Мария Язпик, Уго Силва, Мигель Анхель Сильвестре, Хосе Луис Торрихо, Рауль Аревало, Лайя Марти, Гильермо Толедо; (сидят) Хавьер Камара, Лола Дуэньяс, Сесилия Рот,
Антонио де ла Торре, Карлос Аресес
Как мне кажется, это самая не смешная комедия Педро Альмодовара - возможно, потому, что на все эти самые шутливые темы ниже пояса - про секс и гомо-отношения - режиссер отшутился еще в 80-90-х. Да, это новые шутки, новые ситуации и новые персонажи, но как-то устало поданные. Кино de Almodovar будто лишилось той чарующей легкости, того духа безбашенного прошлого, этакого панковского хулиганства. Будто и режиссер, и его команда стали очень-очень консервативными, а войти в ту самую реку комедийности из прошлого ой как хочется. Хочется, но, увы, не можется. Герои трепятся про члены, про мескалин из задницы, геи закатывают друг другу сцены ревности, Сесилия Рот рассказывает, что перетрахалась со ста видными чиновниками Испании, а Лола Дуэньяс пользует низ живота кого-то из сонного эконом-класса, потому что на самолете с названием «Peninsula» (отыщите среди этого слова «penis») нельзя быть целкой. Многие пытаются искать в фильме политические аллюзии, якобы, Альмодовар наполнил свое кино метафорами, указывающими на нынешнее политическое состояние Испании. Я бы не хотел в это вникать. Я посмотрел это кино, я рад, что дождался долгожданного фильма от одного из любимых режиссеров современности, конечно, я приобрету его на DVD - в коллекцию других работ Альмодовара, которую я собирал последние два года, но пересматривать его часто вряд ли у меня получится.
Как-то, увы, не возбудило. И не дадило…
«Я очень возбужден»
(«Los amantes pasajeros», Испания, 2013)
Слоган: «Все прекрасно! Падаем...»
Режиссер, сценарий: Педро Альмодовар
Продюсер: Агустин Альмодовар, Эстер Гарсия
Оператор: Хосе Луис Алькайне
Композитор: Альберто Иглесиас
Жанр: комедия
Продолжительность: 90 мин. (01:30)
В ролях: Хавьер Камара, Сесилия Рот, Лола Дуэньяс, Карлос Аресес, Рауль Аревало, Хосе Луис Торрихо, Антонио де ла Торре, Уго Силва, Гильермо Толедо, Хосе Мария Язпик, Паз Вега, Кармен Мачи, Бланка Суарес и др.
ФАБУЛА: Рейс лайнера, совершающего перелет в Мексику, начался как обычно: пассажиры пристегнули ремни, а командир корабля, включив автопилот, спокойно уснул. Но прямо над океаном оказалось, что самолет неисправен, исчезает интернет, и все гаджеты разом выходят из строя. Всех охватывает страх, ужас, отчаяние. Беспомощные пассажиры и экипаж, оказавшись пред лицом гибели, наконец-то должны стать сами собой. Так что несчастным на борту падающего самолета не остается ничего, как только петь и танцевать вслед за веселыми стюардами.
●●●/●●