По поводу
прошлого поста. Сдается мне, что многие не поняли, что значит относится как к цели и как к средству и в чем отличие. Постараюсь пояснить. На примере.
У вас есть сестра. Она замужем и у нее нелады с мужем. То ли он ее поколачивает, то ли она борщ не вкусный варит… Главное она хочет уйти. Попросту уйти о постылого мужа.
И вот вместо того, чтобы без лишней болтовни помочь забрать вещи и при необходимости защитить от этого типа вы начинаете ей рассказывать о святости брака, о том, что страна развалится, если каждая баба так будет уходить. Начнете разбираться, точно ли фингал под ее глазом есть следвие его колотушек? Или это она просто споткнулась, да и борщ был на самом деле не вкусен.
Только тогда ваша сестра будет иметь полное право сказать вам - не брат ты мне больше, гнида. Потому что целью для вас стала не она, ее счастье, ее желания, а какие то абстрактные семейные ценности, святость брака, скрепы, национальные традиции и иная хрень. А она для вас лишь средство для реализации этих ценностей.
Я уже неоднократно рассказывал, с чего начались протесты в Белоруссии. Вовсе не с выступлений свядомых. У этих своя тусовка, которой они каждые выборы выходят как по календарю. В данном же случае случилось иначе. Лукашенко практически сам вызвал массовый протест своим поведением, которое заключалось в ярко выраженном презрении к людям. Он наплевал на людей, - схавают. В прошлые годы хавали и сейчас схавают. Причем сделал это в его неповторимом стиле «холуя-в-силе» - «Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать».
Это и массовые, и нескрываемые, уже без минимального стеснения нарушения и подделки на выборах. У всех на работу пришли ЦУ по голосованию и поведению. Если не понятно, хватит просто сравнить процент предварительного голосования в России (и других странах) и в Белоруссии. Это и «гениальная» предвыборная технология «арестовать всех конкурирующих кандидатов» и многое другое. Такое поведение вызвало массовую реакцию, «да он же просто больной!»
- Забавен один момент в комментариях к одному из текстов. Один из комментаторов недоуменно спросил у меня, с чего я так возмущенно пишу об аресте кандидатов? Разве, - написал он, - среди них были ваши кандидаты?
Вот что ответить такому человеку?
- Нет, не было там моих кандидатов. И что? Поэтому их можно арестовывать?
И вот когда Лукашенко так себя повел, города взорвались. Сначала люди пошли на выборы. Явка была такая, какой я никогда лично не видел. Очереди стояли - причем если не все, то подавляющее большинство стояли поставить Лукашенко свой минус. Абсолютное большинство.
Вот это массовое возмущение людей и вылилось не в обычные протесты свядомых, а в эти, практически революционные протесты.
И что, наши русские братья прислушались к нашему возмущению, к нашим чувствам? Продемонстрировали ли они элементарное уважение к нашему мнению. Ведь в среднем граждане Белоруссии никак не глупее россиян, причем знают о ситуации на месте несравненно лучше.
Нет!
Началась какая-то хрень о Соросе, о НАТО, заводах. Вы что, в правительстве сидите? Когда Путин решает вопросы и высказывает свое мнение основываясь на такого рода стратегических соображениях, это понятно. У него работа такая. Власть, пока она существует, даже самая лучшая, наступала и будет наступать на горло людям. Из высших, конечно, соображений. А левые должны быть за людей. И против власти. Поскольку любая власть есть инструмент господства высших классов. Поэтому левые имеют стратегическую цель ликвидацию всякой власти как зла - возможно пока необходимого, - но все равно зла, необходимость которого уходит в прошлое, шаг за шагом.
Левые, даже когда они не могут повлиять - а сегодня они обычно не могут повлиять, - должны хотя бы просто сочувствовать людям, а не истеблишменту. А если нет, если вы говорите в унисон с истеблишментом, значит вы не левые. Точка!
В теории гегемонии Грамши основным элементом этой гегемонии является интеллигенция, которая повторяет тезисы господствующего класса. Выдумывает аргументы для них, мемы, словечки, то есть делает эти тезисы убедительными и как бы общепринятыми для всего общества. И только так держится гегемония. Если интеллигенции отказывает власти в сочувствие и поддержке, то гегемония рушится, а за ней рушится и власть.
Так вот вы - не все, но в большинстве, есть кирпичики вот этой гегемонии, которая сейчас держит в руках и Россию, и Белоруссию, и Украину, да и весь мир. Но значит вы не левые.
