Совершенно случайно (по картинке с книгой) я нашла
поразильную работу ученицы 3 класса о чтении. Меня поразил ее взрослый подход к проблеме чтения и выводы, которые она сделала в результате эксперимента. Возможно и вам покажется это интересным, особенно тем, у кого дети - школьники. По себе могу сказать, что читать стала меньше, ошибок делаю больше (порой просто смешные), про пересказ вообще молчу.
Добрый день! Меня зовут Ерофеева Екатерина, я ученица 3 класса Васильевской НОШ.
Актуальность:Я учусь в нашей школе 3 год и заметила, что за это время мои одноклассники не научились выразительно читать тексты и стихотворения, они не могут передать содержание текста, многие ребята плохо читают, а домашнее задание даже могут читать по слогам, с ошибками и так, что даже не интересно слушать. У нас в классе есть разные книги, журналы, энциклопедии, справочники, словари, но ребятам не интересно их брать и читать. Я думаю, что тема моей работы актуальна и значима для нашего класса, потому что при выполнении комплексных работ у нас низкие результаты.
Проблема.
Я задумалась, читать надо от этого зависят наши успехи или неудачи в школе. Для этого есть разнообразная интересная литература в классе. Почему мои одноклассники не любят читать книги? Как сделать так, чтобы все стали читать больше и лучше? Кто может нам в этом помочь? Решила понаблюдать, поэкспериментировать и сделать выводы.
Цель моего исследования: Исследовать, почему не любят читать книги мои одноклассники?
Основные задачи для достижения моей цели:
· Провести опрос одноклассников, и наших родителей; сравнить полученные результаты;
· Сделать соответствующие выводы, провести эксперимент, представить результаты одноклассникам и родителям на родительском собрании;
· Представить результат своей работы вам;
Методы решения основных задач:
· Сбор информации, проведение эксперимента;
· Обсуждение с одноклассниками в школе, наблюдение за результатами,составление таблиц данных, сравнение;
· Нахождение интересных фактов, проведение разных мероприятий для заинтересованности одноклассников;
· Анализ информации и формулирование выводов.
В нашем классе всего 5 человек. Из них 4 человека имеют дефект речи. Я заметила, что когда мы пишем диктанты, сочинения или выполняем комплексные работы, то все допускают много ошибок, получают плохие оценки и многим не хватает времени для выполнения заданий. Ирина Александровна говорит, что всё зависит от чтения. Надо больше читать. Вот я и задумалась, а ведь у нас в классе много разных книг. Понаблюдаю, как часто одноклассники их берут читать.
Вот что у меня получилось:
№
Ф.И.ученика
Сколько раз за учебную неделю интересовался книгами
Читал или просматривал картинки
Какая литература
1
Ерофеев Данил
2
Просматривал
Учебная
2
Ерофеева Екатерина
4
Читала и просматривала
Учебная
Журналы
Книги
3
Пилипенко Максим
2
Читал
Словарь
Энциклопедия
4
Самочернов Андрей
0
-
-
5
Суевалов Артём
0
-
-
Моё первое интервью.
Тогда я решила провести опрос. Узнаю, любят ли они читать. Школа у нас маленькая буду опрашивать всех учащихся. Вот результат:
100%- количество,опрошенных;
95% - не любят читать;
5% - любят читать.
Тогда я решила узнать читают ли наши родители. Оказывается, из них не читает и не любит читать 4 человека и 1 человек читает. Делаю вывод: надо провести какие - то мероприятия, чтобы заинтересовать, привлечь всех к чтению книг. Посёлок наш маленький, школа начальная, библиотеки нет. Первое мероприятие - это поездка в Хабарскую библиотеку. 21 ноября 2014 года мы всей школой посетили Хабарскую библиотеку. Что я заметила:
· Все сидели очень тихо и с интересом слушали, что нам рассказывали о библиотеке;
· Интересовались книгами, рассматривали их и задавали вопросы;
· С большим удовольствием интересовались детскими журналами.
Делаю вывод: приедем домой, поделимся впечатлениями и будем читать книги. Некоторое время действительно мы все с интересом брали книги и журналы в школе. И всё.
Следующее, что мы решили это провести классный час, где я рассказала о детских писателях и показала интересные книги. Потом мы готовили проекты на литературную тему. Но результаты по чтению не улучшались.
На уроках литературного чтения Ирина Александровна предложила читать вслух интересную книгу 5 минут, а потом рассказать всему классу, о чём ты прочитал. Когда мы это сделали первый раз, пересказать смогли только 2 человека из 5, через неделю 3 человека из 5. Через месяц результат тот же. Один раз при проверке домашнего задания нас спросили, сколько раз мы читаем дома стихотворение для выразительного чтения. Все ответили один. Вот поэтому и оценки у нас такие.
