А.Эйнштейн (1879-1955) - гений (физик, философ, общественный деятель)
Общепринято, что
гениальность это высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. Несомненно, у гениальности есть и вполне определенные предпосылки.
Гениальность является как бы званием, носит скорее оценочный характер. Если «функционирование личности» получает одобрение общества, то она признается гениальной, а если не получает - ординарной. Природа гениальности, как социального феномена, нашла отражение в шутках, циркулирующих в среде ученых. Например, обосновано полагают, что гениальность среди ученых наследуется от свекра зятю, а академики вырастают на коленях академиков. Что касается предпосылок гениальности, то с этим возникают проблемы. В культуре некоторых народов гениальность трактуется как некий божественный или мистический дар. А вот с естественнонаучной позиции гениальность - проявление индивидуальной особенности физиологии ВНД человека. В парадигме
физиосоциологического подхода гениальность -
не искаженный интеллектом разум (чистый
разум).
Педагоги, имеющие многолетний опыт работы в школе и в ВУЗ'е, знают, что гениальность это отнюдь не редкое явление. Многие дети чрезвычайно разумны, обладают способностью быстро выявлять связи между предметами и явлениями окружающего мира. Проблемы у гениев возникают из-за их способности быстро обнаруживать истинные причины поступков окружающих их людей. Поэтому учащиеся и студенты с выраженной гениальностью, как правило, имеют бооольшие проблемы с социализацией, из-за чего у них возникают конфликты как в подростковой среде, так и с учителями. Часто это провоцирует у таких детей психические расстройства, хотя некоторые специалисты полагают, что наоборот - гениальность является следствием психических отклонений. Большинство детей, столкнувшись с этой своей способностью, предпочитают её или подавлять (не развивать), или скрывать от окружающих.
Однако поддержка гениев - большая социальная и педагогическая проблема. Подростки, имеющие особенности в строении опорно-двигательного аппарата, позволяющего им достигать выдающихся спортивных результатов, или подростки, имеющие физиологические особенности, позволяющие добиваться успехов на музыкальном поприще, пользуются всемерной поддержкой общества. Люди, имеющие особые психологические способности, нисколько не менее значимы для общества, чем люди, имеющие другие физиологические особенности должной поддержки не имеют. Во многом это связано с тем, что ввиду особенностей психики гениев, педагогическая работа с ними чрезвычайно трудна. Гениальных (одаренных) подростков часто собирают в особых школах, как правило, физико-математических. Но попытки «выращивания выдающихся ученых», при фактической низкой востребованности в обществе кадров высокой квалификации, приводит к банальному формированию из учащихся небольшой кучки карьеристов и массы «неудачников». Не менее печальна судьба гениев, обойденных вниманием педагогов. Ярчайший пример - судьба Э.В.Савенко (Эдуарда Лимонова), описанная им в воспоминаниях, реализованная в литературном творчестве и общественно-политической деятельности.
Подавление гениальных личностей приводит к тому, что на общественно значимые позиции выдвигаются посредственности, не обладающие достаточным для этого разумом, но способные приспосабливаться к социальному окружению, умеющими «держать нос по ветру». А в результате проигрывают и спортсмены, и музыканты, и обыватели, таланты которых остаются не раскрытыми в полной мере.