Ренате Литвиновой - 46 лет. Из всех безумных она, наверное, лучшая

Jan 12, 2013 18:49


12 января Ренате Литвиновой исполнилось 46 лет, а так - на первый взгляд - и не скажешь, что ей уже столько. Литвинова - одна из моих любимых современных актрис, за ее творчеством и достижениями в кино и режиссуре слежу пристально. Далее - 7 образов Литвиновой, которые ценны и в большей степени, на мой взгляд, раскрывают ее значимость в российском кинематографе.




Если бы Литвинова родилась на Западе и связала свою жизнь с кино, то ее однозначно снимали бы в арт-хаусах или независимых авторских проектах. Она бы смело могла попасть в когорту любимиц Линча или Альмодовара - ее красота, внешняя и поведенческая странность, своеобразные манеры и тембр голоса, возможно, сделали бы из нее на Западе икону. Однако, и в российском кино Литвинова заняла нишу, в которой ей - этакой снежной королеве, холодной и безжалостливой - нет равных. Красная помада (и вообще всяческое обилие красного в одежде и бижутерии), заигрывания с темой смерти, порочная женщина-вамп с бокалом вина или шампанского, подозрительно много курящая, - этот образ к началу 2000-х стал брендом и пародировался всякими галкиными-олешко. Лучшие свои роли Литвинова сыграла в фильмах крестной мамы Киры Муратовой и своих личных (их всего два, но зато какие!) И вполне, я считаю, заслуженными эпитеты, которыми сопровождаются любые статьи о ней - «Богиня», «Дива»... Таких ведь, как она, больше нет и, наверное, не будет...




Лилия («Увлеченья», 1994)
Образ медсестры, ставший для Ренаты, каноничным впоследствии, появился в фильме Киры Муратовой. Роль Лилии - первое крупное появление на экране. Белый халат, медсестринский чепчик, красная помада и первые цитаты героини Литвиновой в духе «Морг - это хорошо, морг - это прохладно». Смертельная (во всех смыслах) блондинка. Зритель, который пристально следит за творчеством Литвиновой, не пропустит в фильме упоминание Риты Готье (лейтперсонаж, который фигурирует во многих сценариях РЛ). «Увлеченья» можно считать раскачкой - спустя три года, у той же Муратовой, Рената сыграет более цельный и сильный образ медсестры-убивашки.
Цитата: «Я часто думаю о том, ну кто же понесет мой гроб? Я не специально - просто у меня никого нет, кто бы смог понести такую тяжесть»




Офелия («Три истории», 1997)
Офа, милая Офа - объект желания молодого Ивана Охлобыстина, архивная крыса («Я не касаюсь детей, я касаюсь только бумаг»), которая убивает матерей, родивших и бросивших своих детей. Образ коварной лисицы во второй из трех историй Киры Муратовой усиливается - блондинка с красными губами и ногтями в красном платье с красной сумкой, превращающая чулки в орудие убийства. Мстя Офы постигнет клоунессу из «Маски-шоу» и тучную маман - которая невинно утонет в водах Черного моря. Воздав всем по заслугам, Офа испытает оргазм. Под конец 90-х Литвинова станет модной - она будет комментить события в «Намеднях» у Парфенова, а потом и вовсе появится в народном сериале Митты.
Цитата: «Я не люблю мужчин! Я не люблю женщин! Я не люблю детей! Мне не нравятся люди - этой планете я поставила бы ноль»




Альбина («Граница: Таежный роман», 2000)
Альбина (третий подряд медработник в исполнении Ренаты) замужем за нелюбимым майором по звучной фамилии Ворон. Девушка, которая хотела бы иной судьбы и иной любви. Судьбоносная встреча с заезжим гастролером Глинским меняет привычный будний мир Альбины. «Лесные пожары - пылающий лес горит мое сердце огнем до небес...» Героиня Литвиновой вписалась в атмосферу дальневосточного гарнизона, хотя ее Аля - сюрный персонаж, городская сумасшедшая. Рената - в контексте сериала больше пародия на свои предыдущие роли. Ненормальность посреди нормальности - ярко красное пятно посреди серой дальневосточной армейской жизни.
Цитата: «Девочки, а почему когда мне так хорошо, мне всегда хочется умереть?..»