Тогда все вместе решили провести эксперимент. Договорились, что будем читать домашнее задание по 5 раз. На следующий день читаем домашнее стихотворение, результат не улучшился. Почему, ведь все сказали, что дома прочитали по 5 раз? Будем выяснять. Решили, что на уроке Андрей прочитает нам вслух ровно 5 раз. Слушаем и сравниваем результат.
Вывод: последний раз он прочитал выразительно и не сделал ни одной ошибки при чтении, даже смог пересказать то, о чём прочитал. Оказывается, что мы не только не читаем дома, но и ещё и обманываем. Тогда мы решили ещё раз провести анкету среди наших родителей. Результаты следующие: оказывается, наши мамы написали в анкете, что они с нами готовят домашнее задание от 1 часа до 2. Давайте возьмём стихотворение Ивана Саввича Никитина «Полно, степь моя спать беспробудно..». В нём семь четверостиший. Это значит 28 строк. Провели ещё один эксперимент. Каждый из нас читает это стихотворение один раз, узнаем, сколько времени это займёт у каждого из нас. Вот что у нас получилось. Результаты на слайде. Лично я прочитала это стихотворение за полторы минуты, если в 1 часе 60 минут, то получается, я за час чтения могу его прочитать 40 раз. Это стихотворение, давайте возьмём рассказ. Например: «Капалуха» Виктора Петровича Астафьева две с половиной страницы. Я прочитала его за 10 минут, а это значит , что за час я смогу прочитать его ровно 6 раз. Но ведь я читаю дома один раз, значит, на выполнение домашнего задания по литературному чтению я потратила в среднем 10 минут. Вывод: оказывается, наши мамы тоже обманывают.
Интересно, почему? Обратимся к анкете - опросу среди родителей. На вопрос: - Чем на ваш взгляд современные жители заменили чтение книг? 80 процентов ответили: - На интернет, телевизор, сотовые телефоны, компьютерные игры и 10 процентов ответили: - На работу. Значит, современное поколение больше времени проводит в информационной сети интернет. Но не за чтением, а в играх.
Интересные факты. Оказывается:
Чтение книг - универсальный способ сохранить живой ум даже в старости.
Когда ты читаешь, твой словарный запас становится богаче, память улучшается, ты сам становишься интересным рассказчиком.
1. Максим Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
2. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. Читающие люди гораздо меньше подвержены лишнему весу.
3. При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
4. Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
5. Среднестатистический выпускник американского колледжа прочитывает всего 5 книг за всю свою жизнь после выпуска.
Мне понравились эти факты о чтении книг. Вы тоже можете рассказать о них тем, кто мало читает - так вы заинтересуете друзей, напомните им, как важно читать книги. Не нужно уподобляться среднестатистическому выпускнику американского колледжа!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленная мною цель достигнута. По окончании исследования я нашла ответ, почему не любят читать книги мои одноклассники?
* Во - первых: не любят читать наши родители, не читают сами и не заинтересовывают нас. На вопрос анкеты: - Есть ли у вас дома книги чтения? Сколько? Какие? Они не дали конкретного ответа. Например, был ответ: «Сказки». Что это значит?
* Во - вторых: мы сами не хотим читать, нам интереснее поиграть в компьютере.
Вывод: самостоятельно мы читать не будем, нужен контроль со стороны взрослых. В школе этот контроль есть, а дома нет. Надо сделать так, чтобы наши мамы были в этом заинтересованы. А как? Я сама не знаю. На помощь пришла Ирина Александровна. Она предложила провести совместное родительское собрание за круглым столом и представить им результат нашего исследования в классе для обсуждения. Я согласна.
Я думаю, что мы продолжим исследование в этом направлении и дальше. Ведь у нас есть положительный результат. Небольшой, но есть. За это время двое моих одноклассников стали готовить домашнее задание по литературному чтению лучше, теперь они активно отвечают на вопросы по содержанию, у них увеличился результат по темпу чтения. Они в среднем увеличили свой результат на 10 слов в минуту. И при выполнении комплексной работы тоже есть небольшие улучшения. А если есть хоть какой - то результат, значит, работа проведена не зря.
И в заключение хочу сказать следующее: президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2015 год - годом литературы. Мы в школе после весенних каникул проведем предметную неделю в связи с этим событием.
Сергей Михалков написал замечательное стихотворение для нас: оно называется «Обращение писателя к читателям».
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Я благодарна за помощь в исследовании моим одноклассникам и классному руководителю. А вам спасибо за внимание.