При
обсуждении экспериментов над человеком, возможности продления продолжительности его жизни и наделения сверх-способностями встал вопрос о том, кто этими достижениями науки воспользуется - лейтмотивом передачи стала проблема социального неравенства. Был высказан взгляд, согласно которому общество будущего разделиться на сверх-людей и массу обслуживающих их рабов, генетически измененных таким образом, что они не будут чувствовать никакого дискомфорта от своего социального положения. Идея стара как мiр, но уровень развития современной науки позволяет по-новому взглянуть на проблему ограниченности ресурсов и возможным в связи с этим социальным напряжением.
Двести лет тому назад казалось, что ликвидация социального неравенства законодательным путем неизбежно устранит все социальные конфликты. Эта идея легла в основу социальной программы марксизма. Основоположники этого учения исходили из предположения, что в первобытном обществе неравенства не было, а появилось оно лишь вследствие развития средств производства и возникновения частной собственности. Устранение неравенства в отношении к средствам производства, согласно классическому марксизму, устранит и социальное неравенство. Однако все оказалось несколько сложнее.
- В первой половине прошлого века ученые выявили иерархию в структуре сообществ животных, основанную на строго определенных объективно существующих правилах. Оказалось, что подобная структура характерна и для различных социальных групп людей, в которых были выявлены те же закономерности структуризации, что и в сообществах животных. Таким образом, весьма вероятно, что и "первобытный коммунизм" не был формацией, где господствовали свобода, равенство и братство.
- "Практика строительства коммунизма" в нашей стране показала, что "социальное уравнивание" в общественных отношениях на уровне управления хозяйственными предприятиями, государственными структурами и общественными организациями невозможно - повышение социального статуса необходимо для стимуляции к эффективному труду на благо всего общества. Более того, попытка введения "партмаксимума" среди наиболее сознательной части общества с треском провалилась: "партийный актив" попросту стал таять - наиболее активные и работоспособные кадры стали массово искать (и находить) более высокооплачиваемые места работы.
- Социальное неравенство имеет вполне определенное объективное биологическое основание. Люди обладают различными способностями к той или иной деятельности. Это, несомненно, может определяться генетическими предпосылками. Но, вместе с тем, организм человека чрезвычайно пластичен. Например, долгое время считалось, что больные с наследуемым на хромосомном уровне синдромом Дауна обречены на жизнь вне общества, однако современные методы реабилитации таких больных, позволяют некоторым из них развить свой интеллект в такой степени, что они успешно оканчивают вуз!
- Занятие каждым определенным человеком своего места в обществе рядом независимых факторов. Несомненно ведущим является его социальное происхождение. Влияние семьи во многом определяет выбор человеком профессии, успех или неудачу карьере. Немаловажен и уровень достатка в семье. Например, ребенок, родившийся с синдромом Дауна, лишь в том случае может быть успешно социализирован, если у его родителей есть средства на дорогостоящую реабилитацию и они способны посвятить этому свое личное время и предпринять весьма значительные усилия. Потенциально любой человек независимо от социального положения его родителей может достичь высокого социального положения. Свидетельств этому множество, особенно в спорте высоких достижений. В тоже время физиологические возможности человека не беспредельны. Любой человек может, например, добиться неплохих успехов в любом виде спорта. Однако физиологические особенности предопределяют возможности человека добиться выдающихся успехов только в определенных видах спорта. Доказано, что генетически обусловленное соотношение белых и красных волокон в мышцах указывает на перспективность вырастить из ребенка или стайера, или спринтера. Причем даже в случае выявления у ребенка способностей к той или иной деятельности необходимо его специальные тренировки и воспитание качеств личности, формирующих стремление к достижению высоких спортивных результатов.
Ликвидация социального неравенства или снижение его негативных последствия возможна, согласно классическому марксизму, путем формирования всесторонне развитого человека. За период активного построения коммунизма в нашей стране этого не удалось, хотя на это были брошены колоссальные материальные и интеллектуальные ресурсы страны. Среди футурологов часто встречаются такие, кто предполагает, что генетика позволит создать человека как всесторонне развитую личность. Всестороннее развитие человека имеет как социальные, так и физиологические ограничения. Чтобы развить те или иные способности человеку необходимо время и материальные ресурсы на специальное образование. Например, чтобы овладеть игрой на том или ином музыкальном инструменте, надо иметь музыкальный слух. Если человек не обладает "абсолютным слухом" от рождения, чтобы его развить надо потратить массу времени на занятия со специалистом. Чтобы овладеть техникой игры на музыкальном инструменте тоже необходимо время и помощь преподавателя. Все это требует материальных затрат. Кто должен их нести? И с какой целью? Только лишь для "всестороннего развития личности" и "устранения социального неравенства"? А если человек захочет развить свою личность в спорте? Или овладеть навыками научного исследования? "Утром попахать, а вечером пописать стихи" не получается - физиология человека не позволяет. Людей на Земле многие миллиарды. Встает вопрос - откуда брать ресурсы на всестороннее развитие каждой уникальной личности?
