COVID-19: жертвы средненького биологического образования

Dec 05, 2021 22:07





Реконструкция вируса SARS-CoV-2, вызывающего COVID-19

Движение антивакцинаторов, набравшее силу в связи с пандемией  COVID-19, является безусловным социальным злом. Несомненно, что оно имеет глубокие социально-экономические и психологические основы. Однако в разных странах масштаб этой напасти разный. В одних странах ответственные за свой народ власти жестко пресекают любые попытки противиться мероприятиям государственных органов, направленным на борьбу с пандемией. Но есть страны, в которых само население не поддается на пропаганду антивакцинаторов. Одной из таких стран является Финляндия (демократическая по всем критериям идеологов либерализма), в которой отсутствует активное антивакцинаторское движение, такое, как, например, во Франции.



При грамотно поставленной государством разъяснительной работе, высокий уровень образования населения, позволяет активно бороться с естественной вакцинофобией некоторой части населения, не прибегая к жестким репрессивным мерам.

В Советском Союзе начиная с 1954 года проводилась планомерная работа по разрушению системы образования, созданной сталинским наркомом В.П.Потёмкиным на основе имперской системы образования XIX века. В Финляндии российская система образования не только была сохранена, но и успешно развивается, что вывело эту страну, не присоединившейся к Болонскому процессу, на первое место в Европе по уровню образованности населения!

В связи с высочайшей политизированностью биологии в 1930-х - начале 1950-х годов особенно пострадало в нашей стране биологическое образование. Бескомпромиссная борьба в среде биологов велась до октября 1964 года, когда формальные генетики одержали, наконец, полную победу. Но эта победа оказалась пирровой. Сведение всей сложности биологической формы движения материи к её физико-химическим основам стало тупиком, из которого мировая наука постепенно выходит. Но, к сожалению, эти процессы в России еще не набрали должного развития. До сих пор в школьных учебниках непомерно большая роль отводится личности Н.И.Вавилова, его «закону» гомологических рядов наследственной изменчивости и физико-химическим основам жизнедеятельности в ущерб формированию целостного представления о жизни, о сложнейших взаимосвязях живого и неживого.

Как ни парадоксально, трагической фигурой, олицетворяющей пиррову победу «мухолюбов-человеконенавистников», оказался академик А.Л.Гинцбург. Этот несомненно выдающийся ученый и организатор науки окончил в 1970 году МГУ им.М.В.Ломоносова по специальности «микробиология», а затем долгое время работал в Институте атомной энергии им. Курчатова.

Представление о уровне подготовки преподавательских кадров в МГУ в области генетики дает следующий факт. Курс классической генетики в полном объеме с соответствующим практикумом в к 1964 году преподавался только в ЛГУ им.А.А.Жданова. Это явилось следствием того, что профессора ленинградского университета, в первую очередь Н.В.Турбин, Ю.И.Полянский и М.Е.Лобашев, успешно противостояли попытке профессора ЛГУ, заведующего кафедрой дарвинизма И.И.Презента разрушить систему преподавания биологи, полностью разрушенную в московском университете,  в котором И.И.Презент занимал ту же должность. Поэтому преподаватели и ученые МГУ приезжали учиться преподаванию генетики, как биологической науки, в Ленинград. Но учились плохо - слишком сильно было на них влияние физиков, страстно ненавидевших Т.Д.Лысенко, а заодно и всех классических биологов.

Существует несколько подходов к созданию антивирусных вакцин, среди которых используются и «архаичные» подходы (инактивированные и живые аттенуированные вакцины).

Судя по тому, как развивается пандемия COVID-19, инновационные подходы не оправдывают возложенные на них ожидания. Искусственная вакцина создается против одного или небольшой группы антигенов, поэтому требуют постоянной замены в связи с появлением новых мутаций антигенов, на который они направлены. В отличие от этого класса вакцин, инактивированные вакцины вызывают иммунный ответ к множеству антигенов возбудителя. Ввиду неопределённости и непредсказуемости способа инактивации возбудителя и влияния инактивированной вакцины на организм человека, процесс создания подобных вакцин весьма длителен и находится скорее на уровне искусства, чем технологии. Увы, такова особенность живого. Но и на пути создания подобного препарата достигнут успех - в нашей стране начато производство вакцины от коронавируса "КовиВак" центра имени Чумакова.

Большие надежды возлагаются на коллективный иммунитет. Пороговое значение коллективного иммунитета против COVID-19 власти многих стран оценивают на уровне 60% вакцинированных и переболевших граждан. Патогенность вируса SARS-CoV-2 не высокая, инфицированность им человека может никак не проявляться, но при этом зараженный является распространителем заболевания! Причем передающегося воздушно-капельным путем, что увеличивает опасность заражения других людей, контактирующих с инфицированным человеком. COVID-19 не менее заразен, чем корь, прививку от которой, как показала практика борьбы с этим заболеванием, для достижения коллективного иммунитета должны иметь 90-95% населения. Таким образом необходимость вакцинации населения в 60% вероятно слишком занижена.

Если бы руководители государства, ответственные за борьбу с инфекционными заболеваниями, получили бы в школе минимальные знания в области реальной биологической науки, то борьба с пандемией была бы гораздо успешнее. Как в Финляндии.

общество, биологическое образование, covid-19, наука

Previous post Next post
Up