В издательстве "Отчина" подготовлена к печати новая книга арзамасского историка и краеведа, члена общества "Отчина" Андрея Потороева - "Арзамасские грезы. Мифы и реальность послевоенной эпохи". Она служит продолжением вышедшей к столетию Октябрьской революции книги "Арзамасский разлом" и хронологически охватывает период 1945-1964 гг. Напечатать книгу планируется до конца этого года. Ее тираж будет невелик - всего 100 экз. Издается книга методом народной подписки, то есть сбором средств с миру по нитке, ибо получить государственное финансирование для неангажированных исторических трудов теперь немыслимо. Ныне официальная наука, получив идеологические инструкции, взяла под козырек и с усердием выполняет казенные заказы. Конформизм и сервильность стали нормой. Курьез: один из именитых нижегородских историков даже отказал нам в рецензии на эту книгу под предлогом, что "она не краеведение, а публицистика". Справедливо ли это, читатель может судить сам. Книга А.В. Потороева - добросовестнейшее исследование, выполненное на строго документальной основе. Каждый факт подкреплен ссылкой на архивный или иной источник. Казалось бы, чего еще? Да, автор не просто вводит в научный и общественный оборот огромный, неведомый науке и широкому читателю пласт фактического материала. Он еще и выражает свое отношение к описываемым фактам и событиям, дает им оценки, выходит на обобщения и выводы, идущие в разрез с официальной пропагандой (язык не поворачивается сказать "наукой"). И это, конечно же, не изъян, а несомненное достоинство книги А.В. Потороева. Вспомним Карамзина и его "Историю государства российского". Разве нет в ней элемента публицистичности - личной позиции, оценок, выводов? Есть, и много. То же мы найдем и у многих других классиков отечественной, да и зарубежной, историографии. А.В. Потороев - достойный продолжатель традиций подлиной науки, добросовестной и неподкупной. Ниже публикуется ознакомительный фрагмент книги "Арзамасские грезы...", чтобы вероятный подписчик мог принять решение не вслепую, а предварительно составив о ней некоторое представление.
Станислав Смирнов, председатель общества "Отчина", лауреат премии "Карамзинский Крест"
А.В. Потороев
АРЗАМАССКИЕ ГРЁЗЫ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЭПОХИ
От автора
Эта книга служит продолжением рассказа об истории г. Арзамаса в советский период. В предыдущей - «Арзамасский разлом. Революция и террор в провинции» - повествование было доведено до конца 1941 г. Целью данного исследования стало описание социально-экономического и культурного развития города в первые послевоенные десятилетия. Официальные очерки советских агиток, описывавшие «неуклонный рост благосостояния граждан», социалистические стройки и промышленное развитие Арзамаса под чутким руководством городской партийной организации в послевоенные годы, не отражают реальной жизни граждан, обходят стороной те негативные явления и события, которые происходили в те годы. Мы постарались нарисовать без прикрас картину той действительности, в которой жили наши не столь далекие предки. Основой повествования стали архивные документы, находящиеся в общем пользовании. Любой, прочитавший эту книгу, может лично убедиться в правдивости информации, представленной в ней, используя ссылки на архивные источники - протоколы, решения, указы, постановления арзамасских властей.
Так что же мы знаем о послевоенных годах в СССР? Всем известно со школьной скамьи, что после Великой Отечественной войны наша страна переживала разруху, нищету, голод. Было приложено крайнее напряжение человеческих сил для восстановления страны от последствий гитлеровского нашествия. Целое десятилетие понадобилось народу, чтобы залечить раны войны. Но могло ли быть иначе? Нельзя ли было смягчить те тяготы жизни для советских граждан? Ведь мы - народ победитель. Из истории известно, что страны Европы и сама Германия, уже к началу 50-х гг. полностью восстали из руин и добились положительных успехов в благосостоянии своих граждан. Конечно, Западной Европе помогали США, реализуя план Маршалла, а Восточная Европа восстанавливалась на средства Советского Союза. Решая грандиозные геополитические планы, сталинское руководство больше заботилось о юных союзниках по социалистическому лагерю, чем о своих гражданах. И пока в Варшаве строились комфортабельные дома и кафе, наш народ жил в землянках, старых коммуналках, питался хлебом на треть из картофеля, донашивал заплатанную одежду. Справедливо ли это? По нашему мнению - нет. Благосостояние граждан, достойный уровень их жизни - важнее геополитических и стратегических планов, тем более, что все они рано или поздно терпят крах. Но дело, конечно, не только в ошибках партии и правительства.