Лара («Небо. Самолет. Девушка», 2002)
Стюардесса в поисках любви в своеобразном ремейке фильма по повести Эдварда Радзинского. Небо, самолет, девушка и... смерть. Казалось бы, мелодрама с предполагаемым хэппи-эндом и свадьбой (Лара и Геогрий (героя Дмитрия Орлова озвучивает Константин Хабенский) встретились в кафешке аэропорта и полюбились друг другу), но не тут-то было. Прям как строчка из песни Бужиловой и Литвиновой «Ты мне пишешь» - «плохой финал, грустный». Но в данном случае, грусть эта весьма светлых оттенков.
Цитата: «Мне нравится другое слово - «безумная». Вот с этим словом я согласна. Безумная, безумная, безумная, безумная… Я согласна на «безумную»…»




Лина («Настройщик», 2004)
Пожалуй, роль-бенефис Литвиновой и лучшая ее роль в муратовских фильмах. Аферисты Лина (кстати, вслушайтесь в созвучие имен героинь Ренаты - Лина, Альбина, Фаина...) и Андрей - современные Лиса Алиса и Кот Базилио - придумывают гениальную комбинацию по грабежу состоятельной вдовы. У Ренаты в «Настройщике» что ни эпизод, то шедевр: Лина с косой будто смерть постучалась в дом Аллы Сергеевны, Лина в мужском туалете, Лина на берегу моря, Лина в ресторане, скармливающая тете-бомжу то, что не смогла сама доесть, Лина с пистолетом и фразой Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»... Черно-белый шедевр Муратовой, в котором, слава Богу, Литвинова перестала играть медсестер с красными губами.
Цитата: «Это же неприлично. Хотя, если призадуматься, то музыка вообще такая неприличная штука. Даже какая-то непристойная. Но это такая высокая непристойность»




Фаина («Богиня: как я полюбила», 2004)
Побыв медработниками и стюардессой, Рената в своем режиссерском дебюте играет следователя, расследующую пропажу девочки (одни соседи сделали плохо другим соседям, вот другие соседи их дочку и похитили). Фаина балуется коньячком, очень хочет понять, что такое любовь, но чувствует, что для этого ей нужно одно - умереть. Литвинова-режиссер дала в фильме вволю самой себе - все герои говорят ее интонациями, практически личный «Твин Пикс» Ренаты с мертвым лесом, мертвой водой и мертвой самой собой под аккомпанемент «Red Right Hand» Ника Кейва. Не столько воспевание себя, сколько проба на режиссурском поприще. Первый блин не вышел комом: все, что нужно знать о Литвиновой в кино, в «Богине» во всем ассортименте.
Цитата: «Я никогда никого не любила, а ради любви возвращаются даже мертвые…»




Таня («Последняя сказка Риты», 2012)
Прошлогодний хит - фильм, который успешно был показан по всей России из-за небывалого вдруг интереса к персоне Ренаты. Многие ждали выхода «Последней сказки Риты» из-за музыки и песен Земфиры, соратницы актрисы-режиссера. Кому-то Литвиновой в кино явно не хватало: небольшие камео-роли в «Generation П» и фильмы Балабанова поклонников РЛ явно не устраивали. Сказку «Рената» снимала на свои кровно заработанные деньги - и production фильма был предельно минимальным. Зато сама РЛ, наконец, сняла историю про Маргариту Готье, которую вскользь пересказала медсестра Лилия из «Увлечений» Муратовой. Про трех подруг (одна из них Таня - персонаж замогильной мифологии: Ангел Смерти, пришедший сопроводить влюбленную девушку на тот свет). «Сказка» окупилась вдвое, получив хороший прокат по стране, и стал хитом.
Цитата: «Хочу вас предупредить - я влюбляюсь необратимо»

режиссер, , эта девушка, С ПРАЗДНИКОМ!!!, кино, РЕНАТА, сценарий, актриса, ГЕРОИНЯ, Земфира

Previous post Next post
Up