Тут ведь вот что понимать нужно. Левые это не те, которые поддерживают какие-то хитрые тезисы, которые они сами назвали «левыми». Таких левых, которые давно являются частью истеблишмента - полная Европа.
Левые, - это которые во всех случаях противостояния народных масс и государственной власти сочувствуют народным массам, а не дворцам, сапогам и дубинкам. Если исключения и случаются - жизнь слишком многомерна, - то они лишь подтверждают правило. Для левого должно быть нормальным и естественным ошибочно сочувствовать народу, и совсем не нормально и не естественно ошибочно сочувствовать президентам, отцам нации, и иным «лучшим людям».
Но вернемся к кантовскому императиву. Из всего что я говорю следует то, что для левого, для настоящего левого, даже сказать четче, для настоящего коммуниста, народ - вот то, что называют народными массами, то, что не власть, не истеблишмент, - вот он всегда должен быть целью, а не средством. Коммунисту очень легко поскользнуться и представить его средством для реализации чего угодно, то ли мировой революции, то ли освободительной борьбы, то ли скреп, удерживающих мир от либерального разложения. Но нельзя.
Может, для хода истории такие ошибки иногда и полезны, но именно они же сыграли важнейшую роль в крахе нашей попытки построить справедливое общество. Меня тут упрекали, что вот де я писал, то-то или то-то, а теперь настаиваю кантовском категорическом императиве в отношении народных масс со стороны левых. Что я могу сказать? Я многое переосмыслил в процессе всех этих событий в Белоруссии, и пришел к определенным выводам, которые и оглашаю. Я все же человек, а не памятник на собственной могилке.
Что нам было надо в Белоруссии - всего лишь сочувствие. Не вагоны с винтовками и не войны-интернационалисты, их нет у вас, да и нам они не нужны - а всего лишь сочувствие и уважение к НАШЕМУ мнению. Ведь мы тут живем. Просто из доверия к нам, народным массам, - не «свядомым», не еще каким-то … истам, - а аполитичным до этого дня массам, которые в первые за многие годы вышли выразить свое возмущение несправедливостью и наплевательским отношением. Восприняв нас, с нашими желаниями и нашим возмущением несправедливостью как цель. Вы же, - не все, но большинство, - высказали сочувствие Господству и Власти с ее, Господства и Власти целями, интересами и задачами, выраженными в слоганах на геополитическую тематику. Заговорили их языком, - противостояние, НАТО, агенты Сороса, деньги Госдепа. Это их язык, их дискурс, на котором и держится их господство, и в рамках этого дискурса народные массы являются не более чем средством для этого противостояния, торжества то ли скреп общества, то ли идеалов свободы. Вы заговорили на этом языке, отказав нам в сочувствии и тем самым отнеслись к нам как к средству.
А ведь ваше сочувствия, будучи всего лишь словами здесь и сейчас в долгосрочном плане и было бы сильнейшем ударом и по Кремлю, и по Белому Дому и по всем кремлям и белым домам, щедро рассыпанным по планете. Потому, что ваше сочувствие стало бы самым грозным оружием - сильнее винтовок - подрывающим гегемонию Власти и Господства.
Ну и национальный момент, куда же без него. Мне тут один гражданин написал, что я нехороший, ибо говорю об отношении белорусов к россиянам, а это не марксистская терминология. Проблема в том, что это реальность. Национальные представления, национальные чувства и отношения - это просто обыденная реальность. Это сложный момент, объект манипуляций сильных мира сего и так же легко, как это делают свядомые, да и вообще все националисты любого народа, записать народ в средство реализации их представлений о нации, - в этом смысле национализм есть так же отношение к людям как к средству, а не как к цели.
Но! Если бы россияне в массе просто выразили сочувствие белорусам, они получили бы, говоря современным языком, +10 к любви и ощущению братства с их стороны. А по факту получили -10. Вот и все. Это не смертельно, но может и сыграть.
P.S. Я, конечно, не уйду из ЖЖ в обозримом будущем, и очень изменяюсь, что повел себя как старая кокотка, которая желая уговоров и комплементов, грозиться - ай, я вас покину, вы меня не цените.
Мои мотивы были совсем иные, поверьте. Но переосмыслив свои взгляды сам, хотел бы, чтобы и вы подумали на эту тему. В том числе и почему, у нас левых, ничего не получается последние десятилетия. Может быть потому, что мы продолжаем держать людей за средство, и уже поэтому, не желая того, но поддерживаем существующие Господство и Власть.