Качество американских современных сериалов поражает - некоторые из них даже сериалами не назовешь: этакое кино, разбитое на серии и сезоны. Американские телестудии производят продукт, сделанный по всем лекалам большого кино. На пилотные серии тратятся бешеные бюджеты, приглашаются знаменитые режиссеры и популярные актеры. Что-то зрителем принимается, что-то - нет (во втором случае, как правило, сериал сворачивают-заканчивают), а иногда сериалы обретают культовую славу или народную любовь. Таких примеров много, и подводя к разговору об «Американской истории ужасов», скажу еще одно.
Времена и нравы, безусловно, изменились. Рамки дозволенного практически стерты - поэтому совсем не удивят в американских tv-shows сцены секса, насилия, крови и всяческих извращений. Помню, как меня потрясла сцена убийства Мэдди в сериале «Твин Пикс» - по-настоящему страшное зрелище (все сцены с Бобом меня, чесно говоря, пугали в детстве). Сейчас, наверное, редко что-то из киношных ужасов способно меня напугать или шокировать - мой мозговой hard-disk видел всякого ужасного, независимо от жанров. Но второй сезон «Американской истории ужасов» приятно удивил, изменяя мое мнение о сериале по ходу 12-ти серий несколько раз.
К мнению, что хэппи-энды давно не в тренде, я пришел давно. Это касается, прежде всего, ужастиков. Иногда хочется хэппи-эндов, или не то что бы счастливого финала, а логически оправданной мести. Порой хочется, чтобы зло было действительно наказано, уничтожено. Хотя нет ничего абсолютного - добро в каких-то моментах может восприниматься как зло, и наоборот. Люблю фильмы Тарантино за тематику мести - месть в его фильмах всегда точная, правильная, нужная. Вспомните финал «Доказательство смерти» - не думаю, что кому-то было действительно жалко Каскадера Майка, когда девахи над ним устроили кулачную расправу. В первом сезоне «Американской истории ужасов» хэппи-энд получился своеобразным: главные герои - семья психоаналитика, переехавшая в дом с призраками, - предполагаемо погибли, но финал не вызывает грусти. Души трех членов этой семьи нашли успокоение в доме, нашли, наконец, свое счастье, пусть и с ароматом мертвечины. «Asylum» - история другого свойства и ужасов здесь дозировано больше. Создатели сериала - Райан Мерфи и Брэд Фалчак - на первом сезоне будто практиковались, во втором их задумки и фантазии вылились в кошмар большего масштаба, чем рядовая страшилка про дом с призраками.
«Asylum» - другая оригинальная история. На смену призракам из первого сезона пришли психи, маньяки, одержимые дьяволом, церковные служители, уродцы различных формаций и даже инопланетяне. Само по себе место действия - психиатрическая больница для душевнобольных преступников «Брайрклифф» - предполагает больший полет фантазий (в данном случае фантазий болезненных и извращенных). Действие происходит в середине 60-х - атмосфера передана, естественно, безупречно. Пойманный маньяк Кровавый лик, который убивает женщин, снимая с них кожу, доставляется в эту самую психушку. Журналистка Лана Винтерс в погоне за эксклюзивом проникает в кошмарное учреждение, в последствии став узницей «Брайрклиффа»
«Секретные материалы», «Изгоняющий дьявола», «Полет над гнездом кукушки», «Хостел», «Молчание ягнят», «Уроды» и прочие образцы мировых хорроров и драм про исправительные учреждения тут цитируются аккуратно, со знанием. Первая половина второго сезоне вообще способна вызвать головную боль - негатив и ужасы усиливаются с каждой серией, и намека на тот самый хэппи-энд не видать. За персонажей, сыгранных Эваном Питерсом и Сарой Полсон, не переживать не будет только убежденный циник. Впрочем, и героиню Джессики Ландж будет обидно во второй половине сериала. Соглашусь, что каждый получает по заслугам, но не всегда это хотелось бы наблюдать и принимать за данность. «Asylum» снят в очень мрачном стиле даже по картинке - все действия, происходящие в психлечебнице, лишены красок. Серые стены, серая роба, черные одеяния монашек, пугающий белый фартук садиста-врача Ардена. На контрасте сочные по цветам флешбеки или воспоминания героев, пропущенные через фильтр инстаграма. Особо приятно выглядит эпизод, в котором Джессика Ландж воображаемо поет винтажную песенку «The Name Game» - этакий мазок позитива на полотне из негатива, боли, страданий и несправедливости.
Сериал я уже досмотрел, и я рад, что он завершился именно так, как завершился. Мерфи и Фалчак - садисты еще те, но плохие наказаны, а у хороших все хорошо (и это не совсем спойлер). Актеры в Asylum отличные - большая часть актерского состава перешли во второй из первого сезона - это Джессика Ландж (сестра Джуд Мартин), Закари Куинто (доктор Оливер Трэдсон), Сара Полсон (Лана Винтерс), Лили Рейб (сестра Мэри), Эван Питерс (Кит Уокер). Дилан МакДермотт (психоаналитик из первого сезона) в «Asylum» появляется в неожиданной роли, особая роль и у актрисы Фрэнсис Конрой (служанка-призрак из первого сезона). Special guest stars в «Asylum» - это Хлоэ Севиньи (ее слабой на передок героине Шелли весьма не повезет!), солист группы «Maroon 5» Адам Левайн, Франка Потенте (главгероиня «Беги, Лола, беги» Тыквера), Джозеф Файнс, Клеа Дюваль и Джеймс Кромвелл. Актеры, повторюсь, отличные. Джессика Ландж здесь на пределе актерского мастерства, Сара Полсон - открытие для меня (не один я, кстати, заметил некое сходство ее героини Ланы с певицей Ланой Дель Рей - прогуглите, и увидите смешные мемы). В целом, «Asylum» - образцовый сериал в хоррор-жанре, понятное дело, что история полна заимствований и похожа на многие аналогичные ужастики, но смотреть этот сериал вы будете увлеченно.
Я за два дня осилил два сезона. И новость о том, что планируется третий сезон, меня, чесно говоря, порадовала. Кажись, не всю кровушку Мерфи и Фалчак на экране пустили...