Эволюция человека: история и перспективы

Apr 24, 2023 18:37





Инопланетянин (реконструкция, рисунок из интернета)

Согласно общепринятому мнению эволюция человека (антропогенез) - биологическая эволюция, которая привела к появлению человека разумного (homo sapiens), как вида отряда приматов. Считается, что на Земле первые живые существа  появились 3,7 -  4,1 млрд лет назад. От филогенетической линии, с которой связывают биологическое происхождение человека, отделились гориллы (около 7-8 млн лет назад), а  потом и  шимпанзе, причем ДНК человека и ДНК шимпанзе совпадает примерно на 99 %. За время биологической эволюции человека сформировалось по меньшей мере 20 его видов, однако в итоге сохранился лишь единственный вид. Считается, что человек современной анатомии (homo sapiens sapiens) возник около 300 000 лет назад. От других приматов человек выделяется прямохождением и высоко развитыми когнитивными способностями, обеспечившими ему возможность формирование речи и  использования рук для создания орудий труда и владения ими. Принято считать, что эти способности человек приобрел исключительно в процессе биологической эволюции. В то же время выдвигаются гипотезы о происхождение человека на биологической основе шимпанзе благодаря вмешательству внеземного разума. Считается, что развитие материальной и духовной культуры делает исключает дальнейшую биологическую эволюцию человека или значительно снижает её темпы.



По мнению биологов имеется два направления прогрессивной эволюции живого - ароморфоз и идиоадаптация. Человек, как биологическое существо, появился в результате ароморфоза, а в дальнейшем его эволюция идет как идиоадаптация в биосоциальной культурной среде, начавшейся формироваться 160 000-60 000 лет назад. Развитие культуры и социализация homo sapiens sapiens привела к тому, что в пределах этого вида сформировались социальные страты, которые имеют столь резкие отличия, что делает сообщества, в которых они доминируют, подобными подвидам homo sapiens sapiens. Примерно 13 000 лет назад сформировался первый подобный подвид человека разумного - человек осёдлый (homo sedentarius), что рассматривается как Неолитическая революция (Г.Чайлд), связанная с появлением сельского хозяйства и образованием постоянных поселений. Продолжая аналогию Г.Чайлда, В.С.Мокий выделяет в истории человечества Цивилизационную революцию, произошедшую 7 000 - 5 000 лет тому назад, которая была связана с переходом от родовых и соседских общин к локальным цивилизациям первого поколения. Причем в ходе цивилизационной революции произошло формирование человека социального (homo socialis). Согласно В.С.Мокию, с первого года нашей эры по 1792 год, основным участником исторического развития стал человек гуманистический (homo humanus), а затем доминирующим участником исторического развития стал и продолжает им быть человек либеральный (homo liberalis).

Выделение в рамках биологического вида homo sapiens sapien особых культурных сообществ позволяет выделить на основе его атрибутивных свойств такие социальные подвиды, как homo politicus (человек политический); homo faber (человек деятельный); homo symbolicus (человек символический); homo liber (человек свободный); homo viator (человек странствующий); homo insciens (человек неумелый); homo ludens (человек играющий), homo audiens (человек слушающий), homo legens (человек читающий), homo digital (человек цифровой), homo urbanus (человек городской), homo religiosus (человек религиозный), homo economicus (человек экономический), homo sovieticus и т.д. и т.п.

Опираясь на идеал красоты античности, Леонардо да Винчи сконструировал homo vitruvianus (витрувианский человек, квадратный человек) как эстетический идеал тела человека. Современные футурологи предполагают формирование человека идеального (homo idealis) - культурно-исторического подвида homo sapiens sapien, который позволит человечеству в полной мере реализовать возможности развитого мышления, сознания и разума, и, в соответствии с прогнозированием апокалипсиса, человека последнего (homo ultimus), предназначенного для осуществления неких сакральных функций, необходимых для завершения преобразования планетарной материи с участием земного человечества.

  • В отличие от философсой антропологии, физиосоциологическая парадигма основана не только на философских построениях, но и на естественно-научном исследовании человека во всей полноте проявления его активности. В связи с этим предполагается, что счастливое будущее человечеству может обеспечить сочетание его биологического и социального развития. 

