Ленин: формирование личности

Dec 31, 2020 16:27





В.И.Ульянов/Ленин (1870-1924), потомственный дворянин. прекрасно образованный представитель чиновнической элиты Российской империи, лидер победоносной Великой Октябрьской социалистической революции.

Об «ошибках» В.И.Ульянова (Ленина) не перестают разглагольствовать пропагандисты нынешнего политического режима в России, оправдывая крупные внутри- и внешнеполитические провалы после победы буржуазной контрреволюции 1991-1993 гг. Хулители Ленина не стесняются самых нелестных публичных «оценочных суждений» в его адрес, среди которых «маньяк по кличке Ленин», далеко не самое грубое. Причем подобные определения, как правило, допускают люди по происхождению, воспитанию и уровню образования, а тем более по своему значению в мировой истории, совершенно не сравнимые с ним. Понять причины хулы на В.Ленина и природу его «ошибок» нельзя не рассмотрев особенности личности этого великого человека.



Если бы русские узнали правду о Ленине, на следующий же день не осталось бы ни одного памятника, пишет один из «историков-лениноведов». Узнали. Те памятники, которые «демократы» и «либералы» пока не успели снести, стоят на месте. Даже Мавзолей на Красной площади в Москве пока ещё не тронули. Почему же? Обвинение Ленина в русофобии безосновательно хотя бы потому, что она даже по мнению цитируемого эксперта «сегодня мало изучена». Все сводится к тому, что у «него в роду не было ни капли русской крови. Мать его была немкой с примесью шведской и еврейской крови. Отец - наполовину калмык, наполовину чуваш. Ленин воспитывался в духе немецкой аккуратности и дисциплины». Это, с одной стороны, не совсем верно, а с другой - нелепо, так как логический вывод из сказанного - русских окружают исключительно ненавидящие их народы! И все-таки «капля русской крови» у Ленина могла быть. Его дед по отцовской линии Николай Васильевич Ульянин (или Ульянинов), астраханский мещанин, работавший портным-ремесленником. Бывший крепостной крестьянин из села Андросово Нижегородской губернии. Есть предположение, что он мог происходить из обрусевшей мордвы. Мать отца Ленина, Анна, была дочерью астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова, вероятно происходившего из рода крещёных калмыков.

Как бы то ни было, и отец, и мать Ленина были высокообразованными представителями чиновничьей элиты царской России, воспитанные в традициях православной великорусской культуры.

В детстве В.И.Ленин был слабым физически и весьма склонным к болезням. Более того, он не был любимцем в семье и находился в тени старшего брата. В то же время, подобно брату, под руководством родителей он получил блестящее образование и окончил Симбирскую классическую гимназию с золотой медалью. Ко времени окончания гимназии у В.Ульянова не было определенных политических убеждений. Ничто не изобличало в нём будущего революционера, более того  многое свидетельствовало о том, что он пойдет по стопам отца и сделает блестящую карьеру на этом поприще. Но его судьба сложилась иначе. Всё в жизни В.Ульянова изменила смерть отца, казнь старшего брата, политическая ссылка старшей сестры.

В 1887 году В.Ульянов поступил в Казанский университет, однако проучился в нем недолго. Властями  были  выявлены его связи (?) с нелегальным кружком народовольцев, и, как брат казненного революционера, он попал в список «неблагонадёжных» лиц, подлежащих полицейскому надзору. Семнадцатилетний юноша был исключено из университета без права восстановления. В дальнейшем власти смягчились и разрешили ему готовиться экстерном к экзаменам на юриста. Симбирские друзья,  как и некоторые петербургские и зарубежные родственники семьи покойного дворянина, орденоносца, генерала, отвернулись от Ульяновых.

Несомненно, в среде столичной либеральной интеллигенции отношение к В.И.Ульянову, как брату несправедливо и жестоко наказанному вольнодумцу, было совершенно другим, нежели в его родном Симбирске. Происхождение, великолепное образование и воспитание, гонения в царской России сыграли определяющую роль в сближении В.И.Ленина с прогрессивными европейскими элитами. Навыки самообразования, привитые его матерью и развитые при подготовке к экзаменам за курс юридического факультета, позволили ему самостоятельно получить знания, необходимые для теоретического осмысления социальной реальности России, и разработать эффективную стратегию выведения общества на путь, ведущий к построению коммунистического общежития. Так сын действительного статского советника, мечтавший сделать карьеру в царской России, благодаря неразумным действиям властей превратилась в её непримиримого врага. Более того, его сестры и брат - Анна, Мария и Дмитрий Ульяновы также стали профессиональными революционерами, активными борцами с самодержавием.

