При упоминании русских рейтар XVII века первым делом возникает образ красивого всадника в добротном кафтане и епанче из под которой проглядывает кираса. Голову украшает рейтарский шлем с плюмажем а на вооружении целый арсенал из карабина, пистолетов в ольстрах и сабли. Такими они предстают на картинах да и современные реконструкторы дополняют этот образ своим роскошным убранством.
Однако такие красавцы были далеко не везде и не всегда. Скорее всего и среди шести первых рейтарских полков-«тысяч» после 1654 года было не так уж много эффектных всадников. Но хотя бы со снаряжение у них не должно было быть все нормально.
Но кроме московских рейтар, которых можно отнести к своеобразной «гвардии» в составе русской армии постепенно росло число рядовых провинциальных рейтарских частей.
Одними из первых были созданы рейтарские полки в составе Белгородского разрядного полка. Набранные из помещиков-однодворцев, испомещённых в уездах Белгородской черты, они активно служили на протяжении русско-польской войны 1654-67 гг., затем принимали участие в постоянных походах на Левобережную и Правобережную Украину и боях с турками во время Чигиринских походов 1677-78 гг.
В 1680 году в России проводился масштабный общегосударственный смотр русской армии. Дворянские корпорации «разбирались» традиционно в своих городах, с составлением разборных книг (ранее эту рол играли десятни). В них тщательно заносилась информация о «конности, людности и оружности» служилых людей, в том числе и записанных в полки нового строя.
Рассмотрим положение белгородских рейтар на примере служилых людей Алешни и Вольного. В рейтарские полки были записаны 32 детей боярских из Алешни и 40 - из Хотмыжска. В основном они были записаны в полк П. Рыдора (только 5 алешенцов служили севскими рейтарами из полка А. Деева).
Начнём с вооружения. Часть оружия выдавалась рейтарам из казны, часть служилые люди приобретали за свой счёт. Классическим комплектом вооружения, как известно, являлись карабин и пара пистолей, дополненных саблей. Карабин действительно имело большинство служилых людей (40 человек), но вот полным комплектом огнестрела владели лишь 25 дворян. Иногда на вооружении был только карабин. Только 1-2 пистолетами (как правило тоже казёнными) были вооружены 30 рейтар.
При отсутствии или утери или порче оружия, служилые люди пытались восполнить его за свой счёт и здесь разнообразие вооружения было большим. На страницах документа трижды упомянуты пищали винтовальные, дважды просто пищали и самое интересное, что 5 раз упомянут ... саадак. Образ рейтара с саадаком выглядит довольно необычно, тем не менее, как видно, это были далеко не единичные случае. Самый экзотический комплект вооружения встречаем у алешинца Петра Семенова сына Ефимова: «А ружья у него своего пищаль винтовальная да сабля, а государева ружья пара пистолей, а корабина и лат и шишаков ему не дано, у него ж саадак». Кстати сабля у служилых людей всегда указана как «своя».
Гораздо хуже обстояло дело с защитным снаряжением. У 41 рейтара «лат и шишака» не было вообще. При это они именно в основном не были выданы, так как случай утери доспехов отмечен особо. Нехватка казённого снаряжения вынуждала командование выдавать один комплект рейтарского снаряжения на несколько человек. Так, к примеру, сыну боярскому из Вольного Тарасу Остафьеву сын Марьенкову «латы и шишак даны ему с товарыщи восьмерым человеком и ныне в целости».
Всего же персонально рейтарам защитное снаряжение было выдано в 9 случаях, «на двоих» получили 9 человек, «на четверых» - 12 человек и уже упомянутый выше сын боярских получил комплект «на восьмерых».
Главное проблемой была нехватка коней. Рейтары выступали в поход на своих лошадях и её потеря автоматически переводила их в солдатские полки. В качестве иллюстрации приведём информацию о вольновце Романе Алексееве сыне Обросимове. «В скаске ево написано: служил рейтарскую службу со 183-го году из детей боярских... А ружья у нево государева корабин да пара пистолей, а лат и шишака не дано. А во 185-м и во 186-м и во 187-м годех в дву Чигиринских походех был, а к смотру к отпуску на Днепре лошадь утонула ... А с рейтарскую службу ево не будет и ему быть в салдатех ... А ружье у нево государева корабин да пистоль принято». Таких переведённых в солдаты бесконных рейтар оказалась 31 человек из 72.
О. Фёдоров. Рейтарский подпрапорщик со знаменем рейтарской роты в 1680 г. Опубликовано: журнал "Цейхгауз" № 16 4/2001 г. Рисунок-реконструкция к статье А. Малова "Знамена полков нового стро
Кстати на знаменитом рисунке-реконструкции О. Федорова изображён очень типичный пример белгородского рейтара: без лат и шишака, с одним или двумя пистолетами и саблей.
В заключении приведём сводную информацию о «движении» казённого оружия и доспехов по итогам смотра:
«В Хотмышском у копейщиков и у рейтар которые копейщики написаны в рейтары и в салдаты, а рейтары в салдаты государево ружье и латы и шишаки у ково взято...
Всего взято ружья по 6 пары пистолей, 2 коробина, 4 лат 4 шишаков и то ружье послано в Куреск во боярину и воеводам ко князю Петру Ивановичу Хованскому с товарыщи...
На Волном у рейтар которые по разбору написаны в салдаты и в городовую службу и у отставных государево ружье и кафтан взято ... Всего взято ружья 13 пар пистолей, 17 карабинов, 4 латы, 4 шишака.
Ис того числа роздано того ж ружья волновцом рейтаром, которым преж сего не давано ... Всего роздано ружья,пистолей по 4 пары, 3 карабина, 4 латы и 4 шишака. А в остатке того ружья по 9 пары пистолей, 14 карабинов, кофтан. И то остаточное ружье послано в Куреск к боярину и воеводе ко князю Петру Ивановичю Хованскому с товарыщи».
Источник: РГАДА. Книги Белгородского полка. № 111
Материал создан для группы ВКонтакте
«Разрядный приказ. Военная история XV-XVII вв.»