Согласно естественно-научной парадигме человек возник как феномен  биологической эволюции на Земле. Такие особенности, как возможность членораздельной речи, владения рукой и вертикальным способом передвижения, позволили человеку создать материальную и духовную культуру, как главную адаптацию к природной и социальной среде обитания. Благодаря формировыанию культуры человечество приобрело относительную независимость от законов бытия костной и живой материи.

Предполагается, что развитие культуры тормозит биологическую эволюцию человека ввиду того, что  факторы естественной  эволюции практически не оказывают влияние на современное человечество. Однако спонтанная биологическая эволюция homo sapiens sapiens, как и всех остальных живых организмов, продолжается - проведенные биологами  исследования показывают, что «в современном обществе идёт отрицательный отбор по генам, которые способствуют высокому уровню образования и интеллекта, а также хорошим показателям физического здоровья».

Эволюции Солнца, ведущая к изменениям климата на Земле, в перспективе сделает невозможной жизнь на ней. Для выживания человечеству необходимо освоить для проживания другие планеты. Колонизация космоса разумными существами вполне допустима и вероятно происходит. Проблема для человечества состоит в том, что даже относительно непродолжительное пребывание человека в околоземном космическом пространстве оказывает на его организм сильнейшее негативное воздействие и требует специальных мероприятий для обеспечения выживания и быстрого возвращения к нормальной жизни при возвращении на Землю.

Американский биолог Скотт Соломон, считает, что даже освоение Марса, довольно близкой Земле планеты солнечной системы, может привести к возникновению нового человеческого вида. Он полагает, что живущие на Марсе люди могут настолько спонтанно эволюционировать, что станут отличаться от людей на Земле, и будут считаться новым видом. Может этот ученый и прав, но homo sapiens sapiens не приспособлен к жизни на планетах, значительно отличающихся от Земли и не может спонтанно эволюционировать в направлении приспособления ни к жизни на Марсе, ни, тем более, к внутри-  и межгалактическим перелётам и колонизации дальнего космоса. Для человечества главная проблема колонизации космоса состоит в необходимости искусственного создания биологического подвида человека, способного проводить поиск планет, пригодных для жизни людей, и готового к адаптации к новым условиям жизни. Безусловно такой подвид должен иметь психологическую и материальную возможность сохранения культуры человечества во всей её полноте и возможность передачи её в поколениях своих потомков.

В случае успеха искусственного создания человечеством человека вселенной (homo universi) этот подвид homo sapiens sapiens в условиях практически полной автономии будет способен:

  • переносить длительные внутри- и межгалактические путешествия в условиях ограничения ресурсов, специфического психологического состояния и особого социо-культурного окружения космонавтов, формируемых ограниченным замкнутым пространством и особыми средствами обеспечения жизнедеятельности;
  • оценить во всей полноте перспективность изучаемой планетаной системы для колонизации человечеством;
  • обеспечить заселение выбранной планеты homo universi или создать подвид, адаптированный к условиям биологической жизни на колонизируемой планете;
  • возродить на выбранной планете культуру человечества во всей её полноте.

Вполне возможно, что по внешнему виду homo universi будет очень похож на инопланетян - зеленых человечков, посещающих Землю, но опасающихся вступить в контакт с людьми.

Даже при современном уровне развития биологии, социологии и психологии создание homo universi вполне возможно. Однако  прежде всего должны быть разрешены специфические нравственные проблемы, связанные прежде всего с использование методов генной инженерии и селекции для экспериментов на человеке. Поэтому искусственное создание человека вселенной, связано с решение сложнейших физиологических, психологических и социальных задач, что будет равносильно социо-культурной революции человечества.

Счастливое будущее человечеству может обеспечить лишь искусственное создание подвида (homo universi), способного вступить в контакт со внеземными цивилизациями и внести свой вклад в культуру вселенной. Это возможно только при социально-культурной революции космического  масштаба, в ходе которой на Земле быдут сформированы социальные и научно-техничческие условия, необходимые для выполнения этой грандиозной цели. При этом первоочередная задача - полное искоренение социальной агрессивности на основе обеспечения возможности доступа каждого человека к материальным и культурным достижениям человечества. Причем для человечества  коммунизм не цель, а условие обеспечения его выживания при угрозе наступления апокалипсиса.

эволюция человека, космос, паранаука, антропогенез, внеземной разум, псевдонаука, homo universi, биология, общество, физиосоциология, наука

Previous post Next post
Up