Ислам Ханипаев: «Спецприз на московском фестивале был нами ожидаем!»
Согласно известному выражению «Главное - не победа, а участие», Ислам Ханипаев и Магомед Гаммадаев все равно не отчаиваются - и хотя действительно обидно не получить призов на московском фестивале «ZOOM» в каких-то явных номинациях со своей короткометражкой, эта «не победа» на фестивале не сломала их настолько, чтобы перестать занимать кино. Напротив, и Ислам, и Магомед полны решимости и идей поднимать уровень дагестанского кинематографа, а также продвигать свое кино и за пределами родной республики. Об этом и много другом мы поговорили с Исламом Ханипаевым («Psycho Film»)
Главное, нас отметили!
- Результат участия в фестивале «ZOOM» был вами с Магомедом ожидаем или же вы рассчитывали на нечто большее?
- В принципе, нам жюри, критики, оргкомитет фестиваля и многие другие говорили, что наша работа лучшая. А так... результат был ожидаемый - нам вручили Специальный приз в виде диплома, тем самым отметив нашу короткометражку. Дело в том, что фестиваль - московский, и по большей части в нем принимали участие москвичи. Рассчитывать на многое мы не предполагали.
- А с чего вдруг вы решили принять в нем участие?
- Интересные условия - снять мини-фильм за один день, за 24 часа. Интересно было проверить, сможем ли мы это сделать? Снять достойный фильм, который сможет участвовать в конкурсной программе и соревноваться с остальными.
- Ну, вы же знали, что фестиваль московский, и что вы вряд ли что-то могли бы там выиграть. Это было участие ради участия?
- В любом случае, это опыт и открытие для себя чего-то нового. Шанс себя показать, по-моему, более чем хороший. Причем, попробовать силы на российском уровне.
- Тебе не показалось, что большая часть участвующих в конкурсе короткометражек больше напоминают социальные ролики?
- Организаторы в этом плане никак не ограничивали участников. Каждый мог снимать то, что он хотел. Хотя это все же подавалось как кинофестиваль.
- Это же абсурд.
- Правильно, это абсурд. Я это понял, когда уже приехал в Москву, на церемонию награждения.
- Получается, вы с Магой оказались самыми честными, сняв короткометражку по всем канонам кино?
- Я знаю, что организаторы также хотели, чтобы в конкурсе участвовало больше киношных короткометражек, а в итоге получили видео-ролики, в том числе и социальные.
- Организаторы сами-то довольны прошедшим фестивалем, его итогами?
- Пожалуй, довольны количеством, а не качеством. Учитывая, что в первом «ZOOM» принимало участие всего 12 короткометражек, а во втором - чуть более 70-ти.
Шесть баллов из десяти
- Вам с Магомедом быстро пришла идея фильма «Мы еще встретимся»?
- Да. Мы получили три темы, которые нужно было затронуть в коротком метре. И пока шел первый тайм матча «Анжи» появилась идея и был придуман сценарий.
- То есть, «Анжи» вдохновил вас на съемки кино?
- Нет. «Анжи», наоборот, меня отвлекал от написания сценария. Одним глазом на экран, другим - на листок бумаги.
- Наблюдается некая закономерность историй, снятых «Psycho Film» - то есть, опять подвал, насилие, некая высшая идея... Нет ощущения, что ты - как начинающий режиссер - повторяешься?
- В целом, нет. Относительно этого фильма возможно повторения заметны. Просто на все про все было дано не так много времени, дабы выбирать новые места и локации для съемок. Автоматически мы стали работать с тем, что было рядом и привычно. Поэтому вновь часть съемок проводилась в подвале, в котором мы с Магой снимали кино о киллерах. Московская комиссия, посмотрев короткометражку, однообразия, естественно, не заметили, поскольку не видели моих предыдущих фильмов.
- Москвичей не испугала темпераментность дагестанских кинематографистов - имею в виду сцены допроса?
- Похвалили. По сравнению с остальными фильмами, половину из которых снимали девушки, наш фильм показался более серьезным и киношным. Нам сказали, что у нас есть темперамент, и он показан в кино.
- Как ты сам оцениваешь свою работу?
- По десятибалльной шкале - на... шестерку.
- В оставшиеся четыре балла что не вошло?
- Даже не знаю. После того, как мы отправили фильм на фестиваль, в голову приходили другие идеи. Конечно, можно было написать сценарии и получше этого, снять лучше, что-то добавить, что-то изменить.
- Мне кажется, что все твои фильмы - мрачные. И не только по сюжету, но и по картинке. Будто ты специально добавляешь этой мрачности. Это твоя такая фишка?
(Смеется.) Нет, это просто фильтр такой в редакторе видео. После него фильм стал более киношным.
Впереди - еще фестивали
- Каковы заслуги Магомеда Гаммадаева в этой короткометражке, коль он отмечен в титрах?
- Он отвечал за все организационные моменты, в то время как я - за все творческие.
- У вас творческий союз?
- Сценарии я разрабатываю сам. А в целом, у нас есть творческие состыковки и нестыковки. Нестыковки, как правило, нужны.
- В том плане, что тебя тянет в психологизм, а его - в юмор?
- Нет. Магомеда тянет в экшн, а меня - в философию.
- В принципе, экшн и философия тоже могут сочетаться.
- Конечно. Поэтому мы находим точки соприкосновения.
- Кстати, ходил на нового Бонда? Критики его хвалят. Говорят, что Мендес сделал с Бондом то же самое, что Нолан с Бэтменом.
