В середине января на базе Дагестанского центра современного искусства в Махачкале начинают функционировать актерские курсы. По словам организаторов этих занятий, все желающие смогут бесплатно (!) получить актерские навыки с нуля и развить в себе творческие способности. Специально для информационного портала RE.D (realdagestan.ru) поговорил с креатором этой идеи - дагестанским режиссером и сценаристом Шамилем Гудуловым.
- Шамиль, скажи, чем, на твой взгляд, актерские курсы могут быть полезны дагестанской молодежи? И какие у тебя, как у их руководителя, ожидания?
- Я считаю, что в Дагестане много творческой молодежи. У нее огромный потенциал, который, на мой взгляд, не расходуется в полной мере. Думаю, сейчас актуально открыть актерские курсы - пусть молодежь что-то делает и в этом направлении.
- В Махачкале уже проводились актерские курсы. Ты наблюдаешь какой-то спрос на актеров в Дагестане?
- Спрос есть всегда, если потенциал есть. Конечно, как такового кинематографа в Дагестане нет, поскольку нет самой инфраструктуры, студий. Есть потребители - те, кто смотрит все, что ему предлагают те или иные дагестанские режиссеры, а производителей мало.
- Напрашивается логичный вопрос - для чего нужны актерские курсы, если, как ты говоришь, нет инфраструктуры?
- Не нужно думать, что вот проводятся курсы, и появляются супер-актеры. Это не основная задача. Главное, чтобы развивалась сама сфера кинематографа. Ведь сейчас все очень доступно, у республики есть все возможности, чтобы открывать киностудии, снимать хорошее кино. Я верю, что так со временем и будет. И люди будут стремиться к этому - актеры, режиссеры, операторы. Перспективы есть. И снимать кино намного проще, у многих есть камеры или фотоаппараты, компьютеры с программами монтажа и так далее.
- Зрителю нужно дагестанское кино?
- Конечно! Я считаю, что нужно. Тем более наш зритель пресытился голливудскими фильмами или российскими комедиями. Делать смысловое глубокое кино никто не хочет, только скетч-шоу...
- Не хочет или не может?
- Люди сталкиваются с фактом, что снимать глубокие фильмы тяжело, тем более если делать качественное кино, нужна команда, а ее нет. Поэтому люди идут по пути наименьшего сопротивления, снимают те же скетчи. Съемки дешевле обходятся, а сам продукт приносит какие-никакие, но деньги. Чтобы там не говорили, на самом деле сложно написать хороший сценарий. Посмотри, в российском кинематографе с этим тоже беда. Нет хороших сценариев, несмотря на отличное техническое оборудование.
- Ну вон фильм Звягинцева претендует вроде на «Оскар».
- Их единицы. Ха-ха снимать куда проще. Развлекательные программы и фильмы популярны по всей стране.
- Может, в Дагестане не хотят снимать серьезное кино, потому что не хотят показывать правду?
- Согласен, правду не любят и не хотят видеть. Может, людям проще посмеяться над этой правдой, но принять ее как данность, такой, какая она есть, нет. Дагестанцам проще смотреть сквозь пальцы, не замечая очевидных проблем. Я так считаю. Снимать такое кино - это боязнь режиссера, что фильм станет не популярным, что его не поймут или что он не принесет прибыль. Для начинающего режиссера это как рулетка - никто не хочет рисковать и терять вложенные в фильм деньги. Зарабатывать хотят, а рисковать нет. Да и кто в Дагестане может снять серьезный фильм, у кого есть опыт? Есть попытки, но не более.
- Открывая актерские курсы, ты какие цели преследуешь?
- Мне хочется найти талантливый людей, чтобы работать с ними, снимать с ними кино - у меня есть проекты, которые хочется реализовывать. Есть огромное желание развиваться в этом направлении. Уверен, что курсы дадут толчок многим людям. Каждый откроет для себя что-то новое.
- Например?