Памятуя о своем слабом здоровье в детстве, Ленин следил за ним, постоянно занимался гигиенической гимнастикой. У него не было пагубных привычек -  он не курил, у него и особой любви к алкогольным напиткам, за исключением пива, но и этим напитком не злоупотреблял. Не испытывал Ленин и проблем в сексуальной жизни, хотя, по словам близких к нему людей, Ленин был «невзрачным и грубоватым» человеком, лишенным обаяния. В его жизни были романтические встречи, но полноценной семьи он не создал, посвятив всего себя "борьбе за освобождение рабочего класса". Летом 1898 года в возрасте 28 лет Ленин вступил в церковный брак практически со своей ровесницей Н.К.Крупской, обвенчавшись с ней по православному обычаю в селе Шушенское, где оба находились в ссылке, осужденные за участие в революционной деятельности. По мнению исследователей, до самой смерти чету связывала не столько интимная близость, как крепкая дружба соратников по борьбе с царским режимом. Ленин считал жену своей надежной и главной опорой в жизни. Как свидетельствуют историки она неоднократно предлагала ему свободу, в частности, чтобы он смог жениться на Инессе Арманд. Но он всегда отказывался, не хотел её отпускать. Несмотря на здоровый образ жизни, Ленин скончался рано, в возрасте 54 лет - в годы Революции и Гражданской войны он практически не следил за своим здоровьем, пренебрегал рекомендациям врачей, следившим за его здоровьем  после покушения на него анархистки Фейги Хаимовны Ройтблат (Фани Каплан).

Научное мировоззрение Ленина начало формироваться с 1888 года в Казани, где вступил в марксистский кружок, организованный Н. Е. Федосеевым. В этом кружке изучались и обсуждались сочинения К.Маркса, Ф.Энгельса и Г.В.Плеханова. В Казани, а затем и в Самаре Ленин сближается с народовольцами, которые ему, как брату казненного народовольца безусловно доверяли. От своих новых товарищей Ленин узнает как практически организовано движение, которое в то время было глубоко законспирированной и дисциплинированной организацией «профессиональных революционеров». В этот же период Ленин готовится к экзаменам за курс юридического факультета, которые сдал экстерном  в 1891 году в Императорском Санкт-Петербургском университете. В период 1892-1893 годов взгляды Ленина под сильным влиянием работ Г.В.Плеханова изменялись от народовольческих к социал-демократическим. Однако «правоверным марксистом» Ленин так и не стал, создав новое уникальное и эффективное в практическом отношении направление в социалистическом движении.

По мнению известного американского историка Р.Пайпса, Ленин как личность окончательно сложился в возрасте 23 лет, к моменту переезда в Петербург в 1893 году. По-видимому это не так - как личность, В.Ленин продолжал развиваться вплоть до своей преждевременной кончины. Особенно важным в этом отношении был петербургский период его жизни с  1893 по 1895 год. В это время он написал ряд работ по проблемам марксистской политэкономии, истории русского освободительного движения, истории капиталистической эволюции русской пореформенной деревни и промышленности. Именно в этот период он принял участие в создании  «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» - прообраза партии, сыгравшей решающую роль в победе социалистической революции в России. Итог этой плодотворной деятельности Ленина подвела царская охранка, отправив его в сибирскую ссылку. После ссылки Ленин практически непрерывно жил в эмиграции вплоть до октября 1917 года.

Вероятно главное теоретическое достижение Ленина - учение о революционной партии, как главный элемент стратегии движения общества к социализму. В 1894 году Ленин сформулировал основополагающее положение этой стратегии -  «Русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции». В итоге плодотворной теоретической работы, несмотря на свою «явную непривлекательность» Ленин стал лидером социал-демократического движения в России. Причина его «гипнотическое воздействие» на соратников по революционной борьбе была именно в абсолютной разумности на то время предлагаемой им теории и тактики политической борьбы. Именно в это время Ленин стал «мозгом партии». В связи с этим показательно мнение о Ленине писателя Г.Уэлса -  "Ему удалось переделать марксизм в ленинизм. Из учения доктринера-фаталиста он создал гибкую, творческую тактическую схему". Известнейший английский писатель-фантаст, считавший себя социалистом, встретившись с Лениным в  1918 году был поражен насколько тот выше в интеллектуальном отношении других руководителей молодого Советского государства.  Это при том, что сам Ленин высказался о Г.Уэллсе весьма нелицеприятно: «Ну и мещанин! Ну и филистер!» (по словам Л.Троцкого).

