Парадокс парадокса Ферми

Apr 09, 2023 12:38





Инопланетянин (реконструкция, рисунок из интернета)

Нобелевский лауреат физик-атомщик Э.Ферми обратил внимание на высокую теоретическую вероятность существования высокоразвитых цивилизаций во вселенной при отсутствии каких-либо достоверных свидетельств этому (парадокс Ферми). Парадокс парадокса Ферми состоит в том, что отсутствие доказательств наличия разумной жизни за пределами Земли никак не свидетельствует об отсутствии разумной жизни за пределами Земли. Во-первых, есть масса соображений о высокой вероятности разумной жизни за пределами Земли (собственно на это обратил внимание Э.Ферми). Во-вторых, имеется ряд фактов, которые позволяют считать их доказательствами наличия разумной жизни за пределами Земли.



По расчётам Э.Ферми в нашей галактике есть минимум 300 млн пригодных для жизни планет, но доказательств наличия разумной жизни за пределами Земли по его мнению нет. Парадокс Ферми пытаются объяснить на основании различных весьма любопытных гипотез (гипотеза уникальной Земли, гипотеза перворождённых, гипотеза о кротовых норах, гипотеза самоуничтожения и т.д.).

Наиболее простое объяснение отмеченного парадокса - за пределами Земли нет жизни, или нет разумной жизни, или любая разумная жизнь приходит к самоуничтожению не сумев выйти в Космос. Таким образом, эта группа гипотез согласуется с неизбежностью гибели человечества или,   согласно христианству, - в результате апокалипсиса, или, согласно науки, - в результате эволюции Земли. Возможно человечество погибнет и раньше - в результате развязывания мировой термоядерной войны, экологической катастрофы или столкновения Земли с гигантским астероидом.

Другая группа гипотез исходит из того, что  отсутствие неопровержимых доказательств наличия разумной жизни за пределами Земли никак не свидетельствует о том, что её там нет! Инопланетяне могут самоизолироваться от окружающего разумного мира или по каким-то причинам намеренно избегают посещение Земли. Эта группа гипотез придаёт определенный оптимизм в отношении будущего человечества.

Если самоуничтожение разумной жизни может не произойти, то по расчётам специалистов в этом вопросе для того, чтобы человечество заселило бы всю Галактику требуется от 5 до 50 миллионов лет. Этого времени вполне хватит для того, чтобы избежать апокалипсис - считается, что  Земля станет непригодной для жизни только через несколько сотен миллионов лет.

Проблема колонизации человечеством космоса сводится к развитию его главной адаптации к окружающей среде - материальной и духовной культуры. В сфере духовной культуры человечество должно не только обеспечить условия предотвращения самоуничтожения, но и сплотить все народы нашей общей планеты для решения грандиозной задачи - обеспечить выживание человечества путем колонизации вселенной.

С позиции физиосоциологии главная проблема колонизации космоса состоит в необходимости искусственного создания расы человека, способной проводить поиск планет, пригодных для жизни людей, и готовой к адаптации к новым условиям жизни. Проблема создания Человека вселенной - Homo universi - имеет физиологический, психологический и социальный аспекты.

После полета Ю.Гагарина стало ясно, что современная техника и физиологические возможности организма человека позволяют ему  осуществлять полеты в космос. Главная проблема, которую человечество должно решить для обеспечения колонизации космоса, связана с продолжительностью внутригалактических путешествий, которые могут длиться десятки и сотни лет. В фантастических романах эта проблема решается путем  гибернации астронавтов - они погружаются в состояние подобное  глубокой спячки или контролируемой коме, а по прибытии к далекой планете просыпаются, как ни в чём не бывало. Однако физиология Homo sapiens не позволяет использовать эффект гибернации, поэтому Homo sapiens не сможет пережить гибернацию при полетах в дальнем космосе.

Помимо способности выдержать длительное путешествие земляне должны быть не только способными к адаптации к условиях жизни на найденной молодой планете, но и обеспечить самовоспроизводство для сохранения и развития человечества в новых условиях. Способен ли на это организм представителей какого-либо этноса или расы Homo sapiens? Навряд ли.

Принято считать, что в процессе развития культуры человек защитил себя от многих неблагоприятных факторов среды, поэтому необходимость появления его более совершенного вида (расы, подвида) отпала. Более того, предполагалось, что в отношении человека действует стабилизирующий отбор, обусловливающий сохранение адаптивных признаков организмов в неизменных условиях окружающей среды. При этом наблюдается явное проявление  искусственного отбора, примером чему является развитие евгеники, легшей в основу политики фашистской Германии по обеспечении генетической чистоты арийской нации. В настоящее время искусственный отбор широко используется при наборе детей в спортивные секции и творческие коллективы, при котором исследуются анатомические, физиологические, биохимические и генетические особенности конкретного человека. То же, хотя и не в такой степени, как при отборе олимпийского резерва и особо одаренных детей, происходит при профориентации и приеме на работу. Причем эта тенденция целенаправленного отбора на основе объективных биологических характеристик усиливается! Несомненно, что при определенных социально-экономических условиях результаты отбора могут закрепляться в поколениях и привести к формированию профессионально ориентированных подвидов Homo sapiens.

Фактом является то, что при отборе кандидатов в первую группу космонавтов к ним предъявляли вполне определенные требования в отношении  физиологических и анатомических характеристик. И это не вызывало значительных психологических и этических проблем так как космонавты анатомически и физиологически оставались в границах общепринятой нормы. Однако при проектировании создания Homo universi предполагается значительное отличие его анатомии и физиологии от Homo sapiens. До сих пор расовые и этнические различия людей вызывают напряжение в обществе. Крушение фашистского режима в Германии надолго ослабило позиции сторонников борьбы за чистоту «арийской расы», но нисколько не ликвидировало саму проблему.  Отмена расовой сегрегации в ЮАР в 1990-е годы привела к реальной возможности геноцида белых африканеров (потомков колонистов). Через пол века после отмены расовой сегрегации в США возникло движение «Жизни черных важны» (Black Lives Matter, BLM). Часто межэтнические столкновения близких народов ведут к кровопролитных войнам. Не одно десятилетие продолжается война между палестинцами и евреями. В 1994 году геноцид против тутси, развязанный правительством хуту в Руанде, привел к уничтожению от 500 000 до 1 100 000 человек. Почти десять лет идет война на Украине между «политической нацией украинцев» и сторонниками «русского мiра». И примеров этому не счесть... Если в обществе межэтнические и межрасовые разборки не будут полностью прекращены, то о создании Homo universi и о спасении человечества  от апокалипсиса придется забыть.

Парадокс Ферми свидетельствует скорее не об отсутствии разумной жизни в космосе, а о токсичности современного человечества.

эволюция человека, инопланетяне, physiosociology, homo universi, общество, апокалипсис, физиосоциология, парадокс Ферми

Previous post Next post
Up