До начала 86-й церемонии вручения премии «Оскар» остается меньше суток. 2 марта в Лос-Анджелесе станут известны лучшие, по признанию Американской киноакадемии, фильмы и актеры. Для сайта interdag наш кино-обозреватель Амир Курбанов составил свой - субъективный - список возможных победителей.
Наверное, нужно сразу пояснить, что данный выбор «лучших из лучших» - личный выбор. Конечно, предстоящая церемония «Оскара» вызывает множество споров - кто возьмет заветные статуэтки в этом году? Признают ли лучшими Леонардо Ди Каприо (пятикратный «оскаровский» номинант, но еще ни разу не победитель) или Мэрил Стрип (у нее 18 номинаций и три «Оскара» в наличии)? Драма «12 лет рабства» или космическая «Гравитация»? Киноманы гадают, делают «ставки» (объективно и субъективно) и, несомненно, ждут этого «Оскара» с нетерпением. Несмотря на то, что сама премия давно уже не вызывает wow-эффект, «Оскар» был, есть и будет. И, пожалуй, останется главной кино-премией в мире.
Неизвестно, продублирует ли «Оскар» прошедший в январе «Золотой Глобус» (как правило, по итогу победители в обеих премиях одинаковы). В составлении нижеприведенного топ-листа «золотые глобусники» не учитывались.
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ - «ГРАВИТАЦИЯ»
Номинанты: «Далласский клуб покупателей» («Dallas Buyers Club»), «Волк с Уолл-стрит» («The Wolf of Wall Street»), «Гравитация» («Gravity»), «Капитан Филлипс» («Captain Phillips»), «Она» («Her»), «Афера по-американски» («American Hustle»), «Небраска» («Nebraska»), «12 лет рабства» («12 Years a Slave»), «Филомена» («Philomena»)
Если выбирать между «12 лет рабства» и «Гравитацией» - драмой и фильмом-зрелищем - предпочтение я отдаю все же «Гравитации». Пусть даже кино Стива МакКуина преисполнено тем самым «под-оскаровским» пафосом. В прошлом году, например, триллер «Арго» увел главного «Оскара» у помпезного «Линкольна» (стало быть, киноакадемикам не чуждо отходить от нормативов). К плюсам обоих фильмов - они необыкновенно красиво сняты. И если «12 лет рабства» берет пейзажами (на фоне которых, увы, творятся не очень красивые вещи), то «Гравитация» - это бескрайний космос, манящий и пугающий одновременно. Да и на самом деле оба этих фильма о возвращении домой, о желании и стремлении вернуться туда, где твой дом. Благо, в фильмах Куарона и МакКуина (да простят мне этот спойлер) хэппи-энд. А голос все-таки за «Гравитацию».
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ - МЭТТЬЮ МАККОНАХИ
Номинанты: Мэттью МакКонахи («Далласский клуб покупателей»), Леонардо ДиКаприо («Волк с Уолл-стрит»), Кристиан Бэйл («Афера по-американски»), Брюс Дерн («Небраска»), Чиветель Эджиофор («12 лет рабства»)
Не хотел бы, чтобы Лео Ди дали «Оскар» за роль в «Волке с Уолл-стрит». Безусловно, Лео Ди - талантливый актер и этой премии достоин (пять номинаций в его послужном списке говорят об этом). Вот только ли с ролью плохиша Джордана Белфорда он должен зайти в историю как «Лучший актер»? Мне так не кажется. «Волк с Уолл-стрит» - как фильм Мартина Скорсезе - меня разочаровал, поэтому на Ди Каприо я не делаю никаких ставок (хотя опять-таки киноакадемики могут отчибучить что угодно, и «Оскар» уйдет именно ему). Другое дело, Эджиофор и МакКонахи. У обоих показательные роли в хороших фильмах, и оба актера в общем-то его заслуживают. Но пусть «Оскар» возьмет все же МакКонахи, который за последнее время расцвел актерски («Клуб», «Волк с Уолл-Стрит», «Мад», сериал «Настоящий детектив»). Будто дурацкие комедии типа «Как избавиться от парня за 10 дней» и «Свадебный переполох» остались позади, и теперь МакКонахи берется за проекты сугубо серьезные и драматичные. Плюс для роли в «Далласском клубе» актер заметно похудел, а это Киноакадемия, что называется, поощряет.
