Для тех кто занимается военной историей очевидно, что уже в конце XV столетия в русской армии существовал аналог современного штаба. Однако на сегодня известно не так много примеров работы таких «штабов» по планированию тактических действий руководимых ими войск.
Тем ценнее немногочисленные свидетельства, где работа "штаба" хорошо видна. Одним из таких примеров является операция по снабжению русского гарнизона крепости Белая весной 1618 года.
В начале 1618 года наступавшая на Москву армия польско-литовского королевича Владислава Вазы была остановлена в районе Можайска, где на их пути встала армия под командованием боярина Б.М. Лыкова. Зимой 1617-18 года обе стороны активно подтягивали силы, готовясь к продолжению боёв.
Контроль над крепостью Белая играл важное значение в этом противостоянии. Находясь почти в тылу у наступающих к Москве польско-литовских войск, крепость представляла большую угрозу коммуникациям вражеской армии. Воеводой в городе был энергичный кн. Б.А. Хилков. Он не ограничивался сидением под защитой крепостных стен, а проводил вылазки даже на литовскую территорию (благо до нее было не так далеко).
Однако снабжение изолированной крепости представляло проблему. Масштабная попытка укрепить Белую была предпринята в марте 1618 года. И вот здесь отлично проявил себя "штаб", который чётко спланировал операцию.
Для сопровождения обоза с продовольствием ("хлебные запасы и соль") из Твери и Москвы был направлен кн. Ф.А. Елецкой. У него под началом был сравнительно небольшой отряд из дворян и стрельцов. Понимая, что для защиты обоза от литовских сил их явно недостаточно, ему на помощь был отправлен сводный конный отряд ("выбрав с головами тысечу людей добрых") из армии Д.М. Черкасского, расположенной в Волоке.
Большой обоз должны были везти на санях по зимнему пути. Но был предусмотрен вариант, когда использование саней было невозможным. В этом случае максимально возможную часть продовольствия нужно было везти «на лошадех верхи на хомутинах, а класти на лошеди смотря по тамошнему делу, как мочно лошеди вести, а хомутины у них готовы, что впряжены были в сани».
После доставки припасов Елецкому было приказано не задерживаться в крепости и скорее возвращаться в русский лагерь, чтобы его собственные воины не использовали продукты предназначавшиеся гарнизону. Отдельно оговаривалось требование сопроводить пехоту до Ржевы, где она на судах по Волге возвращалась в Тверь, а конница своим ходом соединялась с главными силами армии в Волоке.
Серьезным препятствием на пути был польско-литовский гарнизон Погорелого Городища, лежавшего неподалеку от маршрута следования обоза с конвоем. Для предупреждения их вылазки под Погорелое Городище из армии кн. Б.М. Лыкова и Д.М. Черкасского были посланы сводные отряды (по 1000 человек) под общим командованием В.А. Ахамашукова-Черкасского. Они должны были осадить крепость, заблокировав интервентов «чтобы они за хлебными запасами не пошли».
О проведении этой операции на сегодня данных нет и насколько столь тщательное планирование способствовало успеху операции ещё предстоит выяснить.
Источник: Книги разрядные … Т. 1, СПб, 1853, стлб. 458-471
Материал для группы Вконтакте
«Россия в XVI и XVII столетиях»