Изучая жизнь арзамасцев в послевоенные годы, мы столкнулись с такой безрадостной картиной, которая напомнила годы разрухи эпохи военного коммунизма и гражданской войны. Но как же так? Арзамас не был под немецкой оккупацией, на город не упало ни одной бомбы, а между тем городское хозяйство представляло собой полный упадок и бардак. Среди руководителей предприятий прочно укоренилось казнокрадство, бесхозяйственность, равнодушное отношение к населению. Среди народа прижились грубость, хамство, бескультурье. Кто в этом был виноват? Уж конечно, не немцы и не война. Руководство города пыталось с этим бороться, но часто разводило в беспомощности руками. Казнокрадов и нерадивых директоров предприятий подвергали административным взысканиям, накладывали штрафы, выносили предупреждения и строгие выговоры. В крайнем случае снимали с работы. Но вот парадокс - через некоторое время эти лица вновь занимали ответственные посты, а под суд почти всегда шла «мелкая сошка, стрелочники». Как здесь не вспомнить пресловутое «кумовство» и круговую поруку! И не пугали таких «товарищей» ни суровые сталинские законы, ни лагеря, ни расстрелы. «Горбатого могила исправит» - гласит старинная народная мудрость.
Листая документы той эпохи, невольно приходишь к выводу, что половины послевоенных трудностей можно было избежать, если бы не «человеческий фактор», если бы уровень культуры населения не был столь низкий. Возьмем один простой пример: в годы войны в городе большой проблемой стали разбитые окна домов и хозяйственных учреждений. Колотили стёкла закрытого Воскресенского собора и Выездновской Смоленской церкви, выбивали стёкла в складах, пустующих зданиях. И это при том, что стекло было крайне дефицитным товаром. Кто хулиганил? Мальчишки-хулиганы, пьяные граждане, прочие личности, которых процесс социализации и культуры обошел стороной. В дореволюционной России такие случаи встречались, но нечасто, и выбитые стекла тут же заменялись новыми. В советское время пустые и черные глазницы оконных рам годами напоминали гражданам о той душевной пустоте и мраке, которые проникли в сердца многих наших соотечественников. К несчастью, увы…
И еще одно необходимое пояснение. После выхода в свет книги «Арзамасский разлом», мне пришлось слышать мнение некоторых престарелых людей о том, что жизнь в России после революции была несказанно лучше, чем в царское время, а описанные мною факты социалистической реалии не соответствуют действительности. Одна фанатично настроенная дама, занимавшая ранее «тёплый» пост в местных структурах власти, на презентации книги публично заявила: «Вы всё врёте в своей книге». Я не собираюсь переубеждать людей, которые желают провести остаток жизни в иллюзорных мифах, романтизирующих жизнь в СССР. Моей целью по-прежнему остается правдивое изложение исторических событий, основанных на достоверных и непререкаемых источниках. Историческую правду знать необходимо каждому, кто желает найти истину. Здесь же я хочу предложить читателю небольшую выдержку из мемуаров Н.С. Хрущева «Воспоминания. Время. Люди. Власть», написанных им после вынужденной отставки. Уже будучи на пенсии, насильно отстраненным от большой политики, Никита Сергеевич имел время поразмышлять о плюсах и минусах той социалистической реальности, в которой оказалась Россия после революции. Откровения бывшего лидера Коммунистической партии, верного «ленинца», одиозного политика, умного человека, подчас поражают своей прямотой и заставляют задуматься о многом. Вот, например, эти строки:
«…Не хочу противопоставлять условия жизни рабочих после революции и до нее. Я не нуждался в сравнении, хотя знал, что был обеспечен лучше в дореволюционное время, работая простым слесарем: зарабатывал 45 рублей при ценах на черный хлеб в 2 копейки, на белый - 4 копейки, фунт сала - 22 копейки, яйцо стоило копейку, ботинки, самые лучшие «Скороходовские» - до 7 рублей. Чего уж тут сравнивать? Когда я вел партработу в Москве, то и половины этого не имел, хотя занимал довольно высокое место в общественно-политической сфере. Другие люди были обеспечены еще хуже, чем я. Но мы смотрели в будущее, и наша фантазия в этом отношении не имела границ, она вдохновляла нас, звала вперед, на борьбу за переустройство жизни. То были благородные порывы, которым мы с увлечением отдавались целиком, почти не имея личной жизни…
Я женился молодым человеком, в 1914 году мне было двадцать лет. Как только женился, получил квартиру. Следовательно, при капиталистических условиях, когда я работал рядовым слесарем, хозяин удовлетворял квартирами. И мне было больно, что я, бывший рабочий, при капитализме имел лучшие жилищные условия, чем сейчас мои собратья. У меня тогда были спальня и кухня-столовая, помещение приличное, с деревянным полом и коридором, под ним погреб, куда складывались продукты. Каждая хозяйка занималась соленьями на зиму. В Донбассе существовал более богатый овощной ассортимент, чем тот, которым пользовались в пятидесятые годы в Москве. Кроме того, рядом с домом стоял сарайчик для угля и дров. Рабочие при желании могли держать в сараях корову, свинью, кур, и многие их имели. А теперь?
Мы не могли молодоженов удовлетворить не только отдельной квартирой, а и местами в общежитии. Куда же дальше?..»1.
Итак, Н.С. Хрущев в конце своего земного пути честно заявлял, что жизнь до революции была гораздо лучше и комфортнее, чем после неё. Он признавался, что основной причиной революции, была «фантазия» о построении «коммунистического рая» - «светлого будущего». Но по мнению бывшего Первого секретаря ЦК КПСС, и к началу 1970-х гг., советское общество не сумело достичь дореволюционного уровня жизни, социального обеспечения, порядка и комфорта для своих граждан. Это отражалось горечью в сердце Никиты Сергеевича, который искренне болел душой за свою Родину.
А.В. Потороев
___________
1
Hrushchev_Vospominaniya-Vremya-Lyudi-Vlast-Kniga-1.NPd42g.482709.fb2.
Люди не хотят слышать правду
потому, что боятся, что их иллюзии
могут быть разрушены.
Ф. Ницше
Или думай сам - или тот, кому приходится
думать за тебя, отнимет твою силу,
переделает все твои вкусы и привычки,
по-своему вышколит и выхолостит тебя.
Ф. Фицджеральд
Часть 1
АРЗАМАС В ПОСЛЕДНЕЕ СТАЛИНСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
Глава 1. 1944-1945 годы. О бардаке, картошке и лошадях
Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма,
которая выбила все стёкла, потушила все лампы?
Да её вовсе и не существует. Это вот что: если я,
вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну
у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха.
Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение,
мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать
Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха.
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.
Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» -
я смеюсь. (...). Клянусь вам, мне смешно! Это означает,
что каждый из них должен лупить себя по затылку!
И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации
и займётся чисткой сараев - прямым своим делом, -
разруха исчезнет сама собой.
