Навальный наконец-то дотянулся до главы московского Департамента транспорта Максима Станиславовича Ликсутова. Например,
тут и
тут. Разоблачил очередного чиновника с бизнесом. Давайте дружно прокричим Алексею "Ура!"
Не буду. Вот не буду - и всё. Скорее я очень разочарован. А дело вот в чём. Ликсутов, явно имеющий поддержку у Собянина, затеял ряд реформ, которые были необходимы ещё лет десять назад. До недавнего времени транспортной политикой в Москве занимались слабо. Дороги строили, да. Во имя победы над пробками убили красивейший Ленинградский проспект, проспект Мира. Пробки не ушли, зато стали шире, а гулять вдоль этих проспектов совершенно не хочется. Транспортная ситуация в городе только ухудшалась. Лужков эти авгиевы конюшни не разгребал. Ну да, метро строили, автобусы новые закупали, но системного подхода не было. Несмотря на развёрнутое дорожное строительство, пробки никуда не исчезли, а только росли.
И тут в городе меняется власть. Приходит мэр Собянин, а затем главой Дептранса становится Ликсутов. Нужны перемены! Нужно разбираться с транспортом, "побеждать пробки". А дальне у меня возникло ощущение, что Максим Станиславович стал совершать действия, как будто бы он читает учебник. В центральном планировочном районе надо регулировать парковочное пространство. Самый простой механизм для начала - платные парковки. Проработать и внедрить! Одна проблема - нет универсального рецепта, работающего в любом городе, всегда есть свои особенности. К тому же в учебниках не пишут, что надо общаться с людьми, объяснять смысл своих реформ. Вот это и была ошибка Ликсутова. Дальше: надо популяризовать велосипед. Открывается велопрокат, рисуются велодорожки. Это хорошо, но, на мой взгляд, не приоритет. Начинается создание пешеходных зон - и вот мы видим гуляющих по ним даже зимой людей, кафе и рестораны - битком, ходить пешком стало комфортнее - вот люди и стали гулять по таким улицам и посещать общественные места. Что там дальше? Ага, выделенные полосы. Сначала их рисовали как-то бессистемно, непонятно где. Необходимую "выделенку" на Каширке открыли только в конце 2013 года, но зато рисовали их на Волоколамке, Звенигородке. Именно рисовали, не ставили делинеаторы, выделенки были в правом ряду, зоны разгона-торможения на них мешали движению общественного транспорта (апофеоз можно увидеть в Санкт-Петербурге на Невском проспекте). Сейчас в Москве обрабатывается транспортная модель города, в этом году обещают пересмотр маршрутов наземного общественного транспорта. Идёт работа!
Параллельно шла реконструкция вылетных магистралей. Не сказал бы, что она шла с учётом общественного транспорта. Во всяком случае, расположение выделенных полос по оси дороги предусмотрено явно не было. А когда я увидел проект организации движения на повороте с Каширского шоссе на улицу Борисовские пруды, я схватился за голову и в одном из постов в комментариях сказал: "Вы же там движение общественного транспорта убьёте и машинам хуже сделаете, у вас половина Каширки будет уходить направо и перекроет проезд автобусам!" На что мало кто из комментаторов отреагировал. Я оказался прав - о чём мне и рассказали местные жители. Уже потом Пробок.Нет стал
предлагать вернуть там левый поворот. Раз уж мне было понятно, что там будет твориться, почему профессионалы не забраковали ПОД?
Застройку Подмосковья тем временем никто не останавливал. Пипл продолжал хавать квартиры в "коробках в чистом поле". Нагрузка на Москву увеличивалась и продолжает увеличиваться. Шквал критики,
вбросы в интернете, подогревание ненависти народных масс в офлайне (Максим, где Вы были, когда надо было настраивать жителей ЦАО за платную парковку?) - вот с чем столкнулся глава Дептранса. Человек, действовавший активно и побуждавший к действиям власть, человек, проявляющий инициативу, столкнулся со стеной возмущения. Не очень большой, но всё же. Параллельно начались нападки на Каца и Варламова, обвинения в продажности. Кстати, вот интересно: Кац и Варламов - богатые люди, но их обвиняют в проплаченности Дептрансом. Зато таких ненавистников Ликсутова как Шульца-Евсина, место работы которого неизвестно, и
безработного Шкумтова считают "пишущими за идею".