- Раскрыться творчески. Важно понять, что близко тому или иному человеку, как он хочет себя творчески развивать. В детстве мне всегда хотелось заниматься педагогикой, обучать людей чему-то полезному и интересному. Это ведь хорошо?
- Несомненно.
- Сейчас людей учит или улица, или интернет. Как правило, ничего хорошего они там не черпают. А на курсах молодежь попадет в среду единомышленников. Тем более курсы будут проходить в обстановке Дагестанского центра современного искусства. И курсы будут абсолютно бесплатными.
- По идеи, обучать людей должен человек со своим багажом знаний, а ты так молод.
- Возраст тут не причем. Есть люди, которые и в 15-16 лет многое повидали в жизни, узнали о людях. У них есть опыт, они знают, что все в этой жизни дается нелегко. Поэтому дело не в возрасте. Даже у ребенка можно чему-то да научиться.
- Что ты будешь доносить до людей, которые придут обучаться актерскому мастерству с нуля?
- Если человек хочет быть актером, он должен быть хорошим, правильным, честным и открытым. И чтобы умел легко общаться с людьми, ничего не боялся и не стеснялся быть собой.
- А плохие люди не могут быть актерами?
- Не знаю. Я считаю, что в основном, актеры - это хорошие люди. Даже те, кто в кино играют злодеев и подонков.
- У тебя есть свое представление, каким должен быть актер. Ты знаком с системой Станиславского?
- Конечно, знаком. Но я думаю, что это не особо эффективно по отношению к молодежи. Надо научиться прочувствовать персонажа и понять его. Как бы глупо это ни звучало, человека надо научить думать о персонаже. Что и почему его герой делает или не делает, как он должен поступать и что чувствовать.
- Кстати, наблюдается тенденция, особенно в арт-хаусных фильмах, где в кино берут обычных людей с улицы. Они не играют на экране, а живут. И эта некая реальность подкупает зрителя. В то время, как у актера всегда чувствуется игра, и ты можешь ему не поверить.
- Согласен. Сейчас очень ценится естественность в кино. Таким образом, зрителю оказывается близка та или иная история. Поэтому я считаю, что актерам нужно быть открытыми и общительными, чтобы не терять в себе эту самую реальность.
- Наверняка, ты планируешь снимать свое кино вместе с теми людьми, кто будет посещать твои курсы. К каким жанрам ты сейчас тяготеешь, какое кино тебе хочется снимать?
- Мне интересно простое жизненное кино. Показывать истории из жизни, которые случаются редко, но это имеет место в нашей жизни. Считаю, что такое кино сейчас нужней, чем те фильмы, которые снимают люди без опыта, кустарным методом, не зная правил монтажа. Не надо пытаться прыгать выше себя.
- Какой из фильмов 2014 года тебе запомнился больше всего? «Интерстеллар» небось?
- Я так и не посмотрел его. (Улыбается.) А вообще в последнее время я чаще пересматриваю старые фильмы, того же Гая Ритчи или ужастики в стиле «Кошмара на улице Вязов». В то время кино делалось с большим энтузиазмом, идей больше было.
- Знаю, что ты снимал два короткометражных фильма, которые так и не выпустил в широкие просторы интернета. Хочется верить, что в 2015 году ты наконец снимешь что-то хорошее.
- По своей натуре я - перфекционист. И мне важно снимать качественное смысловое кино. Я пробую в этом жанре свои силы, да, может, и не имея большого опыта. Возможно, я недоволен результатом в силу своих убеждений, поэтому мне проще никому его не показывать.
- Это интервью, наверняка, прочитают и те, кого заинтересуют актерские курсы, и они захотят их посещать. Что бы ты сказал этим людям?
- Я жду на курсах людей, которые хотят себя раскрыть творчески, раскрыть себя даже как личность. Пусть это будут не только актеры, но и сценаристы, операторы, все, кто хочет заниматься кино. Приходите! Будем формировать команду и творить вместе!
Антон Ибрагимов
Предварительно записаться на курсы актерского мастерства в ДЦСИ можно по телефону: 8989 86 86 164