М. Булгаков. Собачье сердце
Четвертый год войны выдался крайне тяжелым для арзамасцев. Победы на фронтах не улучшили уровень жизни населения, напротив, экономика города находилась в тяжелейшем кризисе. Конечно, это объясняется многими факторами. Например, демографической ситуацией. Горожан к 1 апреля 1944 г. насчитывалось 31 тысяча 280 человек. Из них рабочих и служащих 8 тысяч 471 человек. Трудоспособных граждан было 3 тысячи 484 человека. Из них мужчин всего 458 человек, остальные 3016 человек женщины. А из мизерного количества мужчин, старше 18 лет было всего 38 человек!1 Следовательно, основное население города составляли дети и старики. Остальные работали на износ.
Второй фактор, не менее важный - погода. Лето выдалось прохладным. Так, наивысшая средняя температура июня составила всего 23,5 ºС, июля - 22,2 ºС, августа - 20,6 ºС. При таком нежарком лете стояла страшная засуха. Последний хороший дождь прошел 1 июня, когда выпало 25,3 мм осадков, затем до 27 июня дождей практически не было, но в тот день количество осадков составило15, 9 мм. Следующий сильный дождь (16 мм) прошел только 30 июля! Ясно, что при таком неудачном лете, о хорошем урожае не приходилось говорить. Как мы увидим ниже, не было даже достаточно травы для подножного корма домашним животным. Это была настоящая беда.
Третий фактор - человеческий. Об этом поговорим подробнее. Порядка, в самом что ни на есть прямом смысле этого слова, в России послереволюционной не наблюдалось. Отсутствие его называли по-разному. Так, И. Солоневич именовал его «кабаком», а мы применим более мягкое слово - «бардак». Это явление было повсеместным и стало настолько привычным русско-советскому человеку, что прямо-таки срослось с его бытом и привычками, к сожалению, конечно; к счастью не у всех. И не нужно пытаться свалить этот «бардак» на войну. В Германии, к примеру, в том же 1944 году, когда ее территорию уже активно бомбили самолеты и наши, и союзнические, «ordnung» оставался неизменным. Уж так воспитаны, ничего не поделаешь. В чем же проявлялся наш, доморощенный бардак, покажем ниже.
Пример первый. Железнодорожный вокзал станции Арзамас II. Цитируем по протоколу исполкома горсовета от 11 января 1944 г.: «Дисциплина труда расшатана, были два случая суда, три случая хищений багажа. Плохо работает справочное бюро… Начальник вокзала часто отсутствует… Бывают частые проблемы с кипятком (в скобках скажем: не с буфетом или рестораном, которых не было, а с кипятком!!!). Вокзал и платформа находятся в антисанитарном состоянии, деревья обломаны, обглоданы козами…»2. В чем причина подобных явлений? Нельзя вычистить уборные и убирать мусор за собой? Вопрос риторический.
Пример второй. Цитируем по протоколу исполкома горсовета от 14 ноября 1944 г.: «Городская баня к зиме не готова. Окна не застеклены, уборная не работает, краны текут… Все предприятия городского коммунального треста доведены до крайнего упадка, предприятия работают с перебоями… Городская электростанция больше года пользовалась давальческой энергией почтового ящика (видимо предназначенной для воинской части, - прим. автора), отражалась же коммунальным трестом в отчетности перед областным центром как собственная, следовательно, допускалось очковтирательство… Обоз за весну и лето 1944 г. почти выведен из строя: из 24 лошадей пали от истощения 10 и 2 жеребенка… Остальные лошади имеют полурабочее состояние… Подсобное хозяйство нерентабельно, хотя земельный массив у комтреста один из лучших. Так, с пяти гектар получили картофеля всего 10 тонн, а проса сняли всего 2 тонны…»3. Документ представляет картину полного расстройства городского хозяйства. И причина опять та же - бардак. За бесхозяйственность и бездействие управляющий комтрестом т. Пуплков был снят с работы. Но это проблем, конечно, не решило, как мы увидим ниже.
