Кризис командования

May 13, 2022 11:50

Командная иерархия армии мирного времени строится по бюрократическим принципам. Причина тому проста: реальность, с которой осуществляется обратная связь, так же имеет бюрократический характер. Речь о том, что продвигается по службе тот, кто вовремя сдает определенные вышестоящими штабами бумажки, умеет убедить начальство и всяческие комиссии в том, что все красиво, а главное, что он не подставит непосредственное начальство нарушением каких-либо формальных правил. Во всю работает принцип Лоуренса Питера - «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности».



Сам это принцип не совсем верен, поскольку речь об иерархической бюрократической системе - она отличается тем, что обратная связь осуществляется в ней с особой, бюрократической реальностью. То есть если в обычная реальность - построили завод, а он не будет работать, или военные части потерпят поражение и понесут потери, то в бюрократической реальности - откуда то сверху последует наказание, которое будет заключаться в сокращении властно-бюрократического ресурса властной ветки, к которой и относится проштрафившийся. Причем наказание следует за нарушение какой-либо бюрократической формы. Поэтому бюрократия после такого наказания становится еще боле, если можно так выразиться, бюрократичной и формальной.

Так вот. Согласно выводам военных теоретиков при переходе к армии военного времени до 70% командиров и начальников должны быть либо понижены в должностях, причем значительно, либо отправленных служить в сферы, где именно их бюрократические навыки смогут принести пользу. При этом должны быть возвышены новые офицеры и генералы военного времени, имеющие совсем другие личные и служебные качества. Такую перестройку проходит каждая армия.
Российская армия до начала украинской кампании вела реальную боевую работу в основном авиацией, ракетными частями сухопутных войск и т.д. так же спецназом.

Так вот, украинскую кампанию начала российская армия мирного времени, притом, что сухопутные войска в массе своей были не обстреляны. Это отличало ее от украинской армии, которая ведет пускай и вялотекущую, но настоящую войну уже не один год, а наиболее упоротых генералов и офицеров мирного времени потеряла в котлах и по результатам котлов еще 8 лет назад.

В начале СВО российская армия допустила ряд фейлов, но от по-настоящему серьезных, катастрофических по масштабам провалов ее спасла авиация, которая захватила превосходство в небе, и прижала украинские войска к застройке. Благодаря этому в процессе «обстреливания» российская армия хотя и понесла потери, но куда меньшие, чем могли бы быть, если бы не превосходство в вышеуказанных родах войск. Неудивительно, что народная милиция, которая так же воюет не первый год показывала, а зачастую и сейчас показывает более высокие боевые качества, при прочих равных, то есть учитывая недостаток или отсутствие у них наиболее серьезных и технологичных вооружений.

Но как бы ни было, армия обстрелялась и этот кризис прошла сравнительно дешево.

Однако российская армия пока так и не решила - по большому счету - второй задачи, а именно смены командного состава. Что стало причиной этому, не знаю. Возможно, сама относительная дешевизна кризиса «обстреливания» войск, и отсутствие слишком масштабных провалов сыграло роль, хотя по неудаче первоначальных планов операции некоторые высшие начальник были отстранены от управления - но явно недостаточно. Возможно, играет свою роль нелюбовь ВВП к увольнению и жесткому наказанию «своих» людей, и эта тенденция распространилась на всю вертикаль. Возможно, за такую ротацию командного состава всегда приходится платить жизнями солдат по полной ставке и тут ничего не поделаешь. То есть снимают батальонного командира тогда, когда он гробит батальон, полкового, когда он гробит полк, а бригадного - бригаду. Собственно, тут ключевое слово «гробит», то есть какова доля потерь, какой должен быть фейл, чтобы снять соответствующих начальников и поставить на их место новых.

Но в любом случае, понимая неизбежность этого процесса высшее руководство (по отношению к армии) обязано поспособствовать такой перестройки, выработать небюрократические критерии понижения и выдвижения. Собственно готовность к такой процедуре и должно быть одной из главных задач политического руководства по отношению к армии еще в мирное время. Как бы то ни было, пока такой процесс в российской армии задерживается.
Previous post Next post
Up