Знаете, с чем у меня ассоциируется выпад Навального в этот раз? С выступлениями толпы против инициативных людей. Уверен, Ликсутов не безгрешен. Но проводимые им реформы - это то, что как-то могло влиять на ситуацию. Это тот случай, когда надо было что-то делать, а не отсиживаться за стеной. Он действовал не безошибочно, он пытался найти выход из ситуации, нащупать правильные решения. О каком конфликте интересов говорит Навальный? О том, что Ликсутов связан с транспортом? Так это говорит о том, что он знаком с проблемой не понаслышке. Что, лучше главой Дептранса посадить агронома, чтобы "конфликта интересов" не было? К слову, Трансмашхолдинг
проиграл тендер на поставку трамваев в саму Москву (в пользу УВЗ+PESA) и, возможно, проиграет и
тендер на поставку трамваев в Санкт-Петербург (где "Трамрус", СП "Трансмашхолдинга" и Alstom, строит завод) в пользу украинской компании "Электрон", представленной компанией "ТрансМашГрупп", производство которой расположено во Владимире, не имеющем трамвайной системы вообще. Где тут "проталкивание" "своих" Citadis?
Я по жизни сталкивался с ситуациями, когда при проявлении инициативы толпа начинает закидывать помидорами. Всегда найдётся пара провокаторов, которые заводят толпу, настраивают её против инициативного человека. Даже
голосование в ЖЖ Каца на тему отставки Максима Станиславовича, где публика лояльна к политике Дептранса, показывает: людям важнее скандалы-интриги-расследования и состояние Ликсутова, а не его дела на посту. И это грустно. Потому что инициатору уже не хочется ничего делать для такой толпы. Хочется бежать и закрыться от неё. После чего налепят ещё ярлык "Трус". И неважно, что потом станет понятно, что инициатор был прав, а провокаторы только играли на публику.
Вот скажите: Вы - обеспеченный человек. Зарплаты чиновников ниже Вашей. Променяете ли Вы Вашу комфортную и обеспеченную жизнь на место, где Вас заплюют при первой же возможности? Навряд ли. Так откуда тогда взяться большому количеству инициативных и активных людей среди чиновников, если гораздо проще быть просто исполнителем, подписывать бумажки и передавать дальше, работать по принципу "лишь бы чего не случилось"?
Повторюсь: я не хочу оправдывать Ликсутова, ведь все мы не безгрешны, все мы ошибаемся. У всех в биографии одни красивые страницы? Но я смотрю на его дела. Да что я - вся страна смотрит на эксперименты и реформы, проводимые в Москве по транспортной части. И на основании их итогов будут думать о том, что делать дальше. Может быть, Навальный, который ездит на автомобиле, против платных парковок? Всякое может быть. Дебаты с другими кандидатами в мэры Москвы в прошлом году показали, что решения транспортных проблем нет ни у кого из них.
Представим себе на минуту, что Ликсутова всё-таки уволили. Что будет делать его преемник? Откатываться к бесплатной парковке? Демаркировать выделенные полосы? Это бесперспективно. Мировой опыт и транспортная наука показывают необходимость таких мер в крупных густонаселённых городах. Бесполезно с этим спорить. Вы же не будете спорить с законом всемирного тяготения? Значит, если надо решить транспортные проблемы Москвы, преемнику Максима Станиславовича придётся действовать в том же направлении. А это снова критика, недовольные голоса. Может быть, нам в Питере такой транспортный руководитель нужен? У нас как раз застой, нужна активность, развитие трамвайной сети жизненно необходимо, как и обновление всего наземного подвижного состава, и постепенный уход от маршруток. Может быть, Ликсутов устроит нам "Стромынку" на Большом Сампсониевском проспекте, вернёт рельсы у Московского вокзала, потребует эвакуации машин с пешеходных зон и наконец-то сделает
часть Большой Морской улицы пешеходной?
Антон Буслов высказался в похожем стиле.
Почитайте.
Впрочем, пока я всё это пишу, выясняется, что
референдума по платным парковкам в Москве не будет. Значит, подписи собрать не успели. Но об этом подробнее я напишу в следующий раз.