Почему же В.Ульянов стал (и остаётся до сих пор!) лидером и идейным вдохновителем мирового социалистического движения? Ведь он не обладал выдающейся харизмой - в нем не было ни стати, ни голоса, да и в интеллектуальном отношении в отечественном и мировом социалистическом движении были и есть гораздо более значительные личности. Вероятно секрет в том, что помимо теоретических знаний, ораторских умений, навыков политической борьбы лидеру необходимы глубокие знания тонкостей организации государственного управления.

Приходит как-то раз к полковнику его сын и спрашивает:                                 - Папа, скажи, когда я вырасту, стану ли я сержантом? - Да, конечно же станешь! - Папа, а лейтенантом? - И лейтенантом тоже станешь! - А майором? - И майором! -  А полковником? - Да, и полковником станешь. - А генералом?! - Нет, у генерала свой сын есть...

Этот старый анекдот вспоминается, когда анализируешь ситуацию в Петрограде между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года. Решающее значение в этот период имело противостояние Временного правительства и Советов. Лидером первого был А.Керенский, а второго - В.Ленин. Один - сын директора Симбирской классической гимназии (полковника), а второй - сын директора народных училищ Симбирской губернии (генерала). Передача личностного знания, ближайшее окружение в детстве и юности имеют громадное значение для становления личности. Профан возразит: «Может ли ребенок получить какие либо личностные знания от общения со взрослыми?» Не только может, но и активно усваивает. Человек с младенчества (если не с внутриутробного периода своей жизни) постигает тонкости организации общества. Дети видят и узнают гораздо больше из общения со взрослыми, чем думают их родители. Володю Ульянова с раннего детства окружали представители чиновничьей элиты великой империи, выдающиеся педагоги, участники революционного движения. И он, помимо собственно воли, перенимал их личностный опыт. Генеральский сын стал генералом, а сын полковника полковником и остался. После прихода к власти в октябре 1917 года, В.И.Ленин из разрушителя государства стал его защитником.

Говоря о личности В.И.Ленина нельзя остановиться на вменяемой ему антисоветски настроенными пропагандистами непомерную жестокость в годы Гражданской войны, указывающих на его призывы к расстрелам. Но фактически речь шла о призывах к  реализации государственной политики красного террора в ответ на не менее жестокий белый террор в годы кровавой Гражданской войны. В этом контексте борьба с православием  Ленина по сути сводятся к призыву борьбы с «реакционными священнослужителями», которых следует «арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно». Жестоко и жестко. Несомненно. Но это были годы Гражданской войны и речь шла о сохранении первого в мире государства, вставшего на социалистический путь развития во враждебном международном окружении! Марксисты хорошо усвоили уроки Парижской коммуны. День Парижской коммуны в СССР  отмечался до 1990 года (до 1929 года был выходным днем).

В отличие от "пламенных революционеров", Ленин из опыта своей семьи знал насколько важна управленческая функция государства, значение лояльности чиновничества к высшему руководству страны. Для Ленина было личной трагедией то, что он оказался «своим среди чужих и чужим среди своих». В 1918 году Г.Уэллс "ясно видел, что многие большевики, с которыми [он] беседовал, начинают с ужасом понимать: то, что в действительности произошло на самом деле, - вовсе не обещанная Марксом социальная революция, и речь идет не столько о том, что они захватили государственную власть, сколько о том, что они оказались на борту брошенного корабля".

Вновь побывав в Советской России Г.Уэллс своего мнение о Ленине не изменил: "Теперь, просматривая свою, написанную четырнадцать лет назад книгу, я должен признать, что Ленин был, по меньшей мере, действительно великим человеком". Как не изменил он своего мнения и об ленинском окружении. В этом отношении интересна его характеристика вождя постленинской Советской России: «Ум Сталина почти в той же степени вышколен, выпестован на доктринах Ленина и Маркса... Его способность к адаптации так же невелика. Процесс интеллектуального оснащения остановился у него на точке, которой достиг Ленин, когда видоизменил марксизм. Ни свободной импульсивностью, ни организованностью учёного этот ум не обладает; он прошёл добротную марксистско-ленинскую школу…».

Однако фраза «он [Сталин] прошёл добротную марксистско-ленинскую школу» показывает, что Г.Уэллс недостаточно точен в анализе личности Ленина. «Марксистско-ленинскую школу» ни Сталин, ни другие руководители Советской России и СССР вплоть до иудушки-горбачева не прошли. И это было ясно уже в последние годы жизни Великого вождя социальной революции, когда его соратники стали утверждать, что-то типа того, что «это говорит не Ленин, а его болезнь». И, как это представляется бесспорным в настоящее время, главной ошибкой было игнорирование того, что Ленин сказал о НЭП'е: «Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда».

Личность Ленина формировалась вплоть до его физической смерти. 

физиосоциология, история, социализм

Previous post Next post
Up