При составлении росписей по итогам различных смотров, авторы документа часто сами принимали решение, какую именно информацию включать в текст. Поэтому в однотипных документах набор информации может сильно отличаться.
Так в разборной книге Коротоякского служилого города 1680 года, составители не просто упомянули казённые кафтаны, которые были выданы служилым людям, но и в большинстве случаев методично указали их цвет.
Кафтан являлся частью казённого имущества, наряду с вооружением или защитным снаряжением, поэтому подлежал учёту. Сразу отметим, что выдавался он не слишком часто. Всего в документе он указан у 112 человек (рейтар и солдат), хотя самих их было более шестисот.
Кафтаны у солдат (полк Елизария Кро) по цветам распределились следующим образом:
Красный - 45 ед.
Чёрный - 10 ед.
Вишнёвый - 6 ед.
Тёмно-вишнёвый - 5 ед.
Лазоревый - 5 ед.
Малиновый - 1 ед.
Кирпичный - 1 ед.
У рейтар (полк Александра Цея) разнообразия было побольше. Следует оговориться, что данных по 25 строевым рейтарам в документе нет, так как его начало не сохранилось. Поэтому в текст вошли только рейтары, которые, в связи с потерей лошадей, были переведены в солдаты, существенно разнообразив палитру их кафтанов.
Белый - 12 ед.
Лазоревый - 7 ед.
Песочный - 6 ед.
Темно-зелёный - 3 ед.
Вишневый - 2 ед.
Кирпичный - 1 ед.
Осиновый (?) - 1 ед.
Конечно делать выводы по одному документу, мягко скажем, не стоит. Но можно высказать осторожные предположения. При выдаче кафтанов солдатам, командование старалось добиться некой унификации. Большинство кафтанов красного цвета, его оттенков или близких к нему цветов (вишнёвый, тёмно-вишнёвый, малиновый). Появление же чёрных и лазоревых кафтанов у солдат связано с переводом в солдаты из рейтар в прежние годы.
В рейтарский же полк кафтаны выдавались бессистемно. Впрочем, не исключено, что они должны были быть не красного цвета или близких к красному.
Подобные росписи, ставят ещё один интересный вопрос. На сегодня утвердилось мнение, что московские стрелецкие приказы кафтаны одного цвета, которого придерживались на протяжении десятилетий. Однако это, вроде бы доказанное утверждение, основано на довольно зыбких основаниях: единицах сводных документов и иконографических источников.
А вот действительно неопровержимым источником может быть именно подобные разборной книге документы, где чётко указаны цвета кафтанов отдельных стрельцов. По стрельцам таких документов либо нет либо они не введены в научный оборот. И это позволяет считать, что наличие единого цвета кафтана у каждого стрелецкого приказа пока является лишь предположением.
P.S. Картинка прикреплена просто для красоты
Материал для группы «
Разрядный приказ. Военная история XVI-XVII столетий».