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ - КЕЙТ БЛАНШЕТТ
Номинанты: Мэрил Стрип («Август»), Сандра Баллок («Гравитация»), Эми Адамс («Афера по-американски»), Кейт Бланшетт («Жасмин»), Джуди Денч («Филомена»)
Поистине чудесный цветник актрис в этой номинации - одна краше другой и Мэрил Стрип во главе всей этой женской компашки. Даже если «Оскар» выиграет любая из данных номинанток, я порадуюсь за каждую (за Баллок и Адамс, которых как-то не особо горячо люблю, наверно, меньше). Делаю выбор в пользу Кейт Бланшетт, которая сыграла у Вуди Аллена одну из своих сильных ролей за последние годы (метаморфозы ее героини Жасмин, которая в одночасье, потеряв все, спивается, сыграны восхитительно). И если у Денч есть «Оскар» за «Влюбленного Шекспира», а у Стрип - их целых три, то для Бланшетт эта награда будет явным подтверждением ее таланта.
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА - МАЙКЛ ФАССБЕНДЕР
Номинанты: Джаред Лето («Далласский клуб покупателей»), Джона Хилл («Волк с Уолл-стрит»), Баркхад Абди («Капитан Филлипс»), Брэдли Купер («Афера по-американски»), Майкл Фассбендер («12 лет рабства»)
Джону Хилл, Абди и Купера отметаем сразу. Оставляем - в качестве lead-претендентов - Лето и Фассбендера. У первого заметная роль (вторая по значимости после МакКонахи) ВИЧ-инфецированного Рэйона в «Далласском клубе покупателей», у второго - практически бенефис в роли рыжебородого жестокого плантатора (цинизм его персонажа Эппса зашкаливает - для него ничего не стоит цитировать Библию и насиловать своих рабынь). Для Лето «Клуб» - второй по серьезности фильм после «Реквиема по мечте» в карьере. Под обилием косметики и женских тряпок Лето создает на экране не менее трагичного героя, чем Фассбендер с плетью наперевес. Лето уже стал лучшим по версии «Золотого глобуса», возьмет ли «Оскар» - неизвестно. Я в данном случае голосую за Майкла Фассбендера. Его игра беспощадно затмевает Эджиофора, Брэда Питта и Камбербэтча вместе взятых.
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА - ДЖУЛИЯ РОБЕРТС
Номинанты: Джулия Робертс («Август»), Дженнифер Лоуренс («Афера по-американски»), Джун Скуиб («Небраска»), Лупита Нионго («12 лет рабства»), Салли Хокинс («Жасмин»)
Лупите Нионго брать «Оскар» пока рано (хотя в «12 лет рабства» у нее наисильнейшая сложная роль рабыни Пэтси), Лоуренс в прошлом году уже брала «Оскар» за «Моего парня - психа», Хокинс и Скуиб в списке для того, чтобы оттенять фавориток. Остается Джулия Робертс, и за нее, собственно, я и буду болеть. В 2001 году Робертс получила «Оскар» как «Лучшая актриса» за роль в фильме Стивена Содерберга «Эрин Брокович». Теперь у нее роль второго плана в «Августе». В фильме она играет дочь Мэрил Стрип, с которой по сценарию у нее очень натянуто-сложные отношения. Робертс - знаковая актриса, пусть в последнее время увидеть ее на экране удается не часто. В «Августе», по ее словам, она снялась из-за сценария (адаптация пьесы Трейси Леттса) и возможности поработать вместе со Стрип. Так пусть «Оскар» увенчает участие одной из лучших актрис современности в данной драме.
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР - СТИВ МАККУИН
Номинанты: Мартин Скорсезе («Волк с Уолл-стрит»), Альфонсо Куарон («Гравитация»), Дэвид О. Расселл («Афера по-американски»), Александр Пэйн («Небраска»), Стив МакКуин («12 лет рабства»)
«12 лет рабства» - третий фильм британского режиссера Стива МакКуина. Фильм, что называется, большого стиля. True-story, отличный актерский каст (два предыдущих фильма режиссера - «Стыд» и «Голод» - были в этом плане поскромнее). Закономерно, что МакКуина одна из главных «оскаровских» номинаций, и он явно заслуживает в ней победы (несмотря на довольно-таки серьезную конкуренцию).
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ - СПАЙК ДЖОНС («ОНА»)
Номинанты: «Далласский клуб покупателей», «Она», «Афера по-американски», «Небраска», «Жасмин»
История про то, как forever alone писатель в исполнении Хоакина Феникса влюбляется в оперативку компа (озвученную в оригинале Скарлетт Йоханссон), оригинальна и своеобразна. В данном случае Спайку Джонсу хотелось респектировать именно за идею - остальные сценарии в списке ничем не хуже, но не столь необычны, как «Она».