Диаметрально противоположный формированию всесторонне развитой личности мыслимый путь - создание путем генетических экспериментов высокоспециализированных людей: руководителей государственных структур и предприятий, рабочих, полицейских, универсальных солдат, музыкантов и так далее. Возможно ли это? Ни в коей мере! Законы биологии не позволят. Как и другие естественные законы. В 1950-х годах были разговоры о создании атомного оружия, не вызывающего радиоактивного заражения. Не получилось. Зато была создана нейтронная бомба, основное поражающее действие которой определяется проникающей радиацией. То же относится к управляемому термоядерному синтезу. Законы природы нельзя изменить. Но можно преодолеть. Человек физически не может летать, но он создал массу средств, позволяющих ему совершать перелеты на громадные расстояния с огромной скоростью, на которые не способны другие животные. Манипуляции на геноме человека не позволят создавать личность по заказу, а вот воспитать человека, обладающего определенным набором физических и психических качеств, способного выполнять определенные социальные функции, вполне возможно. Физическая и психическая реальности - две большие разницы.
Когда-то в советское время с эстрады кто-то из довольно известных тогда артистов читал миниатюру, суть которой состояла в следующем. На протяжении долгих лет встречались два школьных (или студенческих?) приятеля. Один из них все время поднимался по карьерной лестнице - на первой встрече после перерыва непрерывного общения он похвастался защитой кандидатской диссертации, на следующей - докторской, потом стал профессором. А его менее удачливый приятель на этих встречах рассказывал о том, как он конструирует кондиционер для своей квартиры (или что-то подобное). И вот на последней встрече маститый, увешенный наградами ученый позавидовал своему товарищу, испытывающему неподдельное счастье от того, что он наконец-то успешно закончил работу над бытовым прибором, полезным лишь для его семьи.
Неравенство является естественным для любой социальной структуры. Не являются неразрешимыми педагогическими проблемами как формирование у человека стремления достичь разумного для него социального статуса, так и формирование удовлетворения своим реальным социальным положением. Ведь высокий социальный статус сам по себе не является критерием успешности человека, гарантирующим его ощущения счастья от самого факта его жизни здесь и сейчас.
Закрепление разделения мира на страны "
золотого миллиарда" и страны-изгои, как предлагают, тоже грозит чудовищными межгосударственными конфликтами. Углублять социальное расслоение? Не получается - возникает ситуация, когда страны-изгои не захотят жить по-старому, а страны "золотого миллиарда не смогут по-старому эффективно управлять. В результате неминуем всемирный конфликт, грозящий гибелью современной цивилизации.
Как сказал В.Путин: «А зачем нам такой мир, если там не будет России?». Подобное могли бы сказать и лидеры стран-изгоев. Какой же выход?
Весьма продуктивный подход к снятию социального напряжения демонстрируют Скандинавские страны и Финляндия. Им удалось добиться высокого уровня социально-экономического развития без эксплуатации одних групп населения другими и выкачивания ресурсов из других стран. Особенно впечатляющие достижения Финляндии, потерпевшей сокрушительное поражение во Второй мировой войне. Примером для этих стран послужила Швеция, потерявшая в XYIII веке статус великой европейской державы, от которой отделились Дания и Норвегия и которая потеряла свою фактически колонию - Финляндию. Начало скандинавского чуда положили драматические события 1930-х годов. В 1931 году Швецию потрясли
события в Одалене, где трудовой конфликт кончился трагедией, когда пять демонстрантов-рабочих были застрелены и несколько получили ранения в результате действий военных, охранявших штрейкбрехеров. В 1932 году произошел крах финансовой империи
И.Крейгера и последовавшая целая серия банкротств предприятий. Эти события заставили власти страны пересмотреть социально-экономическую политику. Позже на этот путь встали и другие страны региона. Несмотря на то, что Швеция, Дания и Норвегия монархии, политическое устройство которых предполагает закрепленное юридически социальное неравенство их граждан, значительных социальных конфликтов из-за этого в них не происходит.
Социальное неравенство невозможно преодолеть, а вот снять его негативные проявления вполне возможно! Причем не вмешиваясь в биологическую природу человека! И средства для этого есть - 1) разумная внешняя и внутренняя государственная политика; 2) система образования, формирующая у человека позитивное мироощущение.
Только на основе правового регулирования в интересах всех социальных групп населения страны и создания гуманистической государственной идеологии возможно сохранение цивилизации в условиях весьма ограниченных природных ресурсов, причем как без уничтожения капитализма, остатков феодализма и других экзотических социально-экономических формаций, так и без подавления социалистических тенденций в развитии различных государств.