Удивительно, но «Облачный атлас» довольно-таки быстро вышел на DVD и попал в интернет, хотя российская премьера состоялась относительно недавно. «Атлас» не окупил свой стомиллионный бюджет - мировые сборы не дотягивают до сотки: для общей статистики это выглядит как провал. Хотя, безусловно, «Атлас» стал кино-событием этой осени и собрал больше положительную, нежели отрицательную критику среди посмотревших это (практически) трехчасовое кино. На большом экране «Атлас» я не смотрел, как и прочие громкие премьеры этой осени («Skyfall», например). Все чаще ловлю себя на мысли, что кино куда интереснее смотреть дома - на компе или DVD (большой экран не дает душевных эмоций - больше впечатляет взор, хотя бывают и приятные исключения из правил). Завершая это предисловие, скажу, что отыскал «Атлас» в сети и посмотрел его на этой неделе. Понравился ли мне фильм? Понравился. Шедевр ли это, как многие восторгаются в своих рецензиях, и Фильм ли года? Отнюдь нет.
Вачовски и Тыквер и по отдельности - талантливые режиссеры. Объединившись в тройной тандем, их фильм только выиграл, это целостное произведение. Том Тыквер снимал истории «Письма из Зедельгема» (про композитора Роберта Фробишера), «Первое расследование Луизы Рей» (с Холли Берри в роли журналистки) и «Страшный Суд Тимоти Кавендиша» (про издателя, которого помещают в дом престарелых). Брат и (уже) сестра Вачовски, собственно, сняли три остальные истории - «Тихоокеанский дневник Адама Юинга» (молодой нотариус спасает беглого раба), «Оризон Сонми-451» (про официантку-фабриката) и «Переправа возле Слуши» (мир после ядерной войны с Хэнксом в роли пастуха). Шесть историй перемешаны в одну и взаимосвязаны - актерский ансамбль появляется во всех этих историях, но в разных ролях - хорошие становятся плохими, мужчины становятся женщинами (и наоборот). Наблюдать за этим сюжетным калейдоскопом интересно и увлекательно, фильм приковывает к себе с самого начала и не отпускает ни на минуту. В этом есть основной плюс «Атласа» - он напоминает сказку о добре и зле, и ты изначально знаешь, что добро победит, что будет счастливый финал, такой как нужно, но интерес от этого не пропадает.
Напротив, ты начинаешь сопереживать героям - держать кулаки за героиню Холли Берри в ее опасном расследовании, когда за ней охотится киллер (Уивинг) или Юингу (Стёрджесс), которого травит герой Тома Хэнкса. Будет очень хотеться, чтобы пенсионеры выполнили свою миссию и сбежали из дома престарелых, «врезав» тем самым медсестре Нокс (Уивинг). Есть обреченные персонажи, и их тоже жаль, но история дает понять, что с ними не будет хэппи-энда, от этого печалит меньше. «Атлас» вообще весьма гуманен к зрителю. Это кино пропитано высокими мыслями и размышлениями о бытие, о человеке и его роли во Вселенной. Всё взаимосвязано, и нужно это принять, осознать и постараться быть в своей жизни правильными, иначе спустя время, спустя годы и века любые косяки и проступки отразятся на людях и мире в целом. Для кого-то рядовая официантка из забегаловки «Папы Сонга» становится в будущем божеством, а чьи-то музыкальные сочинения из прошлого вдохновляют людей в будущем.
С визуальной точки зрения фильм безукоризненно снят, сделан и смонтирован. Кто заслуживает «Оскара» из команды, работающей над «Атласом», так это гримеры. Ключевых актеров видоизменили до неузнаваемости - Берри играет то «отбеленную» еврейку, то старого корейца, освобождающего Сомни от «ошейника», Уишоу и Уивинг также «меняют» пол, и выглядит это забавно, из разряда «а узнал ли ты за гримом того или иного актера?» Лично по мне - во всех шести ролях лучше всего смотрится Том Хэнкс, он здесь как звезда первой величины, и скорее актер обыгрывает грим, а не грим - актера. Придираться к актерскому составу глупо - здесь каждый на своем месте, каждый убедителен - Бен Уишоу в роли композитора-гея или Джим Броудбент в роли издателя Кавендиша, сбежавшего от вымогателей к поиску своей первой любви. Пэ Дуна в роли Сомни - определенно открытие фильма, корейскую актрису, наверняка, уже забрасывают предложениями о съемках в голливудских проектах.
А теперь о том, что не понравилось. В случае с «Атласом» у меня вообще не было никаких ожиданий - понравится или не понравится: об речи не может быть. Как может не понравиться фильм, снятый режиссерами, чьи предыдущие работы тобой любимы? «Связь», «Беги, Лола, беги», «Матрицу», «Интернешнл» обожаю. Другое дело - зацепит или не зацепит их новое совместное кино за живое. И тут, увы, «Атлас» сплоховал. Я, в принципе, понимаю, что это БОЛЬШОЕ кино, который снимать было трудно (шесть историй, шесть временных линий), что материал сложносочиненный и растянутый до трех часов хронометраж не позволяет развернуться на полную катушку. Режиссеры вываливают на тебя сюжет, и он накрывает с головой, и ты вроде бы увлеченно следуешь за стремительным ходом сюжета, но нужно хотя бы на минуту остановиться, перевести дух и заострить свое внимание на деталях, на героях, на причины и следствия… Однако Тыквер и Вачовски не дают этой возможности - нет времени на остановку, впереди еще много интересного, чудеса на виражах ждут тебя в следующем и последующем эпизодах.
Остановка наступает только в финале, можно перевести дух и всё осмыслить. Пафосный финал с репликами в духе «Что есть океан, если не множество капель?» медленно, но верно «отпускает». При всем том, что кино хорошо упакованное, оно в итоге кажется пустоватым - в этом случае, нужно, как мне кажется, поискать книжку и прочитать ее. Там, наверняка, есть всё то, что в кино вынесено за скобки. Тыквера и Вачовски винить в этих недосказанностях глупо - они выжали из адаптированного сценария максимум того, что можно было. Иначе вместо трех часов «Атлас» растянулся бы на пять-шесть, и вместо кина мы бы заполучили мини-сериал.
►►►►/►
[ТИТРЫ]
«Облачный атлас» («Cloud Atlas»)
Германия-США-Гонконг-Сингапур, 2012 г.
Слоган: «Всё взаимосвязано»
Режиссеры, сценарий: Лана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски
Операторы: Франк Грибе, Джон Толл
Композиторы: Райнхольд Хайль, Джонни Клаймек, Том Тыквер
Жанр: фантастика/ драма
Бюджет: $100.000.000
Продолжительность: 172 мин. (02:52)
В ролях: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Броудбент, Хьюго Уивинг, Джим Стёрджесс, Пэ Дуна,
Бен Уишоу, Сьюзан Сарандон, Хью Грант, Джеймс Д’Арси и др.
ФАБУЛА: Шесть историй - пять реинкарнаций, происходящих в разное время, тесно переплетаются между собой…