- Ты думаешь? Я видел трейлер - стандартный экшн: машины, погони. Ну если сравнивают с Ноланом, тогда я должен на него пойти.
- Скажи, что от тебя ожидать в дальнейшем в плане кино?
- Работаю над одним сценарием. Нужно его снять в ближайший ноябрь, а затем показывать его на двух фестивалях - Всекавказском и Открытом студенческом фестивале. По возможности, не отказались бы поехать в Россию на какие-нибудь другие кинофестивали. С фильмом «Мы еще встретимся» мы приобрели уверенность в том, что пора бы выбираться за Кавказ. Думаю, мы теперь будем стабильно выезжать на фестивале 2-3 раза в год.
- Вы с Магомедом побывали на церемонии вручения фестиваля ZOOM. Что-то новое для себя почерпнули, на что обращали внимание?
- После награждения предполагался просмотр фильмов-победителей на большом экране в кинотеатре. При этом в зале находился самый креативный режиссер рекламы в России - Адрей Мусин. И после просмотра он начинал критиковать фильмы. Чаще ругал, как правило, хвалить там было не за что. Смотрел кино, что называется, facepalm. Несколько фильмов он чуть-чуть похвалил. Наш фильм он отметил, ни за что не поругал. Сказал: «Видно, что эти ребята не играются в кино!» Мол, у нас есть задатки и потенциал.
- Вас бьет по самолюбию, когда вас критикуют или когда вы не получаете ожидаемого?
- Не было такого, что этот фильм не оценили. Есть люди, чьи рецензии и чье мнение меня не интересуют. Это, как правило, неадекват или негатив. Меня бесят не обоснованные не конструктивные комментарии. Для меня важно, чтобы человек в рецензии указывал на что-то конкретное...
Прогресс есть
- Кто еще входит в состав студии «Psycho Film»?
(Улыбается.) «Psycho Film» - это мой бренд, и мне важно, чтобы он развивался вместе со мной.
- В дальнейшем ты также планируешь работать с теми, кто посещают ваши с Магомедом актерские курсы?
- Пока да. Я не очень дружу с театралами. И, как правило, я работаю с теми, с кем нашел общий язык.
- На актерских курсах наблюдаются какие-то сдвиги, есть прогресс?
- Наблюдается у некоторых ребят. Прошел месяц-два, и до сих пор нет костяка - кто-то приходит, кто-то уходит, бездельников мы выгоняем, на их место приходят другие ребята. Конечно, есть человек 15, которые не уйдут - вот у них и наблюдается прогресс. Самое главное, что они правильно мотивированы, и хотят играть.
- Прогресс, в твоем понимании, это что?
- Не столько актерская игра, сколько понимание того, каким должен быть актер. В общем, ребята начинают чувствовать то, что раньше не чувствовали. Они уже могут вызвать в себе определенные эмоции.
- Что тебя вдохновляет на написание сценариев и вообще на творчество?
- Меня вдохновляет кино! Любое...
- Даже плохое?
- Если тебя фильм вдохновляет, то он уже не может быть плохим. У меня есть желание снять фильм про Джокера. Про то, как он появился, и что делал до ситуации с Бэтменом.
- Леджер же умер.
- Я возьму Джеймса Франко. Можно было бы, конечно, взять Левитта, но это было бы ожидаемо. Это будет приквел.
- У тебя вроде был какой-то толстенный сценарий в жанре триллера. Когда планируешь начать снимать?
- Как только получу финансирование, так сразу. Сама история и масштаб кино подразумевают бюджет. Если финансирования не будет, то проект будет отложен, а в планах есть съемки других независимых проектов.
Амир КУРБАНОВ ("ПЕ")
Кстати!
«Московский ZOOM» - уникальный фестиваль короткометражных фильмов, где кино создают сами зрители! По условиям события, 20 октября участники получают 3 темы (в данном случае - это «октябрь», «время», «расстояние»), с использованием которых необходимо снять 4-минутный фильм до 12:00 следующего дня - то есть за 24 часа. Победители получат призы - возможность бесплатного обучения в Академии коммуникаций Wordshop, hd-видеокамеры, а также возможность увидеть свой фильм на большом экране в московском кинотеатре. «Московский ZOOM» - это увлекательное приключение для творческого человека, дающее возможность отправиться с киноаппаратом и командой друзей в путешествие по мегаполису, маршрут которого определите вы сами! Событие проводится при поддержке Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
27 октября в молодежном центре «Гражданская смена» состоялась церемония подведения итогов фестиваля и награждения победителей. Были объявлены победителя фестиваля в следующих номинациях:
1. Гран-при - Лучший короткометражный фильм фестиваля «Московский ZOOM-2012»: Никита Тамаров. «Есть такое место - далеко»
2. Режиссура: Петр Стромин. «October, 20»
3. Специальный приз Организационного комитета Фестиваля (вручается вне основных номинаций в соответствии с решением оргкомитета): Ислам Ханипаев. «Мы еще встретимся»
4. Операторская работа: Игорь Колодкин. «Цейтнот»
5. Сценарий Елена Соколова: «Октябрь, вопрос, расстояние - любви не помеха»
6. Лучшая игра актеров - приз от театра Островского: Ольга Самарина. «Всегда рядом»
7. Монтаж: Алексей Гущин. «Autumn 10»/ Арина Роз. «Без вариантов»
8. Визуальные эффекты: Виктория Забровская. «Тур в реальность»
9. Звуко-музыкальное оформление: Татьяна Васильева. «Супергрязь»