ЛУЧШАЯ РАБОТА ОПЕРАТОРА - ЭММАНУЭЛЬ ЛЮБЕЦКИ («ГРАВИТАЦИЯ»)
Номинанты: «Пленницы», «Гравитация», «Великий мастер», «Небраска»,
«Внутри Льюина Дэвиса»
Пусть «Гравитация» фильм, в котором очень много компьютерного (60 процентов всего, что мы видим в этом фильме, создано на компьютере), много эффектов (спишем это на отличную историю про астронавтов, «запертых» в открытом космосе). Повторюсь, «Гравитация» необыкновенно красиво снята. И за эту космическую красоту нужно поаплодировать оператору Эммануэлю Любецки (Куарону и актерам тоже)! А еще и наградить операторским «Оскаром».
ЛУЧШИЕ КОСТЮМЫ - «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»
Номинанты: «Великий Гэтсби», «Великий мастер», «Невидимая женщина», «Афера по-американски», «12 лет рабства»
В остальных номинациях можно шибко не мудрить, но и здесь расставим некие приоритеты. Голосую за костюмированного «Великого Гэтсби» База Лурмана - эпоха 20-х годов в этом кино вроде неплохо «одета».
ЛУЧШИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ - «ХОББИТ: ПУСТОШЬ СМАУГА»
Номинанты: «Хоббит: Пустошь Смауга», «Одинокий рейнджер», «Железный человек 3», «Стартрек: Возмездие», «Гравитация»
Поощрить Джексона «Оскаром» можно хотя бы за один лишь момент, когда гномы, пытаясь убить дракона, выливают на него раскаленное золото. Но не тут-то было. В золотой оболочке, слизкой будто масляная нефть, он вырывается из горы, приводя историю о «Хоббите» к финалу второй части. «Хоббит» вообще визуально эффектное кино - у кого еще получится создавать Средиземье Толкиена на экране так по-фанатски рьяно как у Питера Джексона. За это кино из разряда в «гостях у сказки» мы и наградим «Пустошь Смауга».
ЛУЧШИЙ ГРИМ И ПРИЧЕСКИ - «ДАЛЛАССКИЙ КЛУБ ПОКУПАТЕЛЕЙ»
Номинанты: «Далласский клуб покупателей», «Одинокий рейнджер», «Несносный дед»
Голосую за внешнее преобразование солиста альтернативной рок-группы «30 Seconds To Mars». Грим и прически - судя по номинации - у Лето в наличии и в полном обилии.
ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ - «HAPPY»
Номинанты: «Happy» («Гадкий я 2»), «Let It Go» («Холодное сердце»), «Ordinary Love» («Долгая дорога к свободе»), «The Moon Song» («Она»)
Легкая позитивная поп-песенка Фаррелла Уильямса называется «Happy», и солнечное настроение, которым пропитан трек, целиком оправдывает название. Конечно, по факту, другой хит с участием Фаррелла был в прошлом году «лучшим из лучших» - «Get Lucky» прокачал весь мир. Необычайно нежная песня с нотками грусти звучит и в фильме «Она» в исполнении Карен О. Респектуем обоим трекам, а Фарреллу пророчим «Оскара».
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ - «ОХОТА» (ДАНИЯ)
Номинанты: «Разомкнутый круг» («The Broken Circle Breakdown», Бельгия), «Охота» («Jagten», Дания), «Великая красота» («La grande bellezza», Италия), «Исчезнувшее изображение» («L’image manquante», Камбоджа), «Омар» («Omar», Палестина)
Даже если «Оскар» получит «Великая красота» Паоло Соррентино, уже успевшая собрать ворох кино-призов, я все равно отдаю голос за «Охоту» Томаса Винтерберга. Кино камерное, драматичное, сильное по эмоциям. Во многом благодаря исполнителю главной роли Мэдсу Миккельсену и, казалось бы, бытовой истории про то, как детские слова могут приносить ощутимый вред взрослым.
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ - «ВЕТЕР КРЕПЧАЕТ»
Номинанты: «Семейка Крудс», «Гадкий я 2», «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя», «Ветер крепчает», «Холодное сердце»
Судя по всему, прощальное высказывание великого аниматора Хаяо Миядзаки в мультипликации. «Ветер крепчает», как говорят критики, самый взрослый рисованный фильм из всего того, что делал Миядзаки за свою карьеру. При том, что в наличии все те же темы - любовь, мечты, реальность, небо, самолет, девушка… У Миядзаки есть «Оскар» за гениальных «Унесенных призраками». Хочется уповать на здравомыслие американской киноакадемии и на то, что последний мультфильм японского режиссера будет оценен ими по достоинству.
Амир КУРБАНОВ
Трансляция вручения 86-я церемония вручения премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа за 2013 год будет транслироваться ночью 3 марта 2014 года на Первом канале.