В 1944 г. в Арзамасе насчитывалось 37 учреждений и предприятий с количеством работающих - 971 человек. В конце года из них было мобилизовано в армию 288 человек. Неработающее городское население с 1943 г. привлекалось к трудовой повинности по заготовке дров на нужды города. Норма выработки определялась в 300 кубометров на человека4. Цифра высокая, а люди были истощены до крайней степени. Чем же питались арзамасцы в эти годы? Основу пищи составлял картофель. Та самая культура, которая до революции пренебрегалась населением. Но мы помним (из предыдущей книги «Арзамасский разлом»), что именно картошка спасла от голодной смерти арзамасцев в дни «военного коммунизма» и террора гражданской войны. Благо, что эта культура оказалась совсем неприхотлива для выращивания. Ей не требовалась какая-то особая обработка или уход. Колорадского жука, этой головной боли наших современников, тогда в России не было и в помине. Нужен был только дождь и то нечасто. К счастью, картошки арзамасцам хватало. Как же обстояло дело с общественным питанием (общепитом) в Арзамасе?
Из доклада на заседании исполкома горсовета от 17 января 1944 г.: «Состояние общественного питания неудовлетворительное. Произведенный частичный ремонт в столовых некачественный. Запаса дров нет. Столовые не отапливаются. Не хватает тарелок и вилок. Меню однообразное. Столовая № 4 совершенно не оборудована мебелью…»5.
В 1943 г. Арзамасский хлебозавод работал плохо (как и до войны). План заводом был выполнен на 85 %. Хлеб выпекался с примесью картофеля на 30-40 %. Санитарное состояние завода плохое. Начальник завода т. Каширин получил строгое предупреждение за систематические перебои в работе хлебокомбината. В январе 1944 г. на завод для выпечки хлеба было доставлено 215,4 т муки и 84,8 т картофеля.6 Давайте рассчитаем норму хлеба на одного арзамасца в январе 1944 г.: 300 тонн хлеба (215,4 + 84,8) делим на 31 тыс. 280 человек горожан. Получаем 9,5 кг хлеба в месяц на человека. 306 грамм в день на человека! Не забудем, что хлеб низкого качества, и отоваривался он по карточкам. Но из-за того, что в январе хлеб в городе не выпекался из-за отсутствия транспорта, хлебные карточки были отоварены лишь в феврале.7 В марте 1944 г. из колхозов района массово вывозился картофель в город для хлебопечения и взамен снабжения мукой.8 Но колхозы рассчитались с городом продуктами еще осенью 1944 г., следовательно, этот картофель реквизировался из запасов семян и личных продуктов колхозников. Ситуация напоминает эпоху «военного коммунизма». Только тогда всё списывали на «кулаков и врагов народа», а теперь на «тяготы войны».
Несмотря на принятые меры, продовольственный вопрос в городе стоял очень остро. Из доклада начальника эвакогоспиталя т. Докучаевой, июнь 1944 г.: «…Питание больных однообразное: капуста и гороховая мука. Молочных продуктов выдается мало и с перебоями. Белый хлеб только слабым больным. Посуды не хватает. Перевязочными материалами госпиталь снабжен плохо, перебои с дровами, с электричеством, и из-за этого не работает ни один физиотерапевтический кабинет. Требуется ремонт. Дисциплина слабая: медсестры грубо относятся к больным, а те самовольно покидают госпиталь и не возвращаются в положенный срок вечером…»9.
В ноябре ситуация со снабжением не изменилась. За октябрь мясо и крупа отоваривались в ноябре. Причем крупа заменялась картофелем.
Страдали и учителя. Снабжение продуктами также, как и у всех - плохое. Совсем не было керосина и мыла. Не хватало дров, не обеспечивалась починка обуви.10 Осенью 1944 г. детские сады к зиме готовы не были: дрова не заготовлены, продукты выдавались с большим опозданием. Нет посуды, нет кроваток, нет белья. Ремонт зданий проведен, но не полностью.11
Очень хорошо вписывался в общую картину хаоса и разрухи городской театр (доклад на заседании исполкома горсовета от 11 ноября 1944 г.): «В период летнего сезона театр работал исключительно плохо. Из запланированных 252 постановок дали всего 72. Доходная часть выполнена неудовлетворительно, четвертая часть доходов получена за счет гуляний в саду и танцев. К работе в зимних условиях театр не готов: дров не завезено ни одного кубометра, зрительный зал не оборудован - нет стульев, плохо с бутафорией, кадры не укомплектованы…»12. Понятно, что перебои с дровами были объективные: их некому было готовить. Неработающее население города, подлежащее трудовой повинности, было численно мало. Основную часть составляли дети до 16 лет и глубокие старики. Личных лошадей в городе практически не было. Так что дрова приходилось возить на себе. Понятна неукомплектованность кадров - мужчины все на войне, да и женщины тоже. Непонятно, куда девались стулья (кстати из столовой № 4) и бутафория. Неужели растащили? Или сожгли вместо дров? Или просто сломали из хулиганских побуждений? Вероятно, что верно всё перечисленное.
Вообще, хулиганские выходки регулярно совершались подростками-беспризорниками, о чем неоднократно докладывал исполком горсовета.13 Также, в феврале 1944 г. участились случаи хищения телефонно-телеграфных и радиопроводов. В Арзамасе таких случаев насчитывалось 15. На провода бросали посторонние вещи, портили телефоны (14). Помните, подобная ситуация наблюдалась в городе в 1918 г., но тогда в этом обвинили попов и купцов-контрреволюционеров и некоторых расстреляли. Кто же портил провода теперь и с какой целью? Шпионы-диверсанты или мальчишки-беспризорники? Кстати, за подобные хулиганские выходки исполком предлагал виновных штрафовать на 100 рублей, отправлять на исправительные работы, а особо злостных хулиганов привлекать к уголовной ответственности.
Вернемся к лошадям. Это была основная тягловая сила в годы войны и первые годы после нее. Тракторов практически не было: те, что были в МТС за военное лихолетье пришли в негодность (запчастей было не достать), а новых тракторов промышленность не выпускала. Тракторные заводы перестроились на изготовление военной бронетехники. А колхозные лошади почти все были демобилизованы на фронт. В конце войны правительство настаивало на том, чтобы колхозники выращивали жеребят, регулярно устраивали случки лошадей. Но животные были истощены, жеребята часто погибали от недостатка корма. Сохранился документ от 3 января 1946 г., в котором Арзамасский исполком просит Горьковский облсовет выделить двух лошадей для Арзамасской швейной артели «Красный Октябрь». В записке описан доблестный труд рабочих, частое перевыполнение спецзаказов, но неимение возможности регулярной отправки готовой продукции и подвоза сырья из-за отсутствия транспорта.14 Как видим, свободных тягловых животных ни в городе, ни в районе не было, приходилось с такой пустяковой просьбой обращаться в областной центр! Сложно представить, в какие нечеловеческие условия были поставлены наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки: пахать на себе, грузы перевозить тоже на себе. На завод, на поле, в соседний населенный пункт - пешком. И всё это в полуголодном, а то и в голодном состоянии. Поистине, велик подвиг тружеников тыла в военные и послевоенные годы!
В конце 1944 г. городская комиссия по учету численности скота у населения составила отчет о своей деятельности. По нему видно, что на 1 января 1945 г. в Арзамасе насчитывалось 2028 хозяйств рабочих и служащих. Всего в них находилось: 3 быка, 632 коровы, 193 свиньи, 123 овцы, 1633 козы и всего 3 лошади с одним жеребенком. В ходе проверки выяснилось, что сверх учтенных лошадей, у граждан Норнова и Брейнера появилось по одному дефицитному животному. 11 января 1945 г. исполком постановил выяснить, есть ли на коней документы, и в таком случае обложить их подоходным налогом начиная с 1944 года. Если же документов нет, то лошадей изъять как бесхозных.15 Вот такие «лошадиные страсти»!
Всего по Арзамасу на начало 1945 г. в различных организациях (колхоз «Красногвардеец», государственные хозяйства, кооперативные хозяйства, скотобаза, личное подворье) числилось: 18 быков, 699 коров, 670 свиней, 405 овец, 1647 коз и 206 лошадей (из них рабочих 178)16. Исходя из сопоставления этих данных, видно, что большая часть коров и коз были в индивидуальном пользовании, а вот лошади почти исключительно являлись собственностью организаций.
В 1945 г., как и годом ранее, большую обеспокоенность властей города вызывала работа хлебокомбината. Сам хлебозавод размещался в здании закрытой Христорождественской церкви, а одна из пекарен занимала церковь Рождества Пресвятой Богородицы в бывшем Спасском монастыре. В феврале исполком констатировал, что завод срывал график выпечки хлеба. Горожане вынуждены бегать из магазинов, к которым они были прикреплены, на хлебозавод и выяснять, когда будет продажа хлеба. В некоторых магазинах его начинали отпускать в 15-17 часов дня, так что очереди стояли до 10-11 часов вечера. Вопреки решению исполкома от 28 декабря 1944 г. о недопустимости продажи теплого хлеба (почему??? - прим. автора), хлебозавод продолжал выдавать его в горячем виде.17
10 мая 1945 г. протокол заседания горисполкома гласил: «Работа хлебокомбината и его пекарен продолжает быть неудовлетворительной. Завод находится в антисанитарном состоянии (свиньи ходят в пекарне), трудовая дисциплина расшатана…Частые перебои со снабжением населения хлебом не изживаются. Перспектив на лучшую работу хлебзавода нет…». На этом основании директор предприятия т. Каширин был уволен с занимаемой должности.18
В то же время потеряли свои должности директор городского театра и парка Волков И.Ф. со своим заместителем Анисовым. Они сорвали открытие парка, намеченное на 15 мая. Ремонт фасада здания не был начат. Заборы, скамьи, киоски, мебель не отремонтированы.19 Прежний арзамасский парк находился в конце ул. Маркса, там, где сейчас выставочный зал и мини парк Победы.
В 1945 г. резко возросло количество венерических заболеваний по городу. Вендиспансер, между тем, требовал капитального ремонта. Не хватало мебели, посуды, одежды. Стационар не мог вместить всех желающих подлечить свое здоровье, подпорченное на любовном фронте. Исполком постановил не реже раза в месяц проводить работу с населением по профилактике срамных заболеваний.20 Двумя годами позже, в ноябре 1947 г., в ходе ревизии вендиспансера выяснились случаи хищения социалистической собственности и другие серьезные правонарушения руководства больницы. За «преступно-халатную» деятельность счетовода Нефедьева и завхоза Еремина уволили с работы и передали материал о хищениях в следственные органы.21
Подобная картина бардака, хищений, разгильдяйства и т.п. среди руководящих работников города наблюдалась на всем протяжении 40-х гг. Об этом читатель узнает в следующих главах нашего повествования.
____________
1 Государственный архив Нижегородской области, г. Арзамас (далее ГАНО, г. Арзамас). Ф. Р-2907. Оп. 1. Д. 1. Л. 15, 15 об.
2 ГАНО, г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 2. Д. 97. Л.4.
3 Там же. Л. 389.
4 Там же. Л. 7.
5 Там же. Л. 18.
6 Там же. Л. 38.
7 Там же. Л. 57.
8 Там же. Л. 173.
9 Там же. Л. 325.
10 Там же. Л. 14-15.
11 Там же. Л. 401.
12 Там же. Л. 384.
13 Там же. Л. 20.
14 ГАНО, г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 2. Д. 107. Л. 2.
15 ГАНО, г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 5. Д. 17 Л. 5.
16 Там же. Л. 9.
17 Там же. Л. 24.
18 Там же. Л. 85 об.-86.
19 Там же. Л. 21.
20 Там же. Л. 104.
21 ГАНО, г. Арзамас. Ф. Р-322. Оп. 5. Д